Старообрядческое село Новая Брянь (Забайкалье): возникновение, рост населения (вторая половина XVIII - середина XIX века)

Бесплатный доступ

История возникновения русских населенных пунктов на территории Забайкалья связана с проблемой земледельческого освоения новых земель. Образование старообрядческого села Новая Брянь на необжитом месте имело свою особенность и явилось следствием насильственного переселения крестьян-старообрядцев из пределов Польши. Переведенные семьи старообрядцев первоначально подселили в уже существующие за Байкалом русские деревни. Но подобное поселение было плохо подготовлено и не до конца продумано. Вскоре оказалось, что в поселенных деревнях ощутим недостаток земли для наделения крестьян. В статье на архивных материалах прослежены появление первых семей из других селений в селе Новая Брянь и рост его населения на протяжении трех четвертей века. Выявлены главы семей, состав семей, количество домов, рост родовых кланов. Приведены факты хозяйственных достижений в хлебопашестве.

Еще

Переселение, старообрядцы, основание села новая брянь, семьи старообрядцев, рост населения, родовые кланы, землепашество, хлеб

Короткий адрес: https://sciup.org/14522426

IDR: 14522426

Текст научной статьи Старообрядческое село Новая Брянь (Забайкалье): возникновение, рост населения (вторая половина XVIII - середина XIX века)

История возникновения и образования с. Новая Брянь непосредственно связана с насильственным переселением большой группы русских старообрядцев из пределов Польши в 494

1764–1768 гг. История основания этого селения имеет свои особенности: оно населялось семьями, прежде поселенными в других русских деревнях Тарбагатайского ведомства, а именно: в Куйту- не, Большом Куналее, Тарбагатае, Десятникове. Об этом свидетельствуют архивные данные, обнаруженные автором и опубликованные в ряде изданий. [Болонев, 1994, с. 116–126; Болонев, 2009, с. 298–313]. Затем несколько семей, в основном старообрядцев-поповцев, по ряду причин переселились в Новую Брянь.

Некоторые факты о таком перемещении по-сельщиков в новую деревню находим у М.М. Шмулевича. Поисками первопоселенцев, основателей этого села, занимались и местные краеведы, которые записали ряд преданий и родословных. Большую работу в этом плане вел учитель истории Новобрянской школы Сергей Викторович Иванов (ныне покойный). Ценная, богатая фактами рукопись по истории с. Новая Брянь подготовлена Созоном Ивлевичем Жерловым. Она написана очевидцем тех бурных событий с явной классовой позицией.

В данной статье предпринята попытка осветить некоторые страницы из истории заселения села на основе архивных материалов, обнаруженных в результате многолетних изысканий в архивах Улан-Удэ, Иркутска, Читы.

Русских поселений по Бряне речке до начала 40-х годов XVIII в. фактически не имелось. Первые упоминания о нескольких русских людях, поселившихся в тех местах, имеются в документе, опубликованном Е.М. Залкиндом и датированном 1749 г. Там говорится: «На Усь Бряни жительство имеет домом удинской обыватель Петр Лазарев. На Бряне речке жительство имеет домом удинской обыватель Никифор Жаркой». Как видим, это были деревни-однодворки.

Далее сообщалось, что «на Бряне речки заморские брацкие зайсан Улахан кулметцого роду и при нем юрт з двадцать жительство имеют, да ба-шан брацкой» [Залкинд, 1965, с. 143–144].

Далее о заселении села привлечены данные архивов, которые удалось собрать на протяжении полувека, и другие источники.

25 сентября 1768 г. генерал-майор Петр Ивашев отправил доношение на имя императрицы из Нерчинска в Петербург, в котором были собраны сведения «о выведенных из Польши, отправленных в Сибирь на поселение российских людях, сколко где оных поселено». В документе перечислены все селения, где стали обустраиваться старообрядцы, и указано их количество в каждом селе. [Покровский, 1975, с. 109–112]. Но сведений о Новой Бряни не имеется. Следовательно, данного селения еще не существует.

Вероятно, переселения старообрядцев из других деревень и слобод в это село начались после

1768 г., и начало его освоения относится к концу 60-х годов XVIII в.

Первоначально собирать сведения о поселенных старообрядцах стало местное губернское начальство и иркутское духовенство. С 1784 г. лишенные священства и церкви старообрядцы начали просить генерал-губернатора Иркутского и Колыванского И.В. Якобия, чтобы он позволил «своим полномочием по необходимой нашей нужде содержать священников, кои находятся в Новгородском-Северском наместничестве Ста-родубской слободе...» [ГАИО. Ф. 50. Оп. 7. Д. 40. Л. 115].

Как видим, старообрядцы не теряют связи с прежним местом жительства. 11 декабря 1794 г. обращение «по секрету» с подобной просьбой было направлено и генерал-майору Лариону Тимофеевичу. В декабре того же года Иркутское духовное начальство затребовало от поселенных старообрядцев сведения. Старообрядцы всех селений должны были ответить на 15 пунктов, основными из них были: 1) когда они приведены; 2) в какие места поселены; 3) сколько их мужского и женского пола и т.д. В следующем году крестьяне-старообрядцы всех 30 селений дали ответы протоиерею Ливерию Мордовскому. Они опубликованы [Болонев, 1992, с. 49–55].

В ведомости, написанной со слов посельщи-ков-старообрядцев, подписанной протопопом Ли-верием Мордовским, в Новобрянской деревне было 34 дома, 96 лиц мужского пола и 116 – женского [Болонев, 2009, с. 314]. Согласно ведомости, составленной генерал-майором Ларионом Тимофеевичем в феврале 1795 г., подписанной земским исправником Иваном Фон Швейденом о заселении д. Новобрянской в документе сказано: «Поселение их сперва Тарбагатайского ведомства в разных селениях, а потом переведены на реку Брянь под названием Новобрянской деревни:

Переведены из Польши в 1765 г. число душ муж. п. 24, жен. п. 20.

По четвертой ревизии 1782 г. состояло душ муж. п. 28, жен. п. 26.

Ныне вновь рожденных число душ 30 муж. п. 44 жен. п.»

[Болонев, 2009, с. 311].

Архивные материалы дают нам не только статистические данные, но и открывают имена основателей села. По изысканиям М.М. Шмулевича известно, что «братья Никита и Анисим Шитовы (в других документах Шитины, Шитиковы. – Ф.Б.), Афанасий и Никифор Павловы, Федор Емельянов, Иван Афанасьев, Минай Иванов, Семен Леонов, Никифор Матвеев и его 6 сыновей построили пер- вые дома на живописном берегу р. Брянки и основали новое селение – Новая Брянь».

Из приведенных выше материалов видно, что население увеличивается. Количество женщин значительно возросло. К 1851 г. из 67 семей, живущих в Новой Бряни, 58 были семейские [Шмулевич, 1985, с. 63].

Сведения о количестве семей старообрядцев, относящиеся к середине XIX в., приведенные М.М. Шмулевичем на основе архивных данных, вызывают сомнение. Нами в Государственном архиве Республики Бурятия найден документ «Список раскольников Новобрянского селения» за 1851 г. В списке названы имена и фамилии 129 глав семейств и приведено количество душ мужского и женского пола в каждой семье. В этом списке находим, что в клане Афанасьевых 8 семей, Матвеевых – 14 семей, Леоновых – 10 семей, Шитиных – 8 семей, Жерловых – 6 семей, Заиграе-вых – 11 семей. Только эти 6 родов дают 51 семью [ГАРБ. Ф. 207. Оп. 1. Д. 2212. Л. 151–155].

Сопоставляя росписи Тарбагатайской Зоси-мо-Савватиевской церкви прихожанам разных селений, опубликованные в книге [Болонев, 2009, с. 298–308], находим, что большая часть староверов переселилась в село Новая Брянь из с. Куйтун (Афанасьевы, Емельяновы, Шитины, Ивановы, Кушнаревы, Тарабукины, Жерловы...), из Тарбагатая (Киселевы, Заиграевы), из Десят-никово (Павловы, Вишняковы, Матвеевы), Плешивых из Куналея. Откуда прибыли Леоновы не известно.

Согластно записи ревизской сказки за 1811 г. из д. Старобрянской в д. Новобрянскую переселился Лаврентий Ставской. Ему 36 лет, его дети: Лука 17 лет, Иван 8 лет. В поданой им сказке он сообщил: «Я Ставской по прошедшей ревизии состоял в деревне Старобрянской, а в 1796 году перешел по желанию общества и по родству к отцу своему в написанную деревню Новобрянскую». Он переселился от старожилов и был приписан из д. Старобрянской от старообрядцев [ГАРБ. Ф. 44. Оп. 1. Д. 1. Л. 217].

Илья Иванов Афанасьев по 5-ой ревизии (1795 г.) состоял в слободе Куйтунской, но «по малоимению пахотной земли переселился по согласию общества в оную (Новую Брянь), в которой по нынешней 6-ой ревизии (1811 г.) желаю остаться в платеже государственных податей» [ГАРБ. Ф.44. Оп. 1. Д. 1. Л. 218].

Как видим крестьяне переселяются в Новую Брянь по желанию общества и по родству к отцу своему, а так же главным образом по «малоиме-нию пахотной земли».

На новом месте земли хватало на всех. Крестьяне распахивают целину, сеют хлеб, излишки которого продают в казну. В документе Мухорши-бирского волостного правления «О запроданном хлебе в Верхнеудинские запасные магазины и крестьянах запрадавших в казну хлеб» за 1811 г. читаем: «Новобрянской деревни крестьяне продали 120 пудов. За проданный хлеб мукою следующие деньги на раздачу продавцов получил 60 рублей сельский выборный Иван (фамилия не разобрана)». Перечислены имена и фамилии крестьян этого селения, продавшие хлеб: Никифор Павлов, Иван Ефимьев, Федот Заиграев, Прокопей Жер-лов, Андрей Афанасьев, Тимофей Матвеев, Иван Марфин, С. Плешивой, Лаврентий Ставский, Иван Бадулин, Семен Леонов, Тарас Данилов, Иван За-играев, Осип Гончаров, Николай Иванов, Иван Семенов, Иван Матвеев, Иван Тарабукин, Иван Шурыгин (ГАРБ. Ф. 44. Оп. 1. Д. 25. Л. 6). Данный список один из полных и содержит наиболее ранние сведения о крестьянах-первопоселенцах, которые с семьями перебрались на новое место жительства из разных селений Тарбагатайского ведомства и активно занялись хлебопашеством.

С ростом населения и развитием хлебопашества на р. Брянке появляются водяные мельницы. В 1818 г. в Верхнеудинском уезде Тарбагатайской вол. в с. Старая Брянь числилось государственных крестьян 86 душ мужского пола, 20 дворов и 2 мельницы, а в Новобрянской д. государственных крестьян уже было 181 душа мужского пола, 56 дворов и 3 водяных мельницы, кроме того в селе проживали ясашных 8 мужчин в трех дворах, пропитаных 9 мужчин и 3 двора (пропитанный – каторжный, уволенный от работ на свое пропитание) [ГАРБ. Ф. 207. Оп. 1. Д. 19. Л. 155–160].

В 1840 г. в Старой Бряне три мельницы: у Андрея Тютрина на р. Брянке на одном поставе построена в 1820 г. без приговора общества; у Василия Шигина построена там же в 1825 г.; у Викула Солдатова построена там же в 1820 г. В с. Новая Брянь мельницы – у Елизара Леонова на р. Брянке (построена в 1820 г.), у Астафия Павлова (построена в 1830 г.), у Луки Ставкова (Ставского) (построена в 1825 г.) [ГАРБ. Ф. 207. Оп. 1. Д. 1716. Л. 44].

Итак, мы вкратце расмотрели историю возникновения старообрядческого с. Новая Брянь, выявили семьи первых поселенцев, основателей села, проследили рост населения за три четверти века, начальное развитие хлебопашества и появление водяных мельниц. Впоследствии жители этого села прославились искусственным орошением полей и лугов и получением рекордных для Забайкалья урожаев.

Список литературы Старообрядческое село Новая Брянь (Забайкалье): возникновение, рост населения (вторая половина XVIII - середина XIX века)

  • Болонев Ф.Ф. Семейские. Историко-этнографические очерки. -Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1992. -224 с.
  • Болонев Ф.Ф. Старообрядцы Забайкалья в XVIII-XX вв. -Новосибирск: Февраль, 1994. -148 с.
  • Болонев Ф.Ф. Старообрядцы Забайкалья в XVIII-XX вв. -Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2009. -340 с.
  • Залкинд Е.М. Начало русской колонизации бассейна р. Уды//Культура и быт народов Бурятии. -Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1965. -Вып. 4. -С. 142-144.
  • Покровский Н.Н. К истории появления в Сибири забайкальских семейских и алтайских «поляков»//Изв. Сиб. отд-ния АН СССР. Сер. общест. наук. -1975. -Вып. 2. -С. 109-111.
  • Шмулевич М.М. Очерки истории Западного Забайкалья (XVII -середина XIX в.). -Новосибирск: Наука, 1985. -286 с.
Статья научная