Судебная защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Автор: Комкова Светлана Викторовна
Журнал: Современная цивилистика @modern-civil-law
Рубрика: Семейное право
Статья в выпуске: 2, 2023 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена судебной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в сфере жилищных правоотношений. Актуальность выбранной темы объясняется важностью надлежащего исполнения права на получение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для государства, провозглашающего себя как социальное государство. Автором в статье проанализированы имеющиеся правовые механизмы защиты жилищных прав при рассмотрении судом дел указанной категории. Их анализ позволил заключить о наличии законодательной защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но о наличии системных проблем при реализации указанного права. Автор статьи предлагает исключение возрастного цен-за для подачи заявления о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, рассмотреть вопрос о выделения детям-сиротам жилищного сертификата с предоставлением помощи в приобретении по нему жилья. Область применения: для использования студентами, молодыми специалистами.
Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей
Короткий адрес: https://sciup.org/148327373
IDR: 148327373
Текст научной статьи Судебная защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Вопросы защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее дети-сироты) перед обществом и государством вставали еще в те времена, когда родители имели право отдавать своих детей в рабство. Так, с целью решения указанного вопроса в 996 г. князем Владимиром 1 образовано общественное призрение в церкви с целью оказания помощи детям, оставшимся без родителей. Одновременно существовала мирская помощь, когда ребенка передавали из дома в дом на «кормление», ему могли определить «общественных» родителей, обязанных его кормить. Впоследствии была введена опека. Опекунами могли быть близкие родственники умершего родителя. Впервые государственный орган-Магистрат при Петре 1 был обязан назначить сироте опекуна, за деятельностью которого надзирал специально созданный орган. Кроме того, раз- решалось и как прежде воспитание сирот монастырями, богадельнями. В дальнейшем императоры России создавали Воспитательные дома, приюты. В начале 20 века Советской республикой образовывались детские дома, находящиеся в ведении наркоматов. Таким образом, государство всегда проявляло заботу о наиболее незащищенной категории детей [1, с. 160].
Российская Федерация является социальным государством, где установлены социальные гарантии в сфере социального обеспечения, в том числе для детей-сирот. Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства», в целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детства, с учетом результатов, полученных в ходе реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 гг, 2018–2027 гг. в Российской Федерации объявлены Десятилетием детства1.
Выполнение социальных гарантий относится к совместной деятельности Российской Федерации и ее субъектов. Существенной частью государственной защиты прав детей-сирот является предоставление жилья. Дети-сироты однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, с ними заключается договор найма специализированных жилых помещений. Для приобретения указанного жилья ребенок не должен быть нанимателем жилого помещения либо членом семьи нанимателя по договору социального найма, собственником жилого помещения и при вышеуказанных условиях, если проживание в занимаемом помещении будет признано невозможным.
Причины, при которых проживание может быть признано невозможным, различные. Например, нахождение на общей площади с лицом, ранее судимым за преступления против жизни и здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности; проживание в одном помещении лиц с заболеваниями, проживание с которыми в одном помещении невозможно; размер жилплощади, рассчитанной на ребенка-сироту менее учетной нормы площади жилого помещения; жилое помещение находится в непригодном для проживания состоянии, нахождение в одном помещении с лицами, лишенными родительских прав в отношении указанного ребенка-сироты, иное.
По заявлению лица по достижению им 18 лет, ребенку-сироте, завершившему обучение в образовательных и иных организациях для детей сирот, по окончании профессионального образования, окончании военной службы по призыву, отбытии наказания в исправительных учреждениях должно быть предоставлено жилье. Лицо, достигшее полной дееспособности, может быть обеспечено жильем ранее 18 лет1.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в Забайкальском крае — Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые обеспечиваются жилыми помещениями (далее список детей-сирот), куда входят дети-сироты, достигшие возраста 14 лет, их законные представители должны предоставить заявления по достижению опекаемыми 14 лет2.
На практике при реализации права на получение жилья возникают определенные трудности. Основное количество дел, связанных с защитой прав детей сирот в судах составляют иски о включении в список детей-сирот в связи с пропуском срока для включения в список.
Для установления юридически значимых обстоятельств судам надлежит выявить причины, по которым дети сироты в положенное время не были поставлены на учет. Рассмотрим некоторые из них.
Своевременно лицо не поставлено на учет (не включено в список), например, ввиду наличия инвалидности, нахождения на учете у врача-психиатра, наличия заболевания, нахождение в местах лишения свободы, наличие тяжелой жизненной ситуации. Юридически значимым обстоятельством при рассмотрении дел указанной категории является наличие уважительности причины не постановки на учет в установленный законом срок. Например, в суд обратился ребенок-сирота с иском о включении в соответствующий список по истечении 23-летнего возраста, истцу на момент подачи иска исполнилось 33 года. Пропущенный срок составил 10 лет. В ходе судебного заседания установлено, что ребенок-сирота-инвалид с детства, проживал и воспитывался в специализированном учреждении социального обслуживания. Узнав о том, что у истца законодательно предусмотрено право на получение жилья, последний обратился с соответствующим заявлением в орган исполнительной власти, ведущий учет, где был получен отказ вследствие достижения возраста 23 лет3.
Районным судом вынесено решение об отказе в удовлетворении исковых требований в связи с отсутствием уважительности причины не постановки на учет в установленный законом срок. При рассмотрении дела в апелляционной инстанции выяснено, что ребенок сирота-инвалид II группы, согласно бессрочной индивидуальной программы реабилитации инвалида, он на протяжении длительного времени (семи лет) находился в специализированном социальном учреждении, где получал соответствующее лечение, у ребенка имеются нарушения в психофизическом развитии. Суд апелляционной инстанции, установив указанные обстоятельства, указал, что имеющиеся заболевания объективно препятствовали истцу самостоятельно в положенное время обратиться за постановкой на учет. Кроме того, соответствующие органы не осуществили свои полномочия по реализации жилищных прав ребенка-сироты, которому стало известно о наличии указанного права по истечении 23 лет.
На практике от постановки на учет до реализации права на однократное получение жилья проходит долгое время. Вчерашние выпускники детских домов, профессиональных образовательных учреждений вынуждены арендовать квартиры, несмотря на наличие закрепленного в законе права на получение жилья [2, с. 6]. Источниками ограниченной реализации указанного права могут являться недостаточное финансирование из федерального бюджета, дотационный бюджет субъекта Российской Федерации, недостаточное строительство жилищного фонда, иные причины. Для исправления ситуации в юридическом сообществе рассматриваются вопросы об исключении возрастного ценза при постановке на жилищный учет и о возможности выделения детям-сиротам жилищного сертификата. Но при выделении жилищного сертификата возникают сложности при приобретении жилья ребенком-сиротой по жилищному сертификату. При получении жилья с ребенком-сиротой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключается договор специализированного найма на 5 лет, который продлевается при установлении факта наличия тяжелой жизненной ситуации, после истечения 5 лет с ребенком-сиротой заключается договор социального найма. Возможно, при приобретении жилья путем жилищного сертификата необходимо законодательно рассмотреть вопрос об установлении периода времени (те же 5 лет) на запрет дальнейшей продажи купленного по жилищному сертификату жилья.
Кроме того, при приобретении жилья по сертификату, полагаю, необходимо закрепление обязанности сопровождения сделки, например, органом опеки и попечительства, так как в отношении ребенка-сироты возможны мошеннические схемы при приобретении им жилья по сертификату.
Список литературы Судебная защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- Нагорнова А. Ю., Вагина Е. Е. Призрение и социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в России с древнейших времен до второй половины XX в. // История и современность. 2016. № 1(23). С. 154–170.
- Джандубаев З. А. Проблемы реализации права на судебную защиту для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при получении жилых помещений // Семейное и жилищное право. 2017. № 2. С. 6–8.