Структура рождаемости у городского населения Среднего Поволжья в 1955-1965 гг.
Автор: Румянцева Мария Александровна
Журнал: Известия Самарского научного центра Российской академии наук @izvestiya-ssc
Рубрика: Отечественная история
Статья в выпуске: 6 т.18, 2016 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается вопрос о причинах снижения рождаемости городского населения Среднего Поволжья. Автор на основе значительного массива архивных источников дополняет и расширяет наше представление о структуре рождаемости городского населения Средневолжского региона. Указываются причины падения рождаемости и рассматривается их связь с экономическими и социальными изменениями в структуре российского общества того периода. Делается вывод о необходимости изучения демографических процессов происходивших в период правления Н.С. Хрущева, для лучшего понимания современных демографических процессов, так как именно тогда Россия перешла к современному типу воспроизводства населения.
Городское население, среднее поволжье, структура рождаемости, 1955-1965 гг.
Короткий адрес: https://sciup.org/148204991
IDR: 148204991
Текст научной статьи Структура рождаемости у городского населения Среднего Поволжья в 1955-1965 гг.
В последние годы в России много говорится о необходимости повышения рождаемости и даже достигнуты некоторые успехи в этом направле-нии1. Однако для лучшего понимания нынешней ситуации в сфере рождаемости необходимо также представлять ее в прошлом нашей страны; и не только в целом по РСФСР, но и в отдельных регионах, что позволит точнее прогнозировать последствия предпринимаемых усилий.
Несмотря на то, что рождаемость в целом по СССР довольно хорошо изучена еще советскими авторами (см. работы А.Г. Вишневского, С.А. Новосельского, Р.И. Сифман, Б.С. Урланиса и др.)2, мы можем утверждать, что эта же проблематика в региональном разрезе до сих пор рассмотрена недостаточно. Средневожский регион вызывает в этой связи особый интерес. В предвоенные годы это был типично аграрный регион. Однако после Великой Отечественной войны он быстро превратился в высокоурбанизированный и промышленно развитый район страны. Поэтому процессы, происходившие в Среднем Поволжье, крайне интересны для изучения.
Рождаемость у городского населения серьезно влияла на рождаемость у населения в целом, так как именно в это время городское население страны достигло отметки в 60 % всего населения3.
Значительное снижение рождаемости у городского населения произошло в РСФСР и Среднем Поволжье именно в период «хрущевской оттепели». В 1958 году рождаемость в РСФСР составляла 21,2 человека на 1000 населения, к 1965 году она снизилась до 14,6 человека на 1000. В Среднем Поволжье рождаемость также снизилась в 1,5 раза, а в ТАССР даже в 1,7 раза4.
Хотя рождаемость в Среднем Поволжье в хрущевский период постоянно снижалась, однако рассматриваемый процесс был нелинеен. Так как в ряде субъектов Среднего Поволжья рождаемость была выше, чем в РСФСР, то и в целом по региону ситуация была аналогична. Из-за меньших перекосов в половозрастной структуре в промышленноразвитых Куйбышевской области и ТАССР в конце 1950-х годов рождаемость была выше, чем в сельскохозяйственных Пензенской и Ульяновской областях. К тому же семейнокультурные нормы татарского населения, поощрявшие многодетность, делали рождаемость в Татарии самой высокой в регионе. Однако именно из-за того, что Куйбышевская область и ТАССР были регионами с наиболее развитой промышленностью, рождаемость в них падала быстрее, чем в Пензенской и Ульяновской областях. В результате в Среднем Поволжье в рассматриваемый период рождаемость упала в 1,5 раза, в Куйбышевской области – в 1,6 раза, в ТАССР – в 1,7 раза, а Пензенской области всего в 1,2 раза, Ульяновской же – в 1,4 раза5.
Половая принадлежность новорожденных в указанные годы не отличалась от прошлых лет. Мальчиков рождалось немного больше, чем девочек. Например, по РСФСР в 1958 году соотношение родившихся было 0,9 девочек на 1 родившегося мальчика, точно таким же было соотношение родившихся по полу во всех субъектах рассматриваемого региона, к концу изучаемого периода оно не изменилось. Подобная тенденция отмечена еще С.А. Новосельским в его небезызвестной работе «Влияние войны на половой состав рождающихся». Половое соотношение родившихся – величина почти постоянная для отдельных популяций, так как обусловлена биологически и составляет 103-107 мальчиков на 100 родившихся девочек6.
Большая часть родившихся в эти годы в Среднем Поволжье это первые и вторые дети, к тому же доля первенцев растет значительно быстрее, чем доля вторых детей. В 1956 году первенцы составляли 46,6% от всех родившихся, в 1965 году они составляли уже 53,1%, количество же вторых рождений выросло с 30,5% до 33,2%. Вместе первые и вторые рождения составляли от 77,1% до 86,3% всех родившихся в год. В Куйбышевской, Пензенской и Ульяновской областях ситуация похожа (доля первенцев выросла на 7-9%, вторых рождений на 2-4%), а вот в ТАССР процент первенцев вырос незначительно (с 43,7 до 45,8%), зато доля вторых детей изменилась существенно (с 29,7% до 34,7%). Рост идет в основном за счет вторых и третьих, а в ТАССР – четвертых и пятых рождений. Доля рождений от шестого и выше колебалась незначительно (не более 3%)7. Как указывает Р.И. Сифман, в рассматриваемые годы планировалось не только количество детей в семье, но и порядок их рождения. И если в довоенные годы откладывалось, как правило, третье рождение, но не первое и второе, то в послевоенные уже стремятся отложить второе рождение8.
Если обратиться к вопросу о возрасте матери, то в Среднем Поволжье в 1955-1965 годах наибольшее количество детей родилось у матерей в возрасте 25-29 лет (около 38%), а наименьшее количество детей рождалось у женщин в возрасте «моложе 16 лет» и «старше 45 лет» – менее одного процента. Рождаемость про возрасту матери подвержена в этот период существенным изменениям. Так, наблюдается рост рождений в возрасте 16-19 лет (почти в 2 раза) и 35-39 лет (на 1,3%), и падение их в возрасте 30-34 года и 40-44 года (на 4,8% и 1,2% соответственно). Рождаемость же в возрасте 20-24 года постоянно колеблется: 27,5% в 1956 году, 33,1% в 1964 году и 28,5% в 1965 году. Такие ее колебания были связаны с аналогичными колебаниями в регионах. Куйбышевская область в 1956 году была лидером по количеству первых рождений, и, как следствие, в ней был самый высокий процент рождаемости в возрасте 16-24 года, в то же время в ТАССР из-за существенного количества третьих-пятых рождений рождаемость у матерей в указанном возрасте была в 1,7 раза ниже. В следующей возрастной когорте рождаемость в различных регионах Среднего Поволжья в 1956 году отличалась незначительно, а вот уже в возрасте 25-29 лет в Пензенской области она на 4-5% ниже, чем в остальных регионах, в результате в следующей когорте эта область лидирует. В возрасте 35-39 лет в лидеры выходит Татария, она же первенствует в возрасте 40-44 года. В 1965 году ситуация изменилась. В Куйбышевской области женщины в возрасте 30-34 года стали рожать на 5,1% реже, чем это было в 1956 году. При этом рождаемость в возрастах 16-19 лет выросла на 3,2%, а в 35-39 лет – на 2,5%, в возрасте же 40-44 года она снизилась на 1,2%. В возрасте 20-24 года и 25-29 лет рождаемость практически не изменилась и была самой высокой из всех когорт, а вместе они составляли 2/3 всех рождений. В Пензенской и Ульяновской областях ситуация была похожей (см. табл.1). В ТАССР же ситуация была несколько иной. Падение наблюдалось в возрастных группах 20-24 года (на 1,5%), 30-34 года (на 2%), 40-44 года (в 1,5 раза) и 45-49 лет (в 4 раза). Рождаемость росла в возрасте 16-19 лет (почти в два раза), 25-29 лет (на 1,6%), 35-39 лет (на 1,5%). Во всех регионах почти исчезла рождаемость в возрасте старше 50 лет9.
Рассмотрев структуру рождаемости по возрасту матери, логично перейти к рассмотрению структуры рождаемости по социальному положению матерей, тем более что именно оно сильнее всего влияло на уровень рождаемости. В целом социальная структура рожениц не сильно отличалась от социальной структуры самодеятельного населения. Лидируют матери-работницы, их в 1965 году было более 60%. Служащих было около 30%, а матерей других категорий – от 2,5 до 5,6%. Преобладающая часть рождений произошла у работающих матерей. Для начала рассмотрим ситуацию в РСФСР. Более 62% детей рождалось у «рабочих», при этом чем выше был порядок рождений, тем меньше была разница между работающими матерями и матерями, находящимися на иждивении. Первенцы составляли 30% этих рождений, 21% приходился на вторые рождения, 6,3% – на третьи и 4,8% – на остальные. Первенцы привалируют и в семьях служащих, где они составили 2/3 всех рождений. Дети 3-го и более высоких порядков рождения дали всего 2,8%. Почти все матери в этой категории – работающие; на иждивении находилось только 2% рожениц. Всего же у «служащих» родилось 34,2% всех детей. Категория «прочие и не указавшие занятие» дала 4% всех рождений, большинство из них первенцы, что и неудивительно, ведь основу этой категории составляла учащаяся молодежь10.
Так как ситуация в Среднем Поволжье была в значительной мере схожа с ситуацией в РСФСР, то нам видится рациональным рассмотреть здесь лишь выявленные существенные различия. Так, в Куйбышевской области в семьях рабочих было почти на десять процентов больше первенцев, чем в других областях Среднего Поволжья. Доля же вторых детей была самой низкой и составляла всего 18,3%. Однако в семьях служащих доля первых и вторых детей в Куйбышевской области существенно выше, чем в регионе, и, как следствие, здесь самый низкий процент матерей «служащих», находящихся на иждивении. В то же время в Куйбышевском регионе было меньше всего детей высоких порядков рождения во всех категориях, не более 2,4%11. Сравните: тот же показатель для РСФСР составлял 4,8%, а для ТАССР он был уже 5,9%. (см. табл.2) Вообще в Татарии был самый высокий процент детей высоких порядков рождения12.
Таблица 1. Сведения о родившихся по возрасту матери (%)
1956 год |
1965 год |
|||||||||
3 « и а д ХО 5 ’S ч ^ о |
3 у я 5 У и 8 се я ч а хо С о |
я S § д о В я 5 я ч д ч R \О >> о |
и и 5 |
ф ч о и о С |
3 я и и а д ХО cd ’S ч ХО \4 о |
3 я Я 5 Я ч а хо С о |
S § д о В я 5 я cd д ч Ч \О >> о |
& и и 5 |
ф ч о и о С |
|
Моложе 16 лет |
0,02 |
- |
- |
0,01 |
0,01 |
0,04 |
0,01 |
0,06 |
0,02 |
0,03 |
16-19 лет |
4,4 |
3,5 |
3,8 |
2,6 |
3,6 |
7,6 |
6,8 |
7,4 |
4,8 |
6,5 |
20-24 года |
28,5 |
27,9 |
27,4 |
26,1 |
27,5 |
28,4 |
30,9 |
30,1 |
24,6 |
28,5 |
25-29 лет |
39,4 |
34,6 |
39,2 |
38,9 |
38,0 |
40,1 |
37,8 |
37,5 |
40,5 |
39,0 |
30-34 года |
19,1 |
22,7 |
19,3 |
20,4 |
20,4 |
14,0 |
15,2 |
15,0 |
18,4 |
16,0 |
35-39 лет |
5,9 |
7,6 |
6,7 |
7,8 |
7,0 |
8,4 |
7,2 |
8,3 |
9,3 |
8,3 |
40-44 года |
2,2 |
3,1 |
3,2 |
3,5 |
3,0 |
1,4 |
1,9 |
1,6 |
2,2 |
1,7 |
45-49 лет |
0,2 |
0,4 |
0,3 |
0,4 |
0,3 |
0,08 |
0,1 |
0,01 |
0,1 |
0,07 |
50 лет и старше |
0,007 |
0,01 |
- |
0,034 |
0,013 |
- |
- |
- |
- |
- |
Неизвестный возраст |
0,02 |
0,01 |
0,01 |
0,02 |
0,02 |
0,09 |
0,03 |
- |
- |
0,03 |
Итого |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Составлена по материалам: Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. А-374. Оп.30. Д.9633. Л.196, 235, 282, 325. Оп.35. Д.7674. Л.77, 119, 158, 200; Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Ф.1562. Оп.37. Д.2616. Л.53. Д.2619. Л.4. Оп.44. Д.2607. Л.2, 53. Д.2611. Л.14. Д.2613. Л.13. |
Демографы с уверенностью утверждают, что на вероятность рождения второго и третьего ребенка значительное влияние оказывает образовательный и социальный статус женщины. Работает следующая закономерность: чем выше уровень образования, тем чаще женщина откладывает рождение второго и третьего ребенка, а женщины с высшим образованием склонны и вовсе ограничиваться первыми рождениями. Как следствие, если первенцы у разных категорий населения появлялись почти в одном и том же возрасте, то интервалы между рождениями последующих детей у служащих были длиннее, а вероятность их появления на свет ниже13.
Причинами изменения в структуре рождаемости городского населения Среднего Поволжья стали: ухудшение половозрастной структуры (около 25% падения рождаемости)14; изменение социально-экономического статуса женщины15; переход от патриархальной к нуклеарной семье и, как следствие, смена функций стариков и детей в семье16; уменьшение смертности, в первую очередь детской17; увеличение разводимости (до 1/3 браков заканчивалось разводом)18, что не способствовало увеличению числа детей в семьях.
Таким образом, структура рождаемости городского населения Средневолжского региона претерпела в рассматриваемые годы значительные изменения. Данные процессы были связаны, как с общей ситуацией в стране, так и с региональными особенностями Среднего Поволжья. Именно в данный период Среднее Поволжье стало промышленноразвитым регионом, а Россия перешла к современному типу воспроизводства населения, что неизменно повлекло за собой снижение рождаемости и ограничение детности семей. При планировании современных программ по повышению рождаемости необходимо учитывать, что ее низкий уровень не недавнее явление, связанное исключительно с низким уровнем жизни населения, но глубоко укоренившаяся тенденция, вызванная значительными изменениями в образе жизни населения.
Список литературы Структура рождаемости у городского населения Среднего Поволжья в 1955-1965 гг.
- http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/# (дата обращения 20.06.2016).
- Вишневский А.Г. Демографическая революция. М.: Статистика, 1976. 240 с.
- Демографическая модернизация России: 1900-2000./Под ред. А.Г. Вишневского. М.: Новое издательство, 2006. 601 с.
- Новосельский С.А. Влияние войны на половой состав рождающихся//Вопросы демографической и санитарной статистики (Избранные произведения)/Под ред. А.М. Меркова. Москва, «Медгиз», 1958. С.191-199
- Сифман Р.И. Динамика рождаемости в СССР. М.: Статистика, 1974. 183 с.
- Урланис Б.Ц. Рождаемость и продолжительность жизни в СССР. М.: Госстатиздат, 1963. 136 с.
- Текущий архив Самарского областного комитета государственной статистики (ТАСОКГС): Естественное и механическое движение населения РСФСР. М., 1960. С.22-23.
- Румянцева М.А. Городское население Среднего Поволжья в 1955-1965 гг. Материалы к изучению демографической истории: Сборник материалов и документов. Самара: Самар.гос.техн.ун-т, 2012. С.12.
- Государственный архив Российской Федерации (далее -ГАРФ). Ф. А-374. Оп.30. Д.9629. Л.46, 118, 178; Ф. А-374. Оп.31. Д.7841. Л.74, 74об., 118, 118об., 161, 161об., 203, 203об. Д.7850. Л.1-2об., 73-72об., 111-112об., 151-152об., 181-182об., 193-193об. Д.1845. Л.5, 11, 14, 16, 18; Ф. А-374. Оп.32а. Д.7001. Л.77, 124, 159, 204; Ф. А-374. Оп. 35. Д.3114. Л.14. Д.3115. Л.80, 124, 169, 205.
- Население СССР за 70 лет. М.: Наука, 1988. С.191-199.
- ГАРФ. Ф. А-374. Оп.30. Д.9633. Л.196, 235, 282, 325
- ГАРФ. Ф. А-374. Оп.35. Д. 7674. Л.77, 119, 158, 200
- Российский государственный архив экономики (далее -РГАЭ). Ф. 1562. Оп.37. Д.2616. Л.53. Д.2619. Л.4
- РГАЭ. Ф.1562. Оп.44. Д. 2607 Л.2, 53. Д.2611. Л.14. Д.2613. Л.13.
- Сифман Р.И. Динамика рождаемости в СССР. М.: Статистика, 1974. С.82.
- Репинецкий А.И., Румянцева М.А. Городское население Среднего Поволжья в послевоенное двадцатилетие. 1945-1965 гг.: очерки демографической истории/Поволжский филиал Института российской истории Российской академии наук. Самара: Изд-во «НТЦ», 2005. С.122-126.
- ГАРФ. Ф. А-374. Оп.35. Д.7674. Л.77об., 119об., 158об., 200об.
- РГАЭ. Ф.1562. Оп.37. Д.2619. Л.4об.
- Центральный государственный архив Самарской области (ЦГАСО). Ф. Р-2521. Оп.26. Д.1037. Л.6-7; Ф. Р-2558. Оп.10. Д.1114. Л.1.
- ГАРФ. Ф. А-374. Оп.35. Д.7674. Л.77об., 119об., 158об., 200об.
- РГАЭ. Ф.1562. Оп.37. Д.2619. Л.4об.
- Сифман Р.И. Динамика рождаемости в СССР. М.: Статистика, 1974. С.59.
- Вишневский А.Г. Демографическая революция. М.: Статистика, 1976. С.99.
- Переведенцев В.И. Города и время. М.: Статистика, 1975. С.58
- Сифман Р.И. Динамика рождаемости в СССР. М.: Статистика, 1974. С.59
- Харчев А.Г., Голод С.И. Профессиональная работа женщины и семья. Л.: Изд-во ЛГУ, 1971. С.136.
- Демографическая модернизация России: 1900-2000/Под ред. А.Г. Вишневского. М.: Новое издательство, 2006. С.67-73.
- Просвирин В.Ф. Проблемы народонаселения в СССР. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. С.63.
- Население СССР за 70 лет. М.: Наука, 1988. С.127.