Судебный прецедент в правовой системе Республики Армения
Автор: Мкртумян А.Ю.
Журнал: Вестник Академии права и управления @vestnik-apu
Рубрика: Теория и практика юридической науки
Статья в выпуске: 2 (39), 2015 года.
Бесплатный доступ
В статье раскрываются особенности судопроизводства в Республике Армения. Показано значение судебного прецедента, который введен в правовую систему Армении с принятием Судебного кодекса. Сделан вывод, что постепенное возрастание роли судебного прецедента представляется необрати- мым и закономерным процессом.
Судебный прецедент, правовая система, судебная система, суд
Короткий адрес: https://sciup.org/14119766
IDR: 14119766
Текст научной статьи Судебный прецедент в правовой системе Республики Армения
Р азвитие судебной системы Республики Армения на современном этапе происходит под воздействием целого ряда факторов, в том числе глобализации и связанной с ней унификации правового регулирования. Одним из закономерных результатов данного процесса выступает сближение национальных правовых систем, что затрагивает и формальные источники права. В связи с тем, что развитие национального права Армении долгое время происходило в тесном союзе с российским правом, сегодня правовая система Армении наиболее близка к романо-германской правовой семье. Но под влиянием процессов правовой конвергенции в эту семью все шире проникают ранее не характерные для нее правовые институты. Одним из них выступает судебный прецедент.
Проблема возрастания роли судебного прецедента в условиях романо-германской правовой семьи активно обсуждается представителями научного сообщества как в Армении, так и в России. Например, Т.М. Пряхина и Е.В. Розанова пишут, что «отрицать значение судебного прецедента как источника права в современных условиях – значит не видеть реальных изменений, происходящих в сфере правосудия»1. Действительно, необходимость сформировать стабильное и справедливое правоприменение способствует возрастанию роли судебного прецедента в странах, где его традиционно не относили к источникам права.
В настоящее время правовая система Республики Армения активно движется в направлении признания судебного прецедента полноценным источником права.
Прежде всего это связано с вступлением в Совет Европы и ратификацией Конвенции о защите прав и основных свобод, что подразумевает признание юрисдикции Европейского Суда по правам человека. Именно деятельность Европейского Суда по правам человека заложила основу прецедентного права, которое в силу своей обязательности действует даже в таких классических странах романо-германской системы права, как Германия, Франция, Италия.
Вступив в Совет Европы и ратифицировав Конвенцию о защите прав и основных свобод, Республика Армения присоединилась к Европейской системе защиты прав человека, включающей в себя не только обязанность защищать и соблюдать зафиксированные в Конвенции права и свободы, но и признание юрисдикции Европейского Суда по правам человека (далее – Европейский Суд). В компетенции Европейского Суда находятся все вопросы, касающиеся толкования и применения положений Конвенции и Протоколов к ней (ст. 32 Конвенции). Европейский Суд призван обеспечивать неукоснительное соблюдение и исполнение норм Конвенции государствами-участниками. Эта задача осуществляется путем рассмотрения и разрешения конкретных дел. Хотя Европейский Суд не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе государства – участника Конвенции и не может отменить решение, вынесенное высшим национальным судом, но вправе присудить «выплату справедливой компенсации потерпевшей стороне» в случаях нарушения положений Конвенции и Протоколов к ней (ст. 41 Конвенции). Решения Европейского Суда имеют обязательную силу и исполнение, причем надзор за исполнением осуществляет комитет министров Совета Европы (ст. 46 Конвенции), который призван следить не только за своевременной выплатой денежной компенсации, но и за тем, как государство – участник Конвенции корректирует нормы внутреннего права в свете решения Европейского Суда и приводит в соответствие со стандартами Совета Европы. Хотя принятое Европейским Судом решение юридически обязательно только для государства – ответчика по делу, однако, в силу обязательности решения Европейского Суда, оно воздействует на развитие внутреннего права и судебную практику других государств – участников Конвенции.
Говоря о «субъектах» судебного (прецедентного) права, необходимо упомянуть о Совете председателей судов Республики Армения.
Совет председателей судов состоит из председателей Кассационного суда и его Палат, апелляционных судов, хозяйственного суда и судов первой инстанции. Председатель Кассационного суда по должности является Председателем Совета председателей судов.
Следует отметить такие важные полномочия Совета, как разрешение вопросов, связанных с обеспечением нормальной деятельности всех судебных инстанций, обобщение судебной практики, разъяснение и толкование практики применения законов, организация и проведение специальной учебы и переподготовки судей, представление в Правительство заявок бюджетного финансирования судов и др.
Исходя из вышеперечисленных полномочий, можно сделать вывод, что Совет председателей судов является не судебной инстанцией, а высшим органом самоуправления судов общей юрисдикции.
В отличие от постановлений Кассационного суда, которые вступают в законную силу с момента их объявления и опротестованию не подлежат, а вступление в «законную силу» означает, что они приобретают силу закона, т.е. носят обязательный характер, постановления
Совета председателей судов носят рекомендательный характер. Но это не умаляет их роли и значения в деле толкования конкретных норм материального и процессуального права и создания единой судебной практики.
Важное значение для развития прецедентного правосудия в Армении имело принятие Судебного кодекса, которое было реализовано в соответствии с общей концепцией судебной реформы. Основы реформирования судебно-правовой системы Армении были заложены принятием 5 июля 1995 г. новой Конституции республики, которая в соответствии с требованиями построения демократического и правового государства провозгласила принцип разделения властей, тем самым став основой для проведения судебно-правовой реформы. 8 ноября 1996 г. президент Армении издал Указ «О судебно-правовой реформе». В течение 1998 г. Национальное Собрание Армении приняло законы «О Судоустройстве», «О статусе судьи», «О прокуратуре», «Об адвокатской службе», «О третейских судах и третейском судо-производстве»,«О принудительном исполнениисудебныхактов»,«Ослужбе принудительного исполнения судебных актов», были приняты Гражданский и Гражданско-процессуальный, Уголовно-процессуальный кодексы Армении, ставшие, пожалуй, главными достижениями первого этапа судебно-правового реформирования. В соответствии с новым законодательством и была сформирована и начала действовать новая судебная система: вместо прежней двухзвенной судебной системы была сформирована трехзвенная, состоящая из судов первой инстанции, апелляционных судов и Кассационного суда.
Согласно ст. 3 Судебного кодекса, этим законом регулируются отношения, связанные с организацией и осуществлением судебной власти в той мере, в которой они не относятся к конституционному суду. Принятие Судебного кодекса означает реализацию концепции судебного права. В него в качестве составных частей входят: судоустройственное, гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное право. Надо отметить, что при создании Судебного Кодекса РА не ставилось цели предусмотреть процессуальные нормы. Уголовно-процессуальные и гражданско-процессуальные отношения регулируются УПК и ГПК РА.
Судебный кодекс Армении регулирует отношения, связанные с организацией и осуществлением судебной власти.
В Конституции Республики Армения закреплено, что высшей судебной инстанцией, за исключением конституционного правосудия, является Кассационный суд. За ним закреплена функция единообразного применения законов на всей территории страны. В Судебном кодексе Армении более детально закреплены положения о Кассационном суде в качестве высшей судебной инстанции.
В соответствии с Судебным кодексом изменилась роль апелляционных и Кассационного судов Армении. С 1 января 2008 г. апелляционные суды не рассматривают повторно дела, поступившие в суд из первой инстанции, а ограничиваются лишь рассмотрением новых доказательств, вследствие чего они приобрели статус «суда права».
Кассационный суд с 1 января является высшей судебной инстанцией по всем видам дел и следит исключительно за единообразным применением закона на всей территории страны и формированием системы прецедентного права в Армении (ст. 50 СК).
В соответствии с п. 1 ст. 50 Судебного кодекса, целью деятельности Кассационного суда является обеспечение единообразного применения права. Осуществляя указанную задачу, Кассационный суд способствует развитию права.
На основании жалобы, возникающей по делам или из процедуры, установленной законом, Кассационный суд пересматривает судебные акты апелляционных и административных судов. В пределах осуществления своей подсудности, Кассационный суд пересматри- вает судебные акты судов первой инстанции и решения апелляционных судов, принятые в результате пересмотра промежуточных судебных актов.
Судебный кодекс закрепил понятие судебного прецедента, который призван обеспечить предсказуемость правосудия. Например, будучи информированным о решении того или иного суда относительно аналогичного дела, гражданин либо его адвокат, а также прокурор могут ожидать от суда такого же решения по представляемому ими делу. Обязанность суда учитывать толкование норм закона, данное Кассационным судом по конкретному делу, исключает, как правило, возможность вынесения неожиданных решений и создает предсказуемое правосудие.
Таким образом, сформированная в процессе судебной реформы новая судебная система Армении в ряде аспектов действует на основании прецедентного права, что повышает прозрачность и предсказуемость принимаемых правоприменительных решений. Суть судебного прецедента заключается в единообразном решении судебных споров по делам со сходными фактическими обстоятельствами, а в качестве источников прецедентного права в Армении рассматриваются решения Европейского суда по правам человека и Кассационного суда Армении (ст. 15 СК). Обязанность суда учитывать толкование норм закона, данное Кассационным судом по конкретному делу или норм Конвенции о защите прав и основных свобод, данное Европейским судом по правам человека, исключает, как правило, возможность вынесения неожиданных решений и создает предсказуемое правосудие. Это правило также позволяет потенциальным судящимся сторонам оценить степень риска и в некоторой степени исключить возможность неблагоприятных последствий2.
Институт судебного прецедента сформулирован в Судебном кодексе Армении следующим образом: обоснования, в том числе толкование закона, данные в постановлении Кассационного суда или Европейского суда по правам человека по делу, имеющему конкретные фактические обстоятельства, являются обязательным для суда, рассматривающего дело со схожими фактическими обстоятельствами, за исключением случая, когда суд вескими доводами обоснует, что судебный прецедент неприменим к данным фактическим обстоятельствам (п. 4 ст. 15).
Армения пошла гораздо дальше России в отношении признания и развития института судебного прецедента. Принятие Судебного кодекса официально закрепило прецедентный характер постановлений Кассационного суда. Таким образом, была разрешена ситуация, когда судебные решения нередко имели прецедентный характер, но официально прецедентами не считались. По нашему мнению, первый опыт внедрения судебного прецедента в правовую практику Республики Армения уже способствует более стабильному функционированию системы правосудия, совершенствованию правовых основ развития общества и государства.
Означаетли внедрение в практику института судебного прецедента, присущего системе общего права, что правовaя система РА отказалась от жесткого континентального подхода?
В правовой доктрине, помимо так называемого «чистого» или классического прецедента, называется также такой вид прецедента, как «прецедент толкования». Прецеденты толкования основаны на законе и не создают новых норм права, а потому они не являются судебными прецедентами в полном смысле этого термина3.
Нижестоящие суды при рассмотрении гражданско-правовых споров руководствуются Конституцией и законами, однако для них с точки зрения применения закона обязательна правовая позиция высшей судебной инстанции. Кассационный суд выражает свою правовую позицию при рассмотрении конкретного дела по отношению к конкретным нормам гражданского права. В случае, когда нижестоящий суд принимает решение по делам, имеющим сходные фактические обстоятельства, но при этом выводы, содержащиеся в данном решении, отличаются от выраженной ранее Кассационным судом правовой позиции, это может повлечь не только нарушение прецедента, но и нарушение закона, так как Кассационный суд, применяя в своих постановлениях, имеющих прецедентное значение, различные методы толкования, разъясняет судам, сторонам, участвующим в деле, и правоприменителям тот смысл, который заложен в законе, показывает, как нужно применять данный закон в конкретной ситуации.
Безусловно, внедрение судебного прецедента в практику работы судебной системы Армении – это процесс длительный и сложный. Он должен осуществляться с учетом имеющегося опыта судопроизводства, с учетом традиций национальной правовой системы. В то же время постепенное возрастание роли судебного прецедента представляется необратимым и закономерным процессом.
Список литературы Судебный прецедент в правовой системе Республики Армения
- Мкртумян А.Ю. Влияние решений Европейского Суда по правам человека на развитие гражданского права России // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Право. - 2009. - № 22.
- Пашенцев Д.А. Судебный прецедент как источник права в правовой системе России // Современное право. - 2011. - № 4.
- Пряхина Т.М., Розанова Е.В. Решения Европейского суда по правам человека в правовой системе России // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. - 2010. - № 2.