Сущность и значение конституционно-правового статуса органов исполнительной власти Кыргызской Республики

Автор: Мамасаидов А.М.

Журнал: Бюллетень науки и практики @bulletennauki

Рубрика: Юридические науки

Статья в выпуске: 8 т.10, 2024 года.

Бесплатный доступ

Проанализировано значение конституционно-правового статуса органов исполнительной власти Кыргызской Республики. В ходе исследования автор четко определил правовые особенности терминов «исполнительная власть», «государственное управление» и «органы исполнительной власти». Кроме того, в статье рассматривается место органов исполнительной власти в системе государственной власти и особенности выполнения функций и задачи государства.

Исполнительная власть, органы исполнительной власти, государственное управление, система государственной власти, конституционно-правовой статус, конституционное право

Короткий адрес: https://sciup.org/14130802

IDR: 14130802   |   DOI: 10.33619/2414-2948/105/45

Текст научной статьи Сущность и значение конституционно-правового статуса органов исполнительной власти Кыргызской Республики

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice

УДК 342.525                                       

В Кыргызской Республике каждый государственный орган является ее представителем и действует в ее интересах. По мнению Ю. А. Тихомирова, государственные органы являются основными носителями функций государства и обеспечивают его стабильность и адаптацию к меняющимся условиям политического, экономического и социального развития [1].

Чтобы иметь правильное представление о конституционно-правовом статусе исполнительной власти Кыргызской Республики и его значении, необходимо начать с определения таких понятий, как «исполнительная власть», ее взаимоотношения с «государственным управлением», и «органы исполнительной власти».

Термин «государственное управление» широко использовался в законодательстве и в научной литературе до 1993 г. В принятой 5 мая 1993 г. Конституции КР данный термин заменен понятием «исполнительная власть». Суть проблемы исполнительной власти и соотношения с государственным управлением не должна сводиться к подмене одного термина другим. На сегодняшний день в правовой и научной литературе единая терминология, обусловленная переходом к принципу разделения властей, еще не сложилась.

В результате все государственные органы (на разных уровнях) стали называться исполнительной властью, по сути, это было механическое изменение, нарушившее преемственность названия государственных органов в законодательной терминологии и усложнившее работу государственного аппарата. Это конкретный вид деятельности по реализации единой государственной власти, имеющий исполнительно-распорядительный характер. В первую очередь она направлена на претворение в жизнь Законов КР, Указов Президента КР. Помимо этого, во исполнение данных нормативных актов, государственные органы (субъекты государственного управления) наделены государственно-властными полномочиями и вправе заниматься распорядительством — отдавать властные указания (распоряжения), обязательные к исполнению. Государственное управление осуществляется в процессе руководства экономическим, социально-культурным и административнополитическим строительством. Например, М. А. Лапин справедливо отмечает, что «исполнительная власть в значительной степени — категория политико-правовая, в то время как государственное управление - организационно-правовая» [2].

Некоторые авторы утверждают, что нет разницы между органами исполнительной власти и органами государственного управления. Другие полагают, что понятие исполнительной власти шире, чем понятие государственного управления.

По мнению Т. А. Тюлегенова, орган исполнительной власти — это группа (коллектив) людей (организация, учреждения), соответствующим образом организованных и структурированных, наделенных Конституцией и др. нормативными актами определенными полномочиями, выполняющих на профессиональной основе исполнительнораспорядительные функции по осуществлению этой власти и получающих за свою работу государственное вознаграждение [3].

Государственное управление — это вид государственной деятельности, в рамках которого реализуются задачи исполнительной власти. Государственное управление отличается от законодательной и судебной деятельности тем, что оно осуществляется специальными органами в особых формах. Законодательство осуществляется законодательными органами (парламентами) в конституционных государствах. Это действие отражено в опубликованных законах. Правосудие осуществляется специальными органами — судами, и это видно из судебных решений. Таким образом, государственное управление фактически осуществляется в рамках системы государственной власти, основанной на принципах разделения властей.

Исполнительная власть как проявление единой государственной власти приобретает реальный характер в деятельности специальных институтов государственного аппарата, которые в настоящее время называются органами исполнительной власти, но по сути являются государственными органами. С этой точки зрения государственное управление, понимаемое как исполнительно-распорядительная деятельность, не противопоставляется осуществлению исполнительной власти, а понимается как деятельность субъектов этой ветви власти.

Д. В. Шумков справедливо отмечает, что орган исполнительной власти является органом общей компетенции постоянной долгосрочной деятельности, статус которого регулируется законом и компетенция которого распространяется на все административные объекты соответствующего территория [4].

Другие авторы определяют категорию «орган исполнительной власти» как составную часть механизма государственной власти, создаваемого в установленном нормативным правовым актом порядке для реализации целей, задач и функций исполнительной власти, которые осуществляются именно в рамках пределы его компетенции.

На основании приведенных определений можно сделать вывод, что орган исполнительной власти является частью государственного аппарата. Оно решает проблемы и выполняет основные функции, типичные для государства. Орган исполнительной власти наделен государственно-властными полномочиями. Принимает правовые акты и осуществляет меры, направленные на обеспечение исполнения этих актов. Исполнительная власть имеет разные полномочия. С юридической точки зрения самое главное — это властные полномочия. К его компетенции относится тот или иной объем государственной работы, возложенный на этот орган, либо комплекс вопросов, предусмотренных законодательным актом, разрешенных к решению органу исполнительной власти.

Сущность исполнительной власти является предметом научного анализа многих ученых, занимающихся вопросами конституционного и административного права. Так, например, К.С. Бельский утверждает, что с точки зрения административно правовой логики исполнительная власть первична, поскольку она воплощает государство, с ней постоянно сталкивается человек, а законодательная власть является подсобной и призвана в основном корректировать деятельность исполнительной власти [5].

Ю. Н. Старилов считает, что «исполнительная власть — это деятельность по властному исполнению законов, в том числе возможность применения мер государственного принуждения» [6].

Исполнительная власть — одна из трех ветвей единой государственной власти в Кыргызской Республике. Обладая определенной самостоятельностью в функциональном и компетенционном аспектах, эта ветвь государственной власти тесно взаимодействует с законодательной и с судебной ветвями, создавая систему сдержек и противовесов.

Государственное управление осуществляется, прежде всего, органами исполнительной власти и проявляется в разнообразных формах. Так, органами исполнительной власти издаются подзаконные нормативные правовые акты, направленные на реализацию их функций. Эти акты не должны противоречить законам и могут издаваться лишь в том случае, если закон наделяет соответствующими полномочиями те или другие органы исполнительней власти. Основное назначение исполнительной власти — осуществление государственного управления всеми сферами общественной жизни.

Функциональным содержанием деятельности исполнительной власти является реализация законов и иных нормативных актов, т. е. исполнение Конституции КР, Законов КР, Указов Президента КР, нормативно-правовых актов КР. Таким образом, исполнительная власть подзаконна, и ее деятельность носит правоприменительный характер.

В то же время правоприменение объективно требует и осуществления правотворчества. Конституция КР наделяет органы исполнительной власти полномочиями по изданию нормативных актов и участию в процессе законотворчества. Однако это не означает, что исполнительная власть вторгается в область законодательной власти. В этом и проявляется тесная связь двух ветвей власти — исполнительной и законодательной.

Следует отметить, что основным содержанием исполнительной власти является наряду с реализацией законов и иных нормативных актов, внутренней и внешней политики государства, т. е. обеспечение защиты основных прав и свобод человека и гражданина. Основной закон страны приоритетное значение отдает деятельности исполнительной власти по защите прав человека. В частности, в новой редакции Конституции КР отмечается, что права и свободы человека являются всегда действующими. Они признаются в качестве бесспорных, неотчуждаемых истин, обязывают законодательную, исполнительную власти, органы местного самоуправления, защищаются законом и судом от посягательств со стороны кого бы то ни было.

Конституционно-правовой статус любого органа государственной власти — это совокупность его прав и обязанностей, характеризующая правовое положение органа в системе разделения властей, закреплённая нормами конституционного права.

Конституционно-правовой статус органов исполнительной власти Кыргызской Республики складывается из совокупности конституционных норм, закрепляющих их положение в системе органов государственной власти Кыргызской Республики. Соответственно, конституционно-правовой статус органов исполнительной власти — это совокупность конституционных правовых норм, закрепляющих права и обязанности, положение в системе органов государственной власти, а также их взаимодействие с иными органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Конституционное право Кыргызской Республики, как ведущая отрасль права регулирует базовые, основополагающие общественные отношения. Именно эта Конституция и другие конституционно-правовые акты задают «тон» всему государственному механизму.

Таким образом, конституционно-правовой статус органов исполнительной власти — это совокупность конституционных правовых норм, закрепляющих права и обязанности, положение в системе органов государственной власти, а также их взаимодействие с иными органами государственной власти Кыргызской Республики.

Значение органов исполнительной власти Кыргызской Республики в государствах и в современной модели разделения властей очень велико. С помощью исполнительной ветви власти происходит реализация тех целей и задач, что стоят перед государством на современном этапе. Органы исполнительной власти непосредственно и каждодневно выполняют функции и задачи государства.

Список литературы Сущность и значение конституционно-правового статуса органов исполнительной власти Кыргызской Республики

  • Тихомиров Ю. А. Административное право и процесс. М.: Тихомиров, 2008. 696 с. EDN: QXMZFD
  • Лапина М. А. Реализация исполнительной в Российской Федерации. М.: Изд-во Ин-та проблем риска, 2006. 236 с.
  • Тюлегенов Т. А. Административное право Кыргызской Республики. Бишкек, 1999. С. 162-163.
  • Шумков Д. В. Система органов исполнительной власти республик-субъектов Российской Федерации: автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1999. 24 с.
  • Бельский К. С. Феноменология административного права. Смоленск: Изд-во СГУ, 1995. 143 с. EDN: VWXZGH
  • Старилов Ю. Н. Курс общего административного права: В 3 т. М.: Норма, Т. 2. 2002. 585 с. EDN: RWKJBF
Статья научная