Структура и функции звукового кода в "Записках охотника" И. С. Тургенева

Автор: Неминущий Аркадий Николаевич

Журнал: Проблемы исторической поэтики @poetica-pro

Статья в выпуске: 3 т.16, 2018 года.

Бесплатный доступ

Исследователи творчества И. С. Тургенева на сегодняшний день накопили значительный опыт изучения и интерпретации семантики различных компонентов художественного мира писателя. В течение долгого времени основное внимание было сконцентрировано на проблемах выявления особенностей воссоздания героев и персонажей тургеневской прозы. Вместе с тем во второй половине XX в. значительные усилия предпринимались для определения места и функций пространственно-временной организации, ее визуального (в том числе колористического) сегмента, а также особенностей сферы ольфакции. Однако роль звуковой партитуры в границах поэтики Тургенева изучалась только эпизодически. Между тем звуковой код в цикле «Записки охотника» имеет большое значение. Структура данного компонента общей картины мира представляет собой несколько уровней, внутри которых присутствует определенная иерархия. На природном уровне доминируют звуки фауны с преобладанием голосов птиц, что транслирует семантику воздушной стихии и свободы. Шумовой элемент изображенной флоры строится на пантеистических принципах с акцентом на эстетизацию и метафоризацию. В рамках социального звукового кода особое место занимает культурная парадигма с четко выделенным музыкально-вокальным рядом, который складывается в особый сюжет с кульминацией в рассказе «Певцы». Наконец, ряд «мистических» звуков дополняет сложную картину национального космоса, каким его воспринимает и изображает Тургенев в своем прозаическом цикле.

Еще

Тургенев, "записки охотника", фоносфера природы, звуки социума, звуковой код культуры

Короткий адрес: https://sciup.org/147226173

IDR: 147226173   |   DOI: 10.15393/j9.art.2018.5301

Список литературы Структура и функции звукового кода в "Записках охотника" И. С. Тургенева

  • Ачкасова Г. Л. Диалог искусств как способ раскрытия художественной индивидуальности писателя: союз слова и музыки в творчестве И. С. Тургенева // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2011. - № 6. - С. 353-357.
  • Беляева И. А. Система жанров в творчестве И. С. Тургенева. - М.: МГПУ, 2005. - 252 с.
  • Бурштинская Е. А. Цвет как аспект литературного портрета в художественной прозе И. С. Тургенева: автореф. дис.. канд. филол. наук. - Череповец, 2000. - 18 с.
  • Быкова О. С. Народные песни в «Записках охотника» и повести «Затишье» И. С. Тургенева // Русская речь. - 2018. - № 1. - С. 107-114.
  • Гареева Л. Н. Функции пейзажа в романах И. С. Тургенева «Дворянское гнездо» и «Накануне» // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. - Воронеж, 2012. - № 1. - С. 33-39.
  • Зыховская Н. Л. Запах как принцип «художественного досье» в прозе Тургенева // Путь науки. - Волгоград, 2014. - № 6. - С. 63-65.
  • Зыховская Н. Л. Ольфакторий русской прозы XIX века: дис.. д-ра филол. наук. - Екатеринбург, 2016. - 518 с.
  • Кошелев B. А. Эффект охотника в русской словесности середины XIX века // И. С. Тургенев. Новые исследования и материалы. - М.; СПб.: Альянс-Архео, 2009. - С. 95-111.
  • Кривонос В. Ш. Мотив стука в поэтике И. С. Тургенева // Известия Академии наук. Серия литературы и языка. - 2000. - Т. 59. - № 5. - С. 32-37.
  • Кузнецова Е. Своеобразие авторской позиции в цикле очерков И. С. Тургенева «Записки охотника» // Исследователь / Researcher. - М.: МПГУ, 2013. - № 3-4. - С. 296-314.
  • Логутова Н. В. Поэтика пространства и времени романов И. С. Тургенева: дис.. канд. филол. наук. - Кострома, 2002. - 201 с.
  • Макарова Е. В. Художественное пространство в книге рассказов "Записки охотника" И. С. Тургенева // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. - 2011. - Т. 17. - № 3 - С. 179-182.
  • Петерс А. Роль и функции русской народно-лирической песни в «Записках охотника» И. С. Тургенева // Документальное и художественное в литературном произведении: межвуз. сб. науч. тр. - Иваново, 1994. - С. 18-25.
  • Плесканюк Т. Н. Номинация цвета в описаниях природы И. С. Тургенева // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. - 2015. - № 3. [Электронный ресурс]. - URL: http://scipress.ru/philology/articles/nominatsiya-tsveta-v-opisaniyakh-prirody-is-turgeneva.html (02.07.2018).
  • Плесканюк Т. Н. Звук и цвет в пейзажах И. С. Тургенева // Слово, высказывание, текст. Сб. науч. тр. I Международной научно-практической конференции. Нижегородский институт управления РАНХиГС. - Нижний Новгород, 2015. - С. 53-56.
  • Рогачева Н. А., Хуэйсинь Цзи. Язык запаха в повести И. С. Тургенева "Вешние воды" // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. - 2017. - Т. 3. - № 3. - С. 80-93.
  • Толоконникова И. В. Творческий путь И. С. Тургенева. - М.: МГУ, 2017. - 84 с.
  • Топоров В. Н. Странный Тургенев (Четыре главы). - М.: РГГУ, 1998. - 192 с.
  • Турбанов И. С. Поэтика видения в творчестве И. Тургенева // Эволюция форм художественного сознания в русской литературе (опыты феноменологического анализа): сб. науч. тр. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2001. - С. 198-232.
  • Фуникова С. В. Проблема полижанровости в «Записках охотника» И. С. Тургенева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. -2015. - № 3 (45). - Ч. III. - С. 176-179.
Еще
Статья научная