Святитель Феофан Затворник о церкви и государстве в период ректорства в Санкт-Петербургской духовной академии (1857-1859)

Автор: Каширина Варвара Викторовна

Журнал: Русско-Византийский вестник @russian-byzantine-herald

Рубрика: Отечественная история

Статья в выпуске: 1 (12), 2023 года.

Бесплатный доступ

В статье рассмотрены церковно-общественные взгляды ректора Санкт-Петербургской духовной академии архимандрита Феофана (Говорова). В эпоху Великих реформ XIX в. складывается целостное учение святителя Феофана о структуре государственного устройства, в составе которого, по подобию человеческого естества, он выделяет телесную (или материальную) и духовную стороны. Структура иерархична, с главенствующим положением духовного начала. Одну из проповедей святитель основывает на идее Манифеста императора Александра II от 19 марта 1856 г. о необходимости укрепления веры, которая сохраняет и улучшает общественную нравственность. Прогресс и развитие возможны только в области человеческих знаний, а не в области веры, которую святитель ставит в основу государственного строительства. Поэтому он выступает против всяких «новин» в области веры, которые искажают и разрушают целостность государственного организма. В словах ректора, обращенных к студентам духовной академии в день ее пятидесятилетнего юбилея, звучит призыв к пастырям активно использовать проповедь как орудие борьбы с различными заблуждениями и лжеучениями.

Еще

Санкт-петербургская духовная академия, александр ii, свт. феофан, затворник вышенский, проповедь

Короткий адрес: https://sciup.org/140297571

IDR: 140297571   |   DOI: 10.47132/2588-0276_2023_1_146

Список литературы Святитель Феофан Затворник о церкви и государстве в период ректорства в Санкт-Петербургской духовной академии (1857-1859)

  • Высочайший Манифест Государя Императора Александра Николаевича о всемилостивейшем даровании народу милостей и облегчений. СПб.: Печатан при Сенате, 1855. 5 с.
  • Гейрот А. Ф. Описание Восточной войны 1853-1856 гг. СПб.: Тип. Эдуарда Гоппе, 1872. 544, VIII с.
  • Георгий Флоровский, прот. Пути русского богословия. Париж, YMKA-PRESS, 1983. 600 с.
  • Де-Пуле М Ф. Нигилизм как патологическое явление русской жизни. М.: Унив. тип., 1881. 53 с.
  • Каширина В. В. Духовные основы государства в системе взглядов святителя Феофана Затворника // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. 2020. № 4 (13). С. 14-26.
  • Летопись жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского: В 5 т. Т. 1. М., 2016. 926 с.
  • Никитенко А. В. Дневник: В 3 т. / Подгот. текста, вступ. ст. и примеч. И. Я. Айзеншто-ка. М., 1955-1956.
  • Папков А.А. Церковно-общественные вопросы в эпоху царя-освободителя (1855-1870). СПб.: Тип. А. П. Лопухина, 1902. IV, 184 с.
  • Пятидесятилетие С.-Петербургской духовной академии. 17 февр. 1859 г. СПб.: Тип. Г. Трусова, 1859. 46 с.
  • Филарет, митр. Московский, свт. Письма к преподобному Антонию, наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры (1831-1867): В 3 ч. / Предисл., комм. И.Ю. Смирнова. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2007. С. 67.
  • Слова Санкт-Петербургской духовной академии ректора архимандрита Феофана. СПб., 1859. II, 327 с.
  • Татищев С. С. Император Александр II, его жизнь и царствование: В 2 т. СПб.: А. С. Суворин, 1903.
  • Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. М.: Правило веры, 1998. 520 с.
  • Феофан Затворник, свт. Толкование Послания апостола Павла к Ефесянам. М.: Правило веры, 2004. 644 с.
  • Феофан (Говоров), архим. Письма о христианской жизни: В 4ч. СПб., 1860.
  • Феофан (Говоров), архим. Предостережение от увлечения духом настоящего времени. СПб.: Тип. Ю. Штауфа, 1858. 82 с.
Еще
Статья научная