Структура смысловой регуляции личности в период профессионального обучения
Автор: Братухина Елена Анатольевна, Братухин Александр Георгиевич, Маринченко Оксана Анатольевна
Журнал: Психопедагогика в правоохранительных органах @pp-omamvd
Рубрика: Педагогическая психология
Статья в выпуске: 2 (93), 2023 года.
Бесплатный доступ
Введение. Изучение особенностей смысловой регуляции личности в период профессионального обучения актуально в современных изменяющихся условиях, когда к личности применяются новые требования. Цель - выявление различий в компонентах смысложизненных ориентаций и ценностях личности в зависимости от наличия или отсутствия внутриличностного конфликта или внутриличностного вакуума в структуре смысловой регуляции личности. Материалы и методы. Для получения диагностических данных применялись методика Е. Б. Фанталовой «Уровень соотношения „ценности“ и „доступности“ в различных жизненных сферах», тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева. Для выявления различий в компонентах смысложизненных ориентаций и ценностях испытуемых применялся непараметрический вариант метода однофакторного дисперсионного анализа - Н-критерий Крускала-Уоллиса. Для уточнения различий и попарного сравнения независимых выборок по показателям смысложизненных ориентаций и ценностей использовался непараметрический метод Вальда-Вольфовица. Результаты и обсуждение. Испытуемые, переживающие внутриличностный конфликт, ориентированы на достижение собственных значимых жизненных целей, прежде всего связанных с материальным благополучием, и получение удовлетворяющих их результатов. При этом они не склонны быть активными и уверенными в себе для достижения результатов, не стремятся к новым, нешаблонным действиям. В своем поведении они более заинтересованы в собственном внутреннем мире, чем во внешних связях или во внешней активности. Лица, переживающие внутриличностный вакуум, более ориентированы на внешний мир и систему внешних взаимоотношений, но у них отсутствует понимание индивидуального смысла достигаемого. Испытуемые, не переживающие внутриличностный конфликт, более ориентированы на систему взаимоотношений, внешний мир, склонны к достижению нестандартных задач и более уверены в себе. Выводы. Выявлены значимые различия в компонентах смысложизненных ориентаций и ценностей обследуемых, переживающих внутриличностный конфликт, испытывающих внутриличностный вакуум или не имеющих внутриличностного конфликта в структуре смысловой регуляции.
Внутриличностный конфликт, внутриличностный вакуум, смысложизненные ориентации, ценности, личность, смысловая регуляция
Короткий адрес: https://sciup.org/149142867
IDR: 149142867 | DOI: 10.24412/1999-6241-2023-293-195-201
Текст научной статьи Структура смысловой регуляции личности в период профессионального обучения
Актуальность, значимость и сущность проблемы. Профессиональное становление личности характеризуется последовательным изменением и усложнением смысловых структур личности в связи с получением нового опыта и необходимостью реагировать на изменяющиеся внешние требования. В период профессионального обучения развитие личности нередко сопровождается наличием внутренних противоречий, которые могут быть обусловлены спецификой внутренних потребностей и отсутствием возможностей их реализовать.
Интерес к смыслообразующей активности личности, к структурам, которые определяют особенности по- становки целей в процессе жизненного пути, сохраняет свою актуальность в современных условиях. Смысловая регуляция личности понимается как система смысловых структур и процессов, интегрированных в систему смысла жизни и обеспечивающих функционирование человека в процессе жизнедеятельности [1].
Цель — выявить различия в компонентах смысложизненных ориентаций и ценностях в зависимости от наличия или отсутствия внутриличностного конфликта или внутриличностного вакуума в структуре смысловой регуляции личности.
Цель конкретизирована в следующих задачах:
-
1. Выявить наличие или отсутствие внутрилич-ностного конфликта или внутриличностного вакуума в структуре смысловой регуляции личности.
-
2. Определить различия в компонентах смысложизненных ориентаций обследуемых, переживающих внутриличностный конфликт, испытывающих внутри-личностный вакуум или не имеющих внутриличност-ного конфликта в структуре смысловой регуляции.
-
3. Выявить различия в ценностях обследуемых, переживающих внутриличностный конфликт, испытывающих внутриличностный вакуум или не имеющих внутриличностного конфликта в структуре смысловой регуляции.
Теоретические предпосылки и обзор проблемы. В классических психологических направлениях вопросам смысловой регуляции, особенностям формирования смысла жизни отводилось особое внимание. Переживание субъектом внутриличностного конфликта и специфика его разрешения определялось З. Фрейдом мотивами, которые обладали стимулирующей силой и внутренними переживаниями, обусловленными опытом раннего детства [2]. А. Адлер обозначал стратегию поведения человека в различных жизненных ситуациях как связанную с планированием и опосредованную индивидуальными целями. По его мнению, смысл жизни определяет все действия человека, его установки и даже обусловливает формирование личностных особенностей [3]. В. Франкл ввел понятие экзистенциального вакуума, возникающего, когда человек переживает отсутствие смысла жизни. Личность в этот период жизнедеятельности не способна к осознанию долгосрочных целей, ее жизненная стратегия становится хаотичной. На взгляд В. Франкла, способы повышения осмысленности жизни связаны с личностными ценностями, с отношением к себе и к собственной жизни [4].
Немалый вклад в изучение смысловой саморегуляции личности внес также Ж. Нюттен, который предположил, что смысл поведения человека конституируется конечной целью. С его точки зрения, постановка целей — это выражение фундаментальной характеристики человеческой мотивации, включающее познавательную активность, т. е. трансформацию общего мотивационного состояния в конечную цель и конструирование поведенческого пути или плана, чтобы реализовать эту цель [5].
Из анализа психологических взглядов следует, что в структуре саморегуляции личности особое место отводится понятию «цель», которая определяется как идеальное представление будущего результата в сознании личности. По мнению А. Н. Леонтьева, субъективное выделение цели — это осознание результата, достижение которого осуществляет деятельность, способная удовлетворить потребность, опредмечиваясь в мотиве [6]. В качестве важных оснований смыслообразующей активности могут выступать: поставленная субъектом цель и некоторая мыслительная модель или образ последовательных действий по достижению желаемого результата [7].
В период профессионального обучения, когда под воздействием внешних влияний и требований происходит изменение и усложнение когнитивных структур, может инициироваться активность личности, выражающаяся в формировании профессиональной стратегии в контексте общей жизненной стратегии [8]. Формирование профессиональной стратегии может включать выделение необходимых условий для развития, анализ собственных особенностей, осознание своих достоинств и недостатков, осознание своих притязаний и их соотнесение с встающими перед человеком требованиями, задачами. В сознании человека моделируются обобщенный желаемый образ цели и способы ее достижения.
М. Р. Гинзбург, изучая процесс личностного становления, в качестве важных структур, влияющих на смысловую регуляцию личности, выделяет ценности [9].
По мнению Н. Ф. Наумовой, важным основанием жизненной стратегии являются ценности личности, от которых зависит последовательность действий при достижении личностью значимых целей [10]. Ценности определяют постановку целей в жизни человека, являются основой совершения личностных выборов и действий, сопровождающих этот выбор [11].
-
В. Франкл выделяет три вида ценностей, способствующих нахождению и осознанию личностного смысла: ценности переживания, ценности творчества и ценности личных жизненных установок [12]. Ценности личности и их соответствие или несоответствие личностным возможностям могут определять направленность и степень личностных усилий по достижению целей, в том числе в структуре профессиональной стратегии. В соответствии с системой ценностных ориентаций личность осуществляет выбор жизненных профессиональных установок в качестве целей и мотивов конкретной деятельности, учитывая особенности конкретной ситуации [13].
На наш взгляд, специфика смысловой регуляции личности может быть детерминирована ориентацией на краткосрочные и долгосрочные цели и на представляемый в сознании процесс реализации этих целей. В качестве конструкта, предполагаемого к изучению в контексте постановки целей мы обратимся к смысложизненным ориентациям. Смысложизненные ориентации динамичны, т. е. могут изменяться при усложнении когнитивных структур личности и внешних условий, релевантны жизнедеятельности личности (прошлому, настоящему и будущему) и порождаются реальными жизненными отношениями между субъектом и миром, задают общую направленность жизни субъекта как целого [14; 15].
Уровень смысловой регуляции личности может быть связан с особенностями терминальных и инструментальных ценностей, являющимися стержневыми характеристиками личности, и представлением о возможностях реализовать эти ценности в процессе жизнедеятельности. Ценности выполняют регулятивную функцию и придают деятельности личности направленность [16; 17].
Ценностные ориентации личности представляют собой определенную систему, в которой желаемые ценности могут находиться в противоречии с возможностями и способностями их реализовать, что может порождать внутриличностный конфликт. В то же время у человека могут быть в наличии ресурсы для реализации ценностей, но он может ощущать низкую значимость доступных для него ценностей в своей жизнедеятельности, бессмысленность их достижения, что характеризует собой внутриличностный вакуум [18; 19].
Ценности и личностные образования, связанные с порождением смысла, играют особую роль в формировании адаптации к профессиональной деятельности, в выработке профессиональной стратегии [20].
Несмотря на обширный материал, излагаемый в психологических исследованиях по проблеме смысловой регуляции личности, специфика переживания внутриличностного конфликта и его влияние на достижение целей деятельности и поведения еще недостаточно изучены.
Материалы и методы
В исследовании приняли участие 59 испытуемых, находящихся на этапе профессионального обучения.
Для получения диагностических данных применялись методика Е. Б. Фанталовой «Уровень соотношения „ценности“ и „доступности“ в различных жизненных сферах» и тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева. Для выявления различий в компонентах смысложизненных ориентаций и ценностях испытуемых использовался непараметрический вариант метода однофакторного дисперсионного анализа Н-критерий Крускала-Уоллиса. Для уточнения различий и попарного сравнения независимых выборок по показателям смысложизненных ориентаций и ценностей применялся непараметрический метод Вальда-Вольфовица. Для обработки результатов исследования использовались программа Microsoft Excel 2010 и пакет прикладных программ статистической обработки данных SPSS (для персонального компьютера).
Результаты и обсуждение
Смысложизненные ориентации испытуемых с наличием или отсутствием внутриличностно-го конфликта. На основании результатов методики Е. Б. Фанталовой выделено три группы испытуемых: переживающих внутриличностный конфликт, испытывающих внутриличностный вакуум и не имеющих внутриличностного конфликта в структуре смысловой регуляции личности (табл. 1).
Таблица 1. Диагностические показатели по методике Е. Б. Фанталовой (Table 1. Diagnostic indicators according to E. B. Fantalova method )
Группа |
Показатели ( х ±а) |
||
’5 я S-& к я я я |
’5 я о s я S су й я' я |
о СУ я <и о О S Я со Я Н су 5 О Я И S к н s^ О R S я S я |
|
Группа 1 (n=17) |
36,29±7,98 |
46,48±4,41 |
17,24±9,57 |
Группа 2 (n=26) |
46,52±9,31 |
32,01±9,29 |
21,45±12,72 |
Группа 3 (n=16) |
15,4±11,91 |
16,97±13,95 |
67,63±23 |
Первую группу испытуемых составили 17 человек, у которых выявлено преобладание внутриличностного конфликта (x=46,48), вторую группу — 26 человек, характеризующихся преобладанием внутриличностного вакуума (x=46,52), третью — 16 человек, у которых обнаружено преобладание нейтральной зоны, т. е. отсутствие внутриличностного конфликта (x=67,63).
В дальнейшем определены различия в компонентах смысложизненных ориентаций испытуемых, переживающих внутриличностный конфликт, испытывающих внутриличностный вакуум или не имеющих внутриличностного конфликта в структуре смысловой регуляции (табл. 2).
Статистический анализ результатов на основании непараметрического варианта метода однофакторного дисперсионного анализа — Н-критерия Крускала-Уоллиса выявил различие компонента «интегральный показатель смысложизненных ориентаций» по трем группам испытуемых (H=23,7 при р≤0,01). Эти результаты свидетельствуют о том, что переживание внутрилич-ностного конфликта или внутриличностного вакуума обусловлено влиянием смысложизненных ориентаций.
Статистический анализ смысложизненных ориентаций в результате попарного сравнения групп по компоненту «интегральный показатель смысложизненных ориентаций» показывает, что значимые различия (Z=–4,2 при р≤0,01) выявлены в группе испытуемых, переживающих внутриличностный вакуум ( x =54,24), по сравнению с группой испытуемых нейтральной зоны ( x =25,56). Различия на достоверном уровне значимости (Z=–4,7 при р≤0,01) также обнаружены в группе лиц с внутриличностным конфликтом ( x =48,77) и в группе испытуемых нейтральной зоны ( x =25,56).
Интегральный показатель у испытуемых, переживающих внутриличностный вакуум, выше, чем у испытуемых других групп. Они могут хорошо представлять себе образ будущего, возможные профессиональные и жизненные цели, но не стремятся их реализовать. У них наблюдается дефицит именно на уровне потребностей осуществить деятельность по достижению значимых задач, они могут ощущать некоторую «внутреннюю опустошенность», не понимая истинного смысла достижения результата.
Можно констатировать, что у испытуемых с вну-триличностным конфликтом выявлены достаточно высокие значения по компоненту «интегральный показатель смысложизненных ориентаций» по сравнению с испытуемыми, не переживающими внутриличност-ного конфликта. Тем самым можно предположить, что они планируют и прогнозируют достижение долгосрочных жизненных целей и хорошо представляют желаемое для них будущее. Кроме того, испытуемые ориентированы на достижение высоких результатов при максимальной насыщенности жизни. Именно стремление к достижению идеального безошибочного результата может провоцировать появление внутри-личностного конфликта, когда испытуемые понимают отсутствие или недостаточность у них разного рода ресурсов для достижения желаемых целей.
Таблица 2. Значимые различия в смысложизненных ориентациях испытуемых с наличием или отсутствием внутриличностного конфликта и наличием внутриличностного вакуума (Table 2. Significant differences in life orientations of respondents with or without intrapersonal conflict and with intrapersonal vacuum )
Смысложизненные ориентации |
H-критерий |
Показа т ели групп ( x ± σ) |
Значения критерия Z – Вальда-Вольфовица |
||||
ВВ (n=17) |
ВК (n=26) |
НЗ (n=16) |
ВВ—НЗ |
ВК—НЗ |
ВК—ВВ |
||
Интегральный показатель смысложизненных ориентаций |
23,7** |
54,24±11,39 |
48,77±13,78 |
25,56±6,48 |
–4,2** |
–4,7** |
0,78 |
Цели |
2,3 |
33,53±6,14 |
32,27±5,18 |
34,56±4,4 |
–0,93 |
0,59 |
–0,18 |
Прогресс |
4,02 |
28,71±6,88 |
29,04±5,71 |
32,94±5,0 |
–0,93 |
0,37 |
1,43 |
Результат |
1,9 |
25,12±4,66 |
24,69±4,87 |
27,5±4,15 |
–0,93 |
0,85 |
–0,5 |
Локус контроля — Я |
0,31 |
21,00±3,74 |
21,81±3,1 |
22,69±3,0 |
1,72 |
0,02 |
0,42 |
Локус контроля — Жизнь |
0,15 |
30,35±6,69 |
31,19±6,45 |
32,5±3,6 |
0,72 |
0,21 |
0,46 |
Осмысленность жизни |
1,6 |
102,35±16,27 |
103,04±15,15 |
110,75±11,28 |
–0,26 |
0,21 |
0,14 |
Список литературы Структура смысловой регуляции личности в период профессионального обучения
- Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М., 2003. 487 с.
- Frager R., Fadiman J. Personality & Personal Growth, 5th ed. Prentice Hall, 2002. 584 р.
- Гончаров А. С., Макарова О. С. Концептуальная сторона современного подхода к применению индивидуальной психологии Альфреда Адлера // Молодой ученый. 2020. № 35(325). С. 168-171.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. 368 с.
- Нюттен Ж. Мотивация, действия и перспектива будущего. М., 2004. 607 с.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 304 с.
- Гавеля В. Л. Целеполагание в структуре социальной деятельности человека : дис. ... д-ра филос. наук. М., 1998. 256 с.
- Магазева Е. А. Стратегии и детерминанты личностного выбора (на примере выбора профессии) : дис. ... канд. психол. наук. Омск, 2010. 198 с.
- Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. № 3. С. 43-52.
- Наумова Н. Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М., 1988. 200 с.
- Прусова А. А. Ценностные отношения взрослых в психологическом консультировании // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2022. Т. 27, № 3(90). С. 307-315. Ы1^:/Мо1о^/10.24412/1999-6241-2022-390-307-315.
- Франкл В. Воля к смыслу. М., 2000. 368 с.
- Андросенко М. Э. Аспекты изучения социальных представлений и ценностных ориентаций субъектов образования // Прикладная психология и психоанализ. 2005. № 3. С. 3-17.
- Конарева И. Н., Сергиенко М. И. Сравнительный анализ смысложизненных ориентаций в юношеском и позднем возрасте // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2017. Т. 3, № 2(69). С. 60-70.
- Ипатова А. М. Смысложизненные ориентации: дефиниция, сущность, структура // International independent scientific journal. 2021. № 34-2. С. 38-40.
- Климов В. В. Ценностное самоопределение личности: трудности и противоречия // Вестник Оренбургского государственного университета. 2007. № 7. С. 111-116.
- Verplanken B. Value congruence and job satisfaction among nurses: a human relations perspective. International Journal of NursingStudies. 2004. Vol. 41. Pp. 599-605.
- Магазева Е. А. Наличие или отсутствие внутриличностного конфликта как фактор выбора специализации выпускниками медицинского вуза // Профессиональная компетентность преподавателя медицинского вуза как условие повышения качества образования : сб. мат-лов всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Омск, 2014. С. 267-271.
- Ермолаева Е. Г. Взаимосвязь внутриличностных конфликтов студентов-психологов с их поведением в межличностных конфликтах // Академический журнал Западной Сибири. 2016. Т. 12, № 2(63). С. 47-52.
- Likhodeeva L. N., Tolegenova Zh. E. Stress resistance as a professionally significant quality of the personality of a defectologist teacher. Sciences of Europe. 2020. No 59-2(59). Pp. 69-72.