Субъективная и объективная реальность в пространстве произведения искусства (на примере работ И. Ю. Верпеты, Ю. Д. Деева, В. Ф. Капелько)
Автор: Москалюк Марина Валентиновна, Серикова Татьяна Юрьевна
Рубрика: Искусствоведение
Статья в выпуске: 2 т.19, 2019 года.
Бесплатный доступ
Понятие «субъективная реальность», введенное в научный обиход Д. И. Дубровским в 1968 году, в настоящее время активно употребляется в философии и психологии, но в такой области как искусство используется редко. Однако характер и особенности современного художественного творчества не позволяют описывать его в категориях и терминах, свойственных исключительно искусствознанию. Все очевиднее становится ключевое значение понятия «субъективная реальность» для исследования творчества художников рубежа XX и XXI веков, поскольку оно направлено на раскрытие личностного духовного пространства, которое сегодня является определяющим моментом изобразительной творческой деятельности. Поскольку «субъективная реальность» является парным, антитезным понятием объективной действительности и находится с ней в диалектическом единстве, то данные понятия необходимо рассматривать параллельно, сравнивая и противопоставляя их. Наиболее полно и системно это можно сделать на материале изобразительного искусства, отражающего видимую реальность и одновременно выражающего внутренний мир художника. Комплекс методов, свойственных философии и искусствознанию, позволяет найти ответ на вопрос об особенностях бытования объективной и субъективной реальностей в пространстве произведения искусства. В сферу анализа вовлекаются понятия: объективная реальность, субъективная реальность, художественная реальность, пространство произведения искусства, тем самым расширяется и прорабатывается понятийный аппарат философии и искусствознания. Научная новизна приведенных исследований очевидна, так как целенаправленно данные задачи решаются впервые.
Примитивизм, пространство произведения искусства, субъективная реальность, объективная реальность, художественная реальность
Короткий адрес: https://sciup.org/147231648
IDR: 147231648 | DOI: 10.14529/ssh190212
Список литературы Субъективная и объективная реальность в пространстве произведения искусства (на примере работ И. Ю. Верпеты, Ю. Д. Деева, В. Ф. Капелько)
- Гусев, С. С. «Коммуникативная природа субъективной реальности. Статья вторая» / С. С. Гусев // Эпистемология и философия науки. - 2005. - Т. 3, № 1. - С. 15-34.
- Кандрашкина, О. О. Категории пространства, времени и хронотопа в художественном произведении и языковые средства их выражения / О. О. Кандрашкина // Известия Самарского научного центра РАН. - 2011. - № 2-5. - С. 1217-1221.
- Петров, А. Н. Моделирование субъективной реальности / А. Н. Петров. - URL: http://nounivers.narod.ru/pub/ ap2egor.htm [Дата обращения: 25 декабря 2018].
- Сафронов, А. В. «Проблема определения понятия «субъективная реальность» в современном контексте: диалектика человеческой реальности, случайности и необходимости» / А. В. Сафронов // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Сер. Познание. - 2017. - № 5-6 (66-67). - С. 83-89.
- Сомсикова, О. А. Художественная реальность абстрактного экспрессионизма / О. А. Сомсикова // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 7, Философия. Социология и социальные технологии. - 2008. - № 2 (8). - С. 77-79.
- Философия: энцикл. словарь / под ред. А. А. Ивина. - М.: Гардарики, 2004. - 1072 с.
- Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. - 4-е изд. - М.: Политиздат, 1981. - 445 с.