Субсидиарная ответственность в законодательстве РФ в дореформенный период

Бесплатный доступ

Изучая какой-либо правовой институт, достаточно часто прибегают к помощи исторического метода. Исследование такого института, как субсидиарная ответственность также целесообразно начать с анализа предыдущего опыта, несмотря на то, что становление изучаемого института в сегодняшнем его понимание происходило в последние 15-16 лет, в течение которых произошло значительное изменение в его законодательном регламентировании. В статье проводится анализ эволюции российского законодательства о субсидиарный период до 2017, рассматриваются практика применения соответствующих норм и проблемы при не возникающих. Авторы приходят к выводу, что в период, предшествующей глобальной реформе 2017 года, институт субсидиарной ответственности, в контексте его правового регулирования, характеризовался такими проблемами, как поздно возникающего права на возмещение вреда, причиненного в результате виновных действий лица, контролирующего должника, что и привело к дальнейшим правовым совершенствованиям названного правового института.

Еще

Субсидиарная ответственность, контролирующие должника лица, банкротство, должник, кредитор

Короткий адрес: https://sciup.org/170205508

IDR: 170205508   |   DOI: 10.24412/2500-1000-2024-6-4-204-207

Текст научной статьи Субсидиарная ответственность в законодательстве РФ в дореформенный период

Становление советской судебной системы происходило стихийно, по «законам революции», руководствуясь идеями революции, сознанием, сложившимся под влиянием этих идей.

Вся судебная система, действующая в период становления советской республики, отличалась тем, что в основу ее была положена идеология вновь созданного государства и порождением этой идеологии стали народные суды. Создаваемые судебные органы, какого бы уровня они не были, приобретали определение «народный», кроме тех, которые относились к трибуналам и чрезвычайным судам [1].

Главной же отличительной чертой создаваемой судебной системы, стал принцип организации государственной власти, полностью отказавшейся от доктрины, признанной буржуазной, доктрины разделения властей.

Идеалистическое представление о возможном построении государства нового типа, полностью отказавшегося от всего старого, в основу которого положена классовая борьба, исключительно с помощью которой можно обеспечить баланс политических сил и не допустить узурпацию власти одним каким-то правящим классом.

Государственная власть, принадлежащая народу, функционирующая в бесклассовом обществе, не нуждается в разделении. Правосудие в новых судах творилось самим трудящимся народом, в отличии от того лицемерного и пустословного суда, который был присущ буржуазному этапу развития России [2].

Создание в качестве высшего судебного органа Верховного Суда, связано с проведенной в 1922 году судебной реформой. Три звена судебной системы были образованы на основании Положения о судоустройстве РСФСР от 11 ноября 1922 г. и включали в себя суды народный, губернский и Верховный Суд РСФСР.

Спустя непродолжительное время, в июле 1923 года, Положение 1922 года было дополнено, в части компетенции Верховного Суда и его структуры, впервые вводится понятие Пленума Верховного Суда, меняются функции надзорные [3].

За утверждением 30 декабря 1922 г. Договора об образовании Союза Советских Социалистических Республик [4], последовало принятие 31 января 1924 г. Конституции СССР [5]. Именно Основной закон государства теперь определял все основные положения, касающиеся деятельности Верховного Суда СССР.

Закон о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик [6], принятый в 1938 году не принес в судебную систему советского государства новых основ. В соответствии с названным законом, основанным на положениях Основного Закона Советского Союза, высшим судебным органом страны являлся избираемый Верховным Советом СССР

Верховный суд СССР, создание которого совпало с созданием самого Советского Союза в первой половине 20-х годов. Срок его полномочий в соответствии с су-доустройственным законом был определен периодом в пять лет.

Верховный суд наделялся надзорными полномочиями в отношении всех звеньев действующей судебной системы.

Суд любого уровня должен был по требованию Председателя ВС СССР или Прокурора СССР представить судебное дело для проверки, которая могла закончиться пересмотром вынесенного по делу решения или приговора. Председатель ВС и Прокурор, кроме принесения протестов на решения и приговоры судов в порядке надзора, рассматривали жалобы и протесты, бывшие предметом рассмотрения военных трибуналов и линейных судов. Правом законодательной инициативы Верховный Суд не наделялся.

Структура Верховного суда претерпела некоторые изменения и была представлена Пленумом, Судебными коллегия по уголовным, гражданским делам, коллегиями Военной, Железнодорожной и Воднотранспортной.

Из структуры ВС СССР были исключены судебно-надзорная коллегия и специальные судебные присутствия.

Председатель, заместители Председателя, члены Верховного Суда и народные заседатели - в таком составе функционировал Верховный Суд.

Принятие Закона о судоустройстве привело к сокращению инстанций, пересматривающих судебные акты в надзорном порядке, что привело к централизации надзора и, вследствие этого, а также большого количества истребуемых на проверку дел, затягиванию сроков таких проверок [7].

Именно волокита, возникшая на стадии надзорного пересмотра судебных постановлений, вызвало необходимость реформирования судебной системы, которая была осуществлена в 1954 году, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР «Об образовании президиумов в составе Верховных судов союзных и автономных республик, краевых, област- ных судов и судов автономных областей» [8].

Вновь образованные президиумы получили право на пересмотр в порядке надзора судебных актов.

Нормы, конкретизирующие состав, порядок избрания, полномочия и подчиненность Верховного Суда были приняты в 1958 году, в связи с утверждением Основ законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик [9], получившие свое развитие в Указе Президиума Верховного Совета СССР «О внесении изменений и дополнений в Положение о Верховном Суде СССР» [10], принятого в 1967 году.

Верховный Суд сохранил свой статус как высший судебный орган и с принятием Конституции 1977 года.

Принятый в 1988 году законопроект об Основах законодательства в судоустройстве Союза CCP и союзных республик, привнес много новых новелл, таких как презумпция невиновности, принцип открытости судебных разбирательств, право на защиту от уголовного преследования, принципы судейской независимости и выборности судей.

К принципу несменяемости судей, институту мировых судей и суду присяжных, а также к разрешению вопроса заключения под стражу под контролем суда, власть обратилась только в 1991 году.

В дальнейшем судебная система дополнилась арбитражными судами и судами военными, пришедшими на смену военных трибуналов. Важнейшим событием в структуре судебной власти стало создание Конституционного Суда PCФCP. Этот период развития судебной системы входит уже в совершенно новый этап существования Российского государства, основанного на принципе разделения властей и потребовавший полного реформирования всей системы государственного управления, судебной власти.

Судебную систему Советского Союза венчал Верховный Суд СССР, созданный практически одновременно с Советским Союзом и осуществляющий надзор за деятельностью всех звеньев системы.

Советский Союз отличался эффективной судебной системой, имеющей централизованную организацию. Недостатки данной системы были вызваны тем, что ее фундамент составляла идеология, в основу которой были положены коммунистические идеи, что в целом не мешало обеспечению судебной деятельности в стране.

Стоит отметить, что такая проблема, как коррупция, практически отсутствовала в судебной системе, что способствовало доверию к ней среди граждан. К недостаткам необходимо отнести сохранение некоторых черт, присущих розыскному процессу, а также то, что уровень политизированности судов оставался достаточно высоким.

Список литературы Субсидиарная ответственность в законодательстве РФ в дореформенный период

  • Лотфуллин Р.К. Субсидиарная и иная ответственность контролирующих должника лиц при банкротстве. - М.: Saveliev, Batanov & Partners, 2018. - 126 с.
  • Постановления ФАС Западно - Сибирского округа от 14.10.2002 г. № Ф04/3800-349а/А81-2002, от 11.08.2004 г. № А05-13914/03-23; Восточно-Сибирского округа от 10.11.2005 г. № А19-335/05-46-Ф02-5555/05-С2; СевероКавказского округа от 19.10.2004 г. № Ф08-4850/2004. - Доступ из справ-прав системы "КонсультантПлюс" (дата обращения 30.05.2024).
  • Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" // "Российская газета", N 209-210, 02.11.2002.
  • Мифтахутдинов Р.Т. Эволюция института субсидиарной ответственности при банкротстве: причины и последствия правовой реформы // Закон. - 2018. - № 5. - С. 187.
  • Федеральный закон от 28.04.2009 № 73-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 04.05.2009, N 18 (1 ч.), ст. 2153.
  • Шиткина И.С. Имущественная ответственность контролирующих должника лиц при банкротстве: очередные законодательные новеллы // Хозяйство и право. - 2017. - № 11.
  • Анжела Пашаевна Идрисова Проблемы привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих лиц должника в банкротстве // Закон и право. - 2024. - №3.
  • Булаевский Б.А. Презумпции как средства правовой охраны интересов участников гражданских правоотношений. - М., 2014. - С. 23.
  • Федеральный закон от 28.06.2013 №134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" // "Российская газета", N 141, 02.07.2013.
Еще
Статья научная