Субъекты обязательства по возмещению вреда, причиненного вследствие недостатков товаров, работ и услуг
Автор: Давтян-Давыдова Дарья Николаевна
Журнал: Legal Concept @legal-concept
Рубрика: Главная тема номера
Статья в выпуске: 1 (38), 2018 года.
Бесплатный доступ
Введение: статья посвящена выявлению проблем, связанных с субъектным составом в обязательствах по возмещению вреда, причиненного вследствие недостатков товаров, работ и услуг, который в целом вытекает из положений параграфа 3 гл. 59 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ). При этом, с одной стороны, субъектный состав определенным образом зависит от другого, предшествующего ему гражданского правоотношения; с другой - вполне возможно несовпадение круга участников изначального гражданского правоотношения и специального деликтного обязательства. Цель исследования - выявить субъектный состав обязательств по возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товаров, работ и услуг. Применены в совокупности методы научного познания, среди которых основные - методы индукции, дедукции, анализа и компаративный метод. Результаты: сторонами обязательства по возмещению вреда, как правило, выступают причинитель вреда и потерпевший. Однако применительно к обязательству, возникающему из причинения вреда недостатками товаров, работ и услуг, этот субъектный состав обладает некоторыми принципиальными особенностями. Выводы: наличие договорного отношения остается необходимым условием возникновения обязательства. Обязательство по возмещению вреда здесь построено таким образом, что на стороне должника может оказаться изготовитель товара, не связанный договорными обязательствами с покупателем, а на стороне кредитора - лицо, пользующееся товаром, но не приобретавшее его. Особого рода взаимодействие таких субъектов рассматриваемого деликтного обязательства, как производитель и продавец (в случае причинения вреда вследствие недостатков товара), все же не дает оснований квалифицировать его по модели обязательства со множественностью лиц хотя бы по той причине, что какое-либо единое обязательство, общее для обоих этих лиц, в данном случае отсутствует, а имеет место лишь юридически закрепленная альтернатива в виде потенциальной возможности для потерпевшей стороны самостоятельно определить, к кому адресовать свои притязания.
Обязательство, потребитель, товар, работа или услуга, покупатель, продавец, должник, кредитор, деликатное обязательство, вред, гражданское правоотношение, недостатки товара, возмещение вреда, договорные обязательства, причинение вреда
Короткий адрес: https://sciup.org/14973500
IDR: 14973500 | DOI: 10.15688/lc.jvolsu.2018.1.7
Текст научной статьи Субъекты обязательства по возмещению вреда, причиненного вследствие недостатков товаров, работ и услуг
DOI:
Субъектный состав обязательства по возмещению вреда, причиненного вследствие недостатков товаров, работ и услуг, в целом вытекает из положений параграфа 3 гл. 59 ГК РФ [3].
Прежде всего обращает на себя внимание то обстоятельство, что этот субъектный состав определенным образом зависит от другого, предшествующего ему гражданского правоотношения; вместе с тем вполне возможно несовпадение круга участников изначального гражданского правоотношения, с одной стороны, и специального деликтного обязательства, с другой.
Сторонами обязательства по возмещению вреда, как правило, выступают причинитель вреда и потерпевший. Однако применительно к обязательству, возникающему из причинения вреда недостатками товаров, работ и услуг, этот субъектный состав обладает некоторыми принципиальными особенностями. В качестве потерпевшего может выступать потребитель товара, работы или услуги. В соответствии с преамбулой Закона «О защите прав потребителей», признается потребителем исключительно гражданин (физическое лицо). Аналогичная позиция характерна для права ЕС, в котором потребителем может быть только физическое лицо [2]. Однако по ст. 1095 ГК РФ возмещается вред, причи- ненный не только физическому, но и юридическому лицу.
В свою очередь отличительной чертой потребителя является цель приобретения им товаров, работ и услуг. В ст. 13 Брюссельской конвенции по вопросам юрисдикции и принудительного исполнения судебных решений в отношении гражданских и коммерческих споров 1968 г. «потребитель» [1] определялся как лицо, заключающее договор с целью, не связанной с торговлей и его профессией. Аналогичный подход использован в Директиве 2005/ 29/ЕС о недобросовестной коммерческой практике по отношению к потребителям на внутреннем рынке [4]: в качестве потребителя рассматривается любое физическое лицо, которое, вступая в коммерческие отношения, регулируемые настоящей Директивой, преследует свои личные, а не торговые, деловые или профессиональные интересы [6].
Потребитель в обязательствах по возмещению вреда, причиненного вследствие недостатков товара, работ и услуг
В соответствии с разъяснениями «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации “О защите прав потребителей”» (утв. приказом ГАК РФ от 20 мая 1998 г. № 160), не является потребителем гражданин, приобретающий товары для организаций и за их счет с целью использования этих товаров в производстве, а также заказывающий для организаций за их счет работы, услуги в этих же целях (например, приобретение фотокамеры для работы в издательстве, редакции, химическая чистка штор, натирка полов и т. д.). Однако потребителем является гражданин, пользующийся услугой личного характера, хотя и заказанной для производственных нужд (например, услуга по перевозке, по проживанию в гостинице в командировочных целях).
Схожая позиция высказана в Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» (п. 3).
Потерпевшими по данному обязательству в силу закона могут быть как физические лица (при вреде, причиненном их жизни, здоровью или имуществу), так и юридические лица (лишь при вреде, причиненном имуществу).
При этом в абз. 2 ст. 1095 ГК РФ особо подчеркивается, что правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются лишь в случаях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги) в потребительских целях, а не для использования в предпринимательской деятельности.
В данном случае, хотя буквальное толкование указанного нормативного положения и указывает на психологический критерий (целеполагание), вполне возможно исходить из презумпции соответствия между целями и использованием, то есть из фактического поведения потребителя.
Если же товары (работы, услуги), повлекшие причинение вреда, использовались в предпринимательских целях, то его возмещение производится по общим правилам гл. 59 ГК РФ.
Вместе с тем в отношении юридического лица возникает неясность по поводу того, что следует считать потреблением, поскольку «потребительские цели гражданина не совпадают с потребительскими целями юридического лица. Для последнего любая эксплуатация, не подпадающая под понятие “использование в предпринимательской деятельности”, должна рассматриваться как ис- пользование в потребительских целях, поскольку определить потребительские цели для юридического лица гораздо труднее, чем эксплуатацию в предпринимательской деятельности» [7].
Таким образом, к потребительским целям юридического лица может быть отнесено использование имущества любым способом, не предполагающим извлечение прибыли. Например, поскольку речь идет о некоммерческих юридических лицах, то в рамках рассматриваемого обязательства может возмещаться вред, причиненный недостатками товаров, работ или услуг, которые были направлены или которые планировалось направить на непосредственное достижение уставных целей юридического лица.
Причинитель вреда в обязательствах по возмещению вреда, причиненного вследствие недостатков товара, работ и услуг
В качестве причинителя вреда выступают изготовитель и продавец товара, а также исполнитель работы или услуги.
Между тем существуют определенные различия субъектного состава лиц, возмещающих вред, по ГК РФ и по законодательству о защите прав потребителей.
В соответствии с преамбулой Закона «О защите прав потребителей», изготовителями, исполнителями и продавцами, несущими ответственность по данному закону, являются организации независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели. При этом, как отмечается в Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» (п. 12), учитывается не только правовой статус предпринимателя, но и фактическое занятие предпринимательской деятельностью.
В действительности, круг субъектов, возмещающих вред в соответствии с нормами параграфа 4 гл. 59 ГК РФ, более широк, поскольку включает в себя всех возможных изготовителей и продавцов товаров, а также исполнителей работ и услуг, каковыми могут быть не только юридические лица и предпри- ниматели, но и иные физические лица, в том числе вовсе не занимающиеся предпринимательской деятельностью ни юридически, ни фактически. Иначе говоря, полностью выведены законом за рамки данного обязательства лишь такие субъекты, как государство и муниципальные образования.
Лицо, обязанное возместить вред, в данном случае может именоваться «причинителем вреда» лишь условно. Согласно абз. 2 п. 1 ст. 1064 ГК РФ, обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. С нашей точки зрения, именно такой случай имеет место в рамках данного обязательства. Этот исключительный случай возникает, когда вред причинен недостатками товаров и когда лицо, возмещающее вред, определяется по решению потерпевшего независимо от того, чьими деяниями этот вред причинен фактически.
Вариативность рассматриваемого обязательства состоит в том, что в зависимости от оснований его возникновения субъектный состав может определяться в двух различных режимах – в зависимости от того, чем именно был причинен вред.
Если вред причинен вследствие недостатков работы или услуги, то он возмещается лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем) (п. 2 ст. 1096 ГК РФ).
Если же речь идет о вреде, причиненном вследствие недостатков товара, то возникают два варианта: вред может возмещаться изготовителем товара или его продавцом. При этом выбор варианта определяется вовсе не тем, кто из них фактически совершил действия или бездействия, обусловившие недостатки товара, а исключительно усмотрением потерпевшего.
В данном случае явно находит свое применение принцип защиты слабой стороны в обязательстве, с тем, чтобы предоставить потерпевшему максимальные гарантии восстановления его прав и интересов, а также упростить ему процедуру возмещения вреда.
Выводы
Таким образом, основные особенности субъектного состава обязательства по возмещению вреда, причиненного недостатками товаров (работ, услуг) состоят в следующем:
-
1) юридически предусмотренная и гарантированная возможность несовпадения круга лиц, фактически причинивших вред, с лицами, обязанными его возмещать;
-
2) использование субъективного признака (целеполагание) в качестве критерия для определения надлежащего кредитора;
-
3) решающая роль кредитора (потерпевшего) в определении должника как стороны в деликтном обязательстве.
Особого рода взаимодействие таких субъектов рассматриваемого деликтного обязательства, как производитель и продавец (в случае причинения вреда вследствие недостатков товара), все же не дает оснований квалифицировать его по модели обязательства со множественностью лиц хотя бы по той причине, что какое-либо единое обязательство, общее для обоих этих лиц, в данном случае отсутствует, а имеет место лишь юридически закрепленная альтернатива в виде потенциальной возможности для потерпевшей стороны самостоятельно определить, к кому адресовать свои притязания.
Список литературы Субъекты обязательства по возмещению вреда, причиненного вследствие недостатков товаров, работ и услуг
- Арабей, Е. А. Правовые аспекты деятельности Европейского Союза в сфере защиты прав потребителей: дис. … канд. юрид. наук/Арабей Елизавета Андреевна. -М., 2014. -С. 24.
- Брюссельская конвенция по вопросам юрисдикции и принудительного исполнения судебных решений в отношении гражданских и коммерческих споров (27 сентября1968 г.) (Извлечение)//Вестник Высшего Арбитражного суда РФ. -1999. -3 марта. -С. 196.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 янв. 1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 05 дек. 2017)//Российская газета. -2008. -22 мая.
- Директива № 2005/29/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского Союза «О недобросовестной коммерческой практике по отношению к потребителям на внутреннем рынке» (Принята в г. Страсбурге 11 мая 2005 г.)//NL. -2005. -11 июня (№ 149). -С. 22-39.
- Иншакова, А. О. Задачи межгосударственного цивильного права в сфере наноиндустрии/А. О. Иншакова/Препринт. -Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2011. -32 c.
- Иншакова, А. О. Международное корпоративное право в глобализирующемся экономическом пространстве: (эволюция и перспективы развития)/А. О. Иншакова//Саратовская государственная академия права; науч. консультант д-р юрид. наук, проф. И. В. Архипов; рец. д-р юрид. наук, проф. П. М. Филиппов. -Саратов; Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. -215 с.
- Товмасян, А. Р. Обязательства по возмещению вреда, причиненного недостатками товара (работы, услуги): автореф. дис. … канд. юрид. наук/Товмасян Артак Рубикович. -М., 1999. -С. 18-19.