Становление поэтики зрительного в онтологической поэзии рубежа XVIII-XIX веков (А.Н. Муравьев -Г.Р. Державин - А.А. Волкова)

Автор: Поташова Ксения Алексеевна

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Русская литература

Статья в выпуске: 2 (57), 2021 года.

Бесплатный доступ

Актуальность поставленной проблемы связана с необходимостью выявления традиции и новаторства русской поэзии рубежа XVIII-XIX вв. в аспекте визуализации художественного образа. Новизна исследования связана с расширением представлений о поэтике зрительного посредством анализа концепции художественного видения мира не только центральных фигур историколитературного процесса, но и выступающих наследниками поэтического стиля Г.Р. Державина малоисследованных поэтов (М.Н. Муравьев, А.А. Волкова), лучшие стихи которых представляются значимыми в историко-литературном процессе. Посредством анализа зрительных метафор в поэзии Г.Р. Державина, М.Н. Муравьева, А.А. Волковой доказано, что в русской поэзии рубежа XVIII-XIX вв. оформилась своеобразная манера видения, связанная с восприятием созерцаемого мира как картины, и, как следствие, сложился новый эстетический вектор самопознания и познания мира посредством взгляда, многообразие и величие Божьего мира акцентируется в зрительных представлениях, именно через них постигается причинно-следственная связь явлений действительности. В статье реконструированы особенности художественного мышления поэтов рубежа XVIII-XIX вв., выявлены пути создания визуального словесного образа, основанного на преобразовании зрительно воспринимаемого мира в словесную форму. Рассмотрение генезиса поэтики зримого, связанной с созданием аллегорически представленной картины мира вокруг, позволяет с высокой точностью описать наиболее яркие приемы репрезентации визуальных образов, представить эффективную модель анализа пейзажного экфрасиса в творчестве русских поэтов.

Еще

Художественный образ, поэтика зрительного, г.р. державин, м.н. муравьев, а.а. волкова, поэтическая формула, онтология

Короткий адрес: https://sciup.org/149136575

IDR: 149136575   |   DOI: 10.24411/2072-9316-2021-00039

Список литературы Становление поэтики зрительного в онтологической поэзии рубежа XVIII-XIX веков (А.Н. Муравьев -Г.Р. Державин - А.А. Волкова)

  • Аверинцев С.С. Поэзия Державина // Из истории русской культуры. Т. IV (XVIII - начало XIX в.). М.: Языки русской культуры, 2000. С. 763-770.
  • Алпатова Т.А., Киселева И.А. Человек - идеал - общество: проблемы аксиологии литературы // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2010. № 2. С. 136-141.
  • Аношкина-Касаткина В.Н. Православные основы русской литературы XIX века. М.: Пашков дом, 2011.
  • Батюшков К. Н. Сочинения: в 3 т. Т. 1. М.; Л.: Academia, 1934.
  • Быстров Н.Л. Об онтологическом статусе слова в поэзии Мандельштама // Известия Уральского государственного университета. 2004. № 33. С. 201-211.
  • Державин Г.Р. Сочинения: в 6 т. СПб.: Императорская академия наук, 18641871.
  • Дидро Д. Сочинения: в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1986.
  • Волкова А.А. Стихотворения. СПб.: Морская типография, 1807.
  • Есаулов И.А. Ода Г.Р. Державина «Богъ»: новое понимание // Проблемы исторической поэтики. 2016. № 14. С. 45-67.
  • Киселева И.А. Изучение творчества М.Ю. Лермонтова как религиозно-философской системы: проблемы методологии // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Русская филология. 2010. № 4. С. 95100.
  • Киселева И. А. О смысловой цельности дефинитивного текста поэмы М.Ю. Лермонтова «Демон» (1839) // Проблемы исторической поэтики. 2019. Т. 17. № 4. С. 91-106.
  • Киселева И.А. Онтология стихии в художественном мире М.Ю. Лермонтова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2011. № 4. С. 74-78.
  • Киселева И.А., Поташова К.А. Семантика и поэтика русского костюма в «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина // Проблемы исторической поэтики. 2018. Т. 16. № 2. С. 36-48.
  • Лазареску О.Г. Традиция «духовного зрения» в русской литературе XVIII в. // Литература древней Руси. Материалы Х Всероссийской конференции «древнерусская литература и ее традиции в литературе Нового времени», посвященной памяти профессора Н.И. Прокофьева. г. Москва, 6-7 декабря 2018. М.: МПГУ, 2019. С. 307-319.
  • Ларец мудрости духовной: Поучения святых отцов и подвижников благочестия. Минск: Свято-Елисаветинский монастырь, 2008.
  • Ломоносов М.В. Избранные произведения. Л.: Советский писатель, 1986.
  • Молитвослов на церковнославянском и русском языках. М.: Благовест, 2015.
  • Муравьев М.Н. Стихотворения. Л.: Советский писатель, 1967.
  • Платон (Левшин), митрополит. Православное учение, или сокращенное христианское богословие для употребления Его Императорского высочества, пре-светлейшего всероссийского наследника, благоверного государя, цесаревича и Великого князя Павла Петровича. М.: Синодальная типография, 1780.
  • Поташова К.А. Цветовая визуализация художественного образа как особенность творческого метода Г.Р. Державина // Научный диалог. 2019. № 11. С. 199-214.
  • Поташова К.А. Влияние живописи на эстетический идеал русской литературы первой трети XIX века (А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов): дис. ... к. фи-лол. н.: 10.01.01. М., 2016.
  • Псалтирь на церковнославянском и русском языках. М.: Духовное преображение, 2017.
  • Топоров В.Н. Из истории русской литературы. Т. 2. Кн. 2. М.: Языки славянской культуры, 2003.
  • Торияма Ю. Мотив зрения у М.Н. Муравьева и А.Н. Радищева в контексте европейского просвещения // Новый филологический вестник. 2006. № 1 (2). С. 37-46.
  • 25 Эпштейн М.Н. Природа, мир, тайник вселенной. Система пейзажных образов в русской поэзии. М.: Высшая школа, 1990.
  • Эткинд Е. Две дилогии Державина // Gavriil Derzhavin (1743-1816) / Ed. Et-kind E., Elnitsky S Northfield; Vermont: The Russian School of Norwich University, 1995. P. 234-256.
Еще
Статья научная