Суверенность психологического пространства мужчин, занимающихся любительским спортом

Автор: Дымова Екатерина Николаевна

Журнал: Общество: социология, психология, педагогика @society-spp

Рубрика: Психология

Статья в выпуске: 10, 2022 года.

Бесплатный доступ

Целью настоящего исследования является изучение суверенности психологического пространства мужчин при разном уровне посттравматического стресса, а также при наличии в жизненном опыте спортивной травмы. В качестве респондентов выступили молодые мужчины 20-30 лет, занимающиеся любительским спортом (баскетбол, футбол, бокс, тайский бокс, дзюдо, самбо, ММА). В качестве методического материала использовались опросники LEQ и PCL для определения уровня посттравматического стресса и психотравматизации, для исследования суверенности психологического пространства - одноименный опросник. Результаты показали, что мужчины с опытом спортивной травмы более чувствительны к нарушению суверенности их психологического пространства. Также выявлено, что респондентами с высоким уровнем посттравматического стресса нарушение суверенности физического тела переживается более чувствительно, чем участниками исследования с низким уровнем психотравматизации.

Еще

Суверенность психологического пространства, посттравматический стресс, переживание психотравмирующих событий, молодые мужчины, любительский спорт, травма

Короткий адрес: https://sciup.org/149140876

IDR: 149140876   |   DOI: 10.24158/spp.2022.10.20

Текст научной статьи Суверенность психологического пространства мужчин, занимающихся любительским спортом

Институт психологии Российской академии наук, Москва, Россия, ,

Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, ,

может служить способом психологической разгрузки индивида, особенно в периоды переживания им сложных жизненных событий. Однако при высоких физических нагрузках нередки травмы, что, безусловно, переживается человеком и преломляется через его психологические особенности.

Научные исследования в этой области преимущественно касаются профессионального спорта. Так, учеными были изучены особенности переживания стресса спортсменами после травм (Дрижика и др., 2007), проявления их совладающего поведения (Особенности совладающего поведения у травмированных спортсменов …, 2022), реализации соответствующих реабилитационных практик (Вопросы психологического сопровождения в спорте, рекреационно-оздоровительной и лечебной практиках …, 2019) и т.д. Исследованиями установлено, что люди с высоким уровнем посттравматического стресса более чувствительны к фактам нарушений их личной территории – они становятся более тревожными, эмоционально неустойчивыми (Интенсивный стресс в контексте психологической безопасности…, 2017; Дымова, 2021). Профессиональные спортсмены также демонстрируют повышенную чувствительность к нарушению личных границ, суверенности личного пространства. В свете сказанного представляет научный интерес вопрос, наблюдается ли данный феномен среди представителей любительского спорта, а также имеет ли для них в этом плане значение опыт получения физической травмы в прошлом и психотравматизация.

Цель работы состоит в изучении чувствительности к нарушению суверенности психологического пространства при разном уровне посттравматического стресса в группе мужчин, занимающихся любительским спортом.

В качестве гипотез исследования были выдвинуты следующие: мужчины с высоким уровнем посттравматического стресса и с опытом получения спортивной травмы в прошлом более чувствительны к нарушению суверенности их психологического пространства, чем участники исследования с низким уровнем переживания психотравмирующих обстоятельств.

Выборку составили мужчины (n = 60) от 20 до 30 лет, занимающиеся любительским спортом (баскетбол, футбол, бокс, тайский бокс, дзюдо, самбо, ММА).

В процессе работы для измерения уровня психотравматизации испытуемых использовался опросник травматических событий (LEQ) (авторы – Дж. Норбек, И. Сарасон и др. в адаптации Н.В. Тарабриной с соавторами (Интенсивный стресс в контексте психологической безопасности…, 2017)); для оценки симптомов посттравматического стресса (навязчивое повторение, избегание, негативные изменения в когнитивно-эмоциональной сфере и симптомы возбудимости) – методика PCL-5 (в адаптации Н.В. Тарабриной с соавторами (Интенсивный стресс в контексте психологической безопасности …, 2017)); для изучения суверенности психологического пространства личности (суверенность физического тела, территории, вещей, привычек, социальных связей, ценностей человека) – опросник «Суверенность психологического пространства» (автор – С.К. Нартова-Бочавер (Нартова-Бочавер, 2018)).

Результаты . Для верификации выдвинутой гипотезы и правомерности исследования взаимосвязи уровня посттравматического стресса и суверенности психологического пространства с помощью статистического критерия R-Спирмена был проведен корреляционный анализ показателей методики «PCL-5», соответствующих симптомов посттравматического стресса (избегание, возбудимость, навязчивые повторения, негативные изменения в когнитивно-эмоциональной сфере) и шкал методики «Суверенность психологического пространства». Было выявлено, что существует отрицательная взаимосвязь между шкалой суверенности физического тела и симптомом избегания (R = –0,3055; p-level = 0,018), симптомом возбудимости (R = –0,291; p-level = 0,025) и общим баллом методики PCL (R = –0,333; p-level = 0.009). Чем выше уровень посттравматического стресса у респондентов, тем ниже уровень суверенности физического тела. Данный результат корреспондирует с описанными результатами исследования профессиональных спортсменов.

Возможно, обнаруженная тенденция связана со спецификой данного вида деятельности, и для спортсменов нарушение физического пространства, другими словами, прикосновение, может расцениваться как вызов на бой, спарринг, угроза со стороны соперника.

Кроме того, спортивная деятельность часто сопровождается травмами различной степени, и подобный опыт тоже может оказывать влияние на отношение респондентов к сохранению суверенности своего психологического пространства. Для верификации данного предположения респонденты были поделены на группы, одна из которых включала мужчин с опытом получения спортивной травмы, а вторая была составлена из респондентов, не имеющих такового (n = 30 / n = 26). Важно сказать, что травмы мужчин, участвовавших в исследовании, представляли собой незначительные повреждения, не сопровождавшиеся оперативным вмешательством и длительной госпитализацией. Четверо респондентов, имеющих опыт тяжелой спортивной травмы, в данном этапе исследования не участвовали.

С помощью статистического непараметрического критерия U Манна – Уитни был проведен анализ различий по суверенности психологического пространства в группах участников исследования с опытом спортивной травмы и без нее (табл. 1).

Таблица 1 – Различия шкал используемых методик в группах мужчин с опытом спортивной травмы и без (n = 30 / n = 26)

Шкалы

Меdian n = 30

Меdian n = 26

Rank Sum n = 30

Rank Sum n = 26

U

Z

p-level

Суверенность психологического пространства

33

38,5

604,0

1 226,0

139,0

–4,601

0,0004*

Суверенность физического тела

6

6,5

756,0

1 074,0

291,0

–2,365

0,0180*

Суверенность вещей

5,5

5

689,0

1 141,0

224,0

–3,353

0,0008*

Суверенность привычек

5

5

678,0

1 152,0

213,0

–3,541

0,0004*

Суверенность социальных связей

5

5

701,0

1 129,0

236,0

–3,213

0,0013*

Суверенность ценностей

7

10

729,0

1 101,0

264,0

–2,771

0,0056*

Примечание : p-level – уровень значимости, * – значимость различий < 0,01.

Показано, что имеются значимые различия между мужчинами с опытом спортивной травмы и без него по таким шкалам, как суверенность психологического пространства (способность защищать и контролировать свое психологическое пространство), суверенность физического тела (отсутствие попыток нарушить его соматическое благополучия), суверенность вещей (уважение к личным вещам), суверенность привычек (уважение к привычкам), суверенность социальных связей (уважения к выбору окружения другого человека) и суверенность ценностей (уважение к мировоззрению других людей).

На основе полученных результатов можно сказать, что действительно, мужчины с опытом спортивной травмы более чувствительны к нарушению суверенности их психологического пространства, чем участники исследования, не имеющие данного опыта.

Для подтверждения другой части гипотезы о том, что респонденты с высоким уровнем посттравматического стресса более чувствительны к нарушению суверенности их психологического пространства, чем мужчины с низким уровнем переживания психотравмирующего опыта, а также для его более детального анализа было принято решение поделить группы по уровню посттравматического стресса с помощью общего балла PCL (рис. 1).

Рисунок 1 – Соотношение численности мужчин в каждой выделенной подгруппе

Проведенный анализ показал, что между подгруппами с низким уровнем посттравматического стресса имеются значимые различия только по индексу травматизации методики LEQ (U = 40,00; p-level = 0,003), по суверенности психологического пространства выраженного несоответствия не обнаружено.

В свою очередь подгруппы с высоким уровнем посттравматического стресса различаются помимо индекса травматизации также по шкалам «суверенность психологического пространства» и «суверенность физического тела». Это может быть связано с тем, что спортсмены, имеющие высокий уровень посттравматического стресса более чувствительны к воздействиям на свое физическое тело, а также для них важно иметь четкие границы личного психологического пространства (табл. 2).

Таблица 2 – Различия показателей шкал используемых методик в подгруппах мужчин с высоким уровнем посттравматического стресса

Шкалы

Меdian n = 18

Rank Sum

Меdian n = 12

Rank Sum

U

Z

p-level

LEQ (индекс травматизации)

4

344,5

0.3

120,5

42,5

2,77

0,0054*

Суверенность психологического пространства

78

233,5

46

231,5

61,5

–1,93

0,0438*

Суверенность физического тела

12

235,5

12

229,5

63,5

–1,86

0,0529*

Примечание : p-level – уровень значимости, * – значимость различий < 0,05.

На основе полученных в ходе исследования результатов можно заключить, что мужчины, имеющие опыт спортивной травмы и высокий уровень посттравматического стресса, более чувствительны к нарушению суверенности их психологического пространства, причем особенно высокие значения мы можем наблюдать по шкале «Суверенность физического тела». Следовательно, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.

Результаты проведенного исследования могут быть полезны представителям «помогающих» профессий, непосредственно самим спортсменам. Кроме того, они могут составить базу для дальнейших научных изысканий в данной области.

Список литературы Суверенность психологического пространства мужчин, занимающихся любительским спортом

  • Вопросы психологического сопровождения в спорте, рекреационно-оздоровительной и лечебной практиках / В. В. Аршинова [и др.] // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2019. Т. 4, № 1. С. 106-114.
  • Дрижика А.Г., Мануйленко Э.В., Бондин В.И. Стресс, спорт, здоровье // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2007. № 4. С. 10-15.
  • Дымова Е.Н. Трудные и психотравмирующие жизненные ситуации в представлении молодых мужчин // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 11 (91). С. 125-129.
  • Интенсивный стресс в контексте психологической безопасности / Н.В. Тарабрина [и др.]. М., 2017. 344 с.
  • Нартова-Бочавер С.К. Психофизиологические основы диспозициональной суверенности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2018. Т. 8, № 4. С. 370-380.
  • Особенности совладающего поведения у травмированных спортсменов / А.Д. Яворовская [и др.] // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2022. Т. 12, № 3. С. 360-375.
Статья научная