Свет и пространство в культуре и искусстве античности и Средневековья

Автор: Морозова Анна Валентиновна

Журнал: Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии @theology-spbda

Рубрика: Культурология

Статья в выпуске: 2 (10), 2021 года.

Бесплатный доступ

Рассмотрение проблематики света и пространства в культуре и искусстве античности и Средних веков позволяет выявить специфические особенности рассматриваемых эпох в их сравнении друг с другом. Ранее в научной литературе специфика понимания пространства и восприятия света исследовались дискретно. Автор статьи предлагает рассмотреть свет и пространство в их взаимосвязи. Анализируется не только широта использования светоносности материалов в памятниках искусства, но и характер восприятия этой светоносности современниками на материале дошедших до нас литературных памятников. Используются методы компаративистского, художественно-стилистического и иконологического анализа. В статье показано, что интерпретация света и понимание пространства тесно связаны. Представления о них и их связи кардинально менялись от античности к Средним векам. Только в культуре Византии пространство стало пониматься в первую очередь как наполненное Божественным светом единое неделимое целое. Свет не только был символом трансцендентного для христианства, свет стал способом объединения пространства храма в единую сущность, воспринимавшуюся как символ присутствия Бога. Западная Европа пришла к этому пониманию в эпоху готики, передав традиции восприятия пространства как единого целого последующим эпохам.

Еще

Свет в искусстве, пространство в искусстве, искусство античности, искусство средневековья, античная культура, средневековая культура, символика света, взаимосвязь света и пространства

Короткий адрес: https://sciup.org/140294884

IDR: 140294884   |   DOI: 10.47132/2541-9587_2021_2_125

Список литературы Свет и пространство в культуре и искусстве античности и Средневековья

  • Аверинцев С. С. Золото в системе символов ранневизантийской культуры // Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. СПб.: Азбука-классика, 2004. С. 404-425.
  • Алексинский Д. П. Щит Ахилла // £У££1Т1Л. Сб. статей памяти Ю. В. Андреева / Ред. В. Ю. Зуев. СПб., 2000. С. 391-399.
  • Виппер Б. Р. Искусство Древней Греции. М.: Наука, 1972. 286 с.
  • Гомер. Илиада / Пер. Н. И. Гнедича. М.: Художественная литература, 1987. 384 с.
  • Гомер. Одиссея / Пер. В. А. Жуковского. М.: Художественная литература, 1986. 270 с.
  • Епифаний Премудрый. Выписано из послания иеромонаха Епифания, писавшего к некоему другу своему Кириллу // Мастера искусства об искусстве: в 7 т. Т. VI. М., 1969. С. 26-29.
  • Лаврентьевская летопись // Полное собрание русских летописей: в 43 т. Т. 1. М.: ЯРК, 1997. 496 с.
  • Лукиан. О доме // Архитектура античного мира: Материалы и документы по истории архитектуры / Сост. В. П. Зубов, Ф. А. Петровский. М.: Изд-во Академии архитектуры СССР, 1940. С. 157-160.
  • Павсаний. Описание Эллады: в 2 т. М.: Ладомир, 1994. 364, 592 с.
  • Панофский Э. Аббат Сюжер из Сен-Дени // Его же. Смысл и толкование изобразительного искусства. СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1999. С. 129-173.
  • Панофский Э. Идеологические источники радиатора роллс-ройса // Певзнер Н. Английское в английском искусстве. СПб.: Азбука, 2004. С. 263-272.
  • Панофский Э. Перспектива как символическая форма. СПб.: Азбука-классика, 2004. 336 с.
  • Платон. Критий // Архитектура античного мира. М., 1940. С. 10-37.
  • Прокопий Кесарийский. О постройках // История эстетики: в 5 т. Т. 1. М.: Искусство, 1962. С. 330-334.
  • Седова О.В. Роль цвета и света в эпоху Европейского Средневековья // История: факты и символы. 2016. № 1 (6). С. 58-68.
  • «Хождение игумена Даниила в Палестину по святым местам» (11061108) // Сахаров И. Путешествия русских людей в чужие земли. Изд. II. СПб., 1837. Ч. I. С. 9-21.
  • Цицерон. Речь против Гая Верреса // Цицерон. Эстетика: Трактаты. Речи. Письма. М.: Искусство, 1994. С. 114-211.
  • Эйнхард. Жизнь Карла Великого // Памятники средневековой латинской литературы IV-IX вв. / Под ред. М. Е. Грабаря-Пассека, М. Л. Гаспарова. М.: Наука, 1970. С. 288-300.
  • Эко У. Эволюция средневековой эстетики. СПб.: Азбука-классика, 2004. 111 с.
  • Эко У. Искусство и красота в средневековой эстетике. СПб.: Алетейя, 2003. 256 с.
  • BaxandallM. Painting and Experience in Fifteenth-Century Italy: A Primer in the Social History of Pictorial Style. Oxford: Oxford University Press, 2008. 182 p.
  • Ventury L. History of art criticism. N. Y.: E. P. Dutton and Company, 1936. 345 p.
Еще
Статья научная