Субъект семейного насилия: причины и следствие
Автор: Кругликова Д.А.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Юридические науки
Статья в выпуске: 7 (22), 2018 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена некоторым вопросам развития причинных связей, влияющих на становление личности преступника, в частности субъекта семейного насилия вне зависимости от пола и возраста. Автор дает характеристику личности преступника, совершающего насилие в семье, критически оценивает те изменения, которые произошли в уголовном законодательстве, высказывает предложения, направленные на предупреждение преступлений, совершаемых в семье.
Уголовная ответственность, субъект преступления, семейный агрессор, насилие, семья, побои
Короткий адрес: https://sciup.org/170185368
IDR: 170185368
Текст научной статьи Субъект семейного насилия: причины и следствие
Нельзя не согласиться с известной фразой: «семья - это ячейка общества». Исходя из данной формулировки, можно сказать, что будущее любой страны напрямую зависит от семейного благополучия. Однако, увеличение общественно опасных деяний, совершаемых в кругу семьи, обуславливает необходимость выявления причин возникновения преступлений в семейно-бытовой сфере, а именно - появление «семейных агрессоров».
В 2017 году были декриминализова-ны побои, при этом законодатель пошел по пути сохранения уголовной ответственности за их нанесение лицом, подвергнутым ранее административному наказанию за аналогичное деяние. Основной причиной такой либерализации называли возможность уголовного наказания нанести «непоправимый вред семейным отношениям», поскольку сам факт «доноса на близкого родственника» делал ситуацию в семье еще сложнее. Если обратиться к актуальным на сегодняшний день данным статистики, взятым с сайта департамента при Верховном суде РФ, то за 2016 год по статьям 115-116.1 Уголовного кодекса Российской Федерации было осуждено 33193 человека, в то время как за 2017 год лишь 17973 [1]. Можно подумать, что уменьшение показателей связано с сокращением числа преступлений, но МВД России официально указывает в своих справках и отчетах, что до 40% тяжких и особо тяжких преступлений все еще происходит в семье. Но проблема в том, что у нас не ведется нормальной статистики, поэтому говорить о количестве крайне сложно [5]. В связи с чем, отсутствие специального учета преступлений на бытовой почве делает невозможным разработку мер борьбы с ними. Разрешение проблемы со стороны снижения преступности путем декриминализации деяния, на наш взгляд, нецелесообразно, поскольку суть проблемы сводится к первопричине совершаемого общественно опасного деяния, а именно к работе с субъектом преступления. О несовершенстве уголовного законодательства, о необоснованной его гуманизации, отсутствии четко продуманной уголовной политики уже писали в своих работах некоторые авторы [7]. Учитывая изложенное, предлагается рассмотреть его основные характеризующие признаки для выявления наиболее распространённых причинных связей, влияющих на становление личности преступника.
Так, биологические характеристики в наибольшей степени влияют на совершение бытовых преступлений, поскольку изначально наиболее «физически слабый» субъект правоотношений находится в зависимом положении (идет речь о физическом насилии). Например, в 85,1% случаях «семейными агрессорами» выступают мужчины и лишь в 14,9% женщины [3, с. 281]. С данным фактом трудно что-то сделать, поэтому большее внимание со стороны государ- ства необходимо уделять социальнодемографической и нравственной сторонам, влияющим на совершение преступлений в сфере быта.
Как правило, преступлению предшествует период конфликтных отношений, выражающийся в постоянных ссорах, криках, небольших ссадинах, синяках, ухудшении подготовки к занятиям (что касается детей) или к работе. Необходимо повышать уровень правового сознания личности, уделяя особое внимание детям, которые ввиду несформи-ровавшейся психики, «впитывая» поведение взрослых, в последующем начинают им подражать, становясь новыми «жертвами» и «семейными агрессорами», ведь не зря говорят: «Яблоко от яблони недалеко падает». Помимо этого, присутствует проблема латентности, ведь никто не хочет «выносить ссор из избы», признавая существующий конфликт, а дети, и вовсе не будут об этом самостоятельно кому-то рассказывать, пытаясь все скрыть. Для этого в школах должна в усиленном режиме проводиться совместная с преподавателями работа психологов, которые смогут на начальном этапе выявить назревающую проблему, предупреждая преступность на ранних стадиях.
Что касается социальной стороны, то в большинстве случаев преступлениям бытового характера подвержены «неблагополучные семьи», характеризующиеся невыносимыми условиями жизни, нехваткой финансов, алкоголизмом и наркоманией, отсутствием взаимопонимания между родственниками. Так, выясняя мотивы, которыми руководствовался человек при совершении преступления, следователи часто слышат, что во всем виновата беспричинная обида, злость, ревность или просто месть - то есть отсутствие доверия. Все чаще преступления совершаются из-за нехватки денежных средств необходимых для обеспечения нужд семьи, что способствует изначально появлению недовольства перерастающего в крупные ссоры. Снова обращаясь к статистике, примерно 30% преступников имеют судимость за ранее совершенное общественно опасное деяние [2]. Данное обстоятельство свидетельствует о низком достижении органами уголовноисполнительной системы возложенных на них целей [5]. Помимо этого, анализ статистических данных, приведенных на сайте Федеральной службе статистики, указывает на то, что по состоянию на 4 апреля 2018 года 2/3 всех зарегистрированных преступлений совершаются лицами без постоянного источника дохода [1]. Исходя из вышесказанного, напрашиваются следующие умозаключения: во-первых, средства исправления осужденных были выбраны неверно (без учета индивидуализирующих признаков); во-вторых, наличие судимости препятствует в последующем получению осужденным престижного места работы, и как следствие, достойной заработной платы. В связи с чем, имеется необходимость обеспечить со стороны государства материальную и психологическую поддержку таким семьям, которая будет выражаться в выдаче пособий и одновременно прохождении консультации с психологом, а также оказании соответствующей помощи бывшим осужденным в социальной адаптации.
Помимо этого, низкий уровень благосостояния в большинстве случаев сопровождается распитием алкогольных напитков, с помощью которых семейные агрессоры «пытаются уйти от проблем». Так, каждое третье преступление (34,2 %) совершается в состоянии алкогольного опьянения [4]. Предлагается уделять особое внимание таким людям, вести их учет, пытаться лечить, поскольку в некоторых случаях сам «агрессор» уже готов «пойти на путь исправления», но все упирается в вопрос - как преодолеть эту зависимость? Предлагается при поддержке Правительства РФ организовать помощь существующим общественным организация в данной сфере, что будет способствовать решению проблем в данной области.
Таким образом, на основе изложенного видим, что необходимо внести изменения в государственную политику в области противодействия преступности в семейно-бытовой сфере, включая в частности криминологическую коррекцию личности преступника. Предлагается уделить особое внимание органи- зации психологической и социальной помощи, организуя совместные с государством и общественными организациями программы.
Список литературы Субъект семейного насилия: причины и следствие
- Данные судебной статистики [Электронный ресурс]: http://www.cdep.ru/index.php?id=79 (дата обращения 07.06.2018 г.)
- Ежемесячный сборник о состоянии преступности в России за январь 2018 [Электронный ресурс]: http://crimestat.ru/51 (дата обращения 06.06.2018 г.)
- Корецкий Д.А., Мясникова К.А. Бытовые преступления: прошлое и настоящее: Монография. - Ростов-на-Дону: Издательство «Омега - Принт». 2004. - 316 с.
- "Основная масса преступлений против женщин происходит в семье" [Электронный ресурс]: https://www.kommersant.ru/doc/2801596 (дата обращения 06.06.2018г.)
- Подройкина И.А. Гуманизм не означает безнаказанность // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2017. № 1 (80). С. 113-117.
- Подройкина И.А., Черенков Э.А. Ограничение по военной службе и принудительные работы: проблемы и перспективы // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2012. № 9 (28). С. 86-91.