Связь поколений в педагогическом образовании: реверсивное наставничество
Автор: Черниговская Э.С.
Статья в выпуске: 1, 2023 года.
Бесплатный доступ
В России наметился устойчивый исследовательский и прикладной интерес к наставничеству - технологии передачи опыта, формирования компетенций на основе доверия и партнерства. В статье представлен потенциал реверсивного (обратного) наставничества в сфере образования на основе публикаций и анализа опыта реализации данной модели в Бурятском республиканском педагогическом колледже в рамках локального проекта «Разработка электронных курсов: опыт коллаборации».Реверсивное наставничество является эффективным средством выстраивания отношений между поколениями, передачи корпоративных знаний, развития командной работы, налаживания горизонтальных связей между молодыми и опытными работниками; решения проблемы недостаточной компетентности сотрудников старших возрастов в области информационных технологий; внедрения профессиональных решений на основе новейших технологий. Проанализированы публикации, в которых доказано, что реверсивное наставничество способствует взаимовыгодному сотрудничеству молодых и опытных педагогов, реализации программы профессионального развития, проектирования индивидуальной образовательно-карьерной траектории студентов; укрепления отношений между учителями и студентами во время педагогической практики. Утверждается, что реверсивное наставничество решает проблему преемственности педагогического опыта и связи поколений.
Реверсивное наставничество, педагогический колледж, корпоративное образование, профессиональное развитие, педагогическая карьера
Короткий адрес: https://sciup.org/148328058
IDR: 148328058 | DOI: 10.18101/2307-3330-2023-1-89-94
Текст научной статьи Связь поколений в педагогическом образовании: реверсивное наставничество
Черниговская Э. С. Связь поколений в педагогическом образовании: реверсивное наставничество // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2023. № 1. С. 89‒94.
Система непрерывного педагогического образования в России в последние годы получает импульс для поступательного развития: будущие педагоги — студенты старших курсов — получили право преподавать в школах, создаются профильные психолого-педагогические классы, в педагогических вузах страны созданы межфакультетские технопарки универсальных педагогических компетенций, осуществляется модернизация программ подготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава педагогических вузов. Хорошим продолжением государственной политики, направленной на повышение престижа учительской профессии, стал президентский указ, согласно которому 89
2023 год объявлен Годом педагога и наставника. В плане мероприятий Года педагога и наставника предусмотрены выставки, образовательные события, кинопроекты, учительская неделя, форум классных руководителей.
В связи с этим ожидается всплеск активности понятия «наставничество» в поисковых системах. На данный момент сравнение поисковых запросов с помощью Google Trends показывает, что в России наивысший уровень популярности запроса (до 100 баллов) наблюдался в 2004‒2006 гг., начиная с 2010 г. наметился стабильный спад (2‒4 балла), который держится до настоящего времени (декабрь 2022 г.).

Рис. 1. Динамика популярности поискового запроса «наставничество» в России
Чаще всего поиск по запросу «наставничество» выполнялся с 2004 г. по настоящее время в Республике Саха Якутия (100 баллов), в Ханты-Мансийском автономном округе (93 балла), в Томской области (88), в Сахалинской области (83). Можно предположить, что именно в этих регионах наметился устойчивый исследовательский и прикладной интерес к проблеме наставничества.

Рис. 2. Популярность поискового запроса «наставничество» по субрегионам
В соответствии с Концепцией подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 г. наставничество — универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
В данной статье мы представим потенциал реверсивного (обратного) наставничества в сфере образования на основе публикаций и проанализируем опыт реализации данной модели в Бурятском республиканском педагогическом колледже. Реверсивное наставничество было впервые предложено Джеком Уэлчем (1999) и использовалось в сфере бизнеса как лучшая практика предпринимательских стратегий для построения отношений между поколениями [11] и передачи корпоративных знаний. Данная модель наставничества меняет формат подготовки лидеров на основе стратегии взаимного обучения между наставниками и подопечными, что улучшает командную работу и организационную среду.
Интерес к реверсивному наставничеству в современном мире быстрых и высоких технологий вызван тем, что стирает границы между поколениями, убирает барьеры между лидерами и рядовыми сотрудниками [5], позволяя участникам программы наставничества чувствовать себя более уверенно [10].
В практике реверсивного наставничества меняются традиционные роли наставничества: менее опытный работник выступает в роли наставника для более опытного специалиста, который играет роль подопечного. Если традиционное наставничество предполагает вертикальное взаимодействие наставника и наставляемого [12], то в реверсивном наставничестве выстраиваются горизонтальные связи, основанные на взаимном доверии и сотрудничестве молодых и опытных работников.
Реверсивное наставничество предполагает обратное взаимодействие между сотрудниками, когда опытный, высококвалифицированный профессионал, старший по возрасту, опыту или позиции, становится подопечным младшего по вопросам внедрения новых тенденций и технологий. Такая модель наставничества помогает решить проблему недостаточной компетентности сотрудников старших возрастов в области информационных технологий, повысить их мотивацию и нейтрализовать опасения по поводу своего будущего в организации [2].
Как отмечают зарубежные авторы, молодые сотрудники лучше разбираются в современных технологиях, чем старшие [7], поэтому реверсивное наставничество рассматривается как эффективный способ внедрения профессиональных решений на основе новейших технологий.
Доказано, что в процессе реверсивного наставничества между студентами-практикантами и профессионалами выигрывают как студенты, так и профессионалы [4]. Взаимовыгодное сотрудничество молодых и опытных педагогов повышает их мотивацию и удовлетворенность работой, тем самым улучшаются организационный климат и организационная культура в коллективе.
В исследованиях А. Аугустинене и Н. Чючюлкене [3] были выявлены положительные характеристики реверсивного наставничества как эффективного инструмента для начинающих учителей в построении собственного процесса профессионального развития. В работе С. Като [6] обоснована важность реализации программы наставничества для профессионального развития опытных преподавателей-консультантов и их подопечных — молодых преподавателей.
Российские авторы также утверждают, что реверсивное наставничество полезно в развитии профессиональных отношений между субъектами образовательного процесса разного возраста, в проектировании и реализации индивидуальной образовательно-карьерной траектории студентов с первого курса [1].
-
Н. И. Поррас, Л. С. Диас, и М. М. Ньевес [9] выяснили, что в процессе обратного наставничества укрепляются отношения между работающими учителями начальной школы и учениками-учителями, с обеих сторон проявлялись открытость и сотрудничество. Очевидно, обратное наставничество положительно влияет на развитие субъект-субъектного педагогического взаимодействия.
Поскольку реверсивное наставничество помогает укрепить отношения между преподавателями и студентами, выявить культурные несоответствия между позициями наставника и подопечного [8], эту модель необходимо внедрять в учебный процесс, чтобы лучше понимать и оценивать привычки учащихся, разработать адаптивные методы обучения.
Во время постоянных встреч с наставникоми наставляемые делятся педагогическими инновациями и традициями, максимально раскрывают свой потенциал, обмениваются методиками. В коллективе накапливается организационное, корпоративное знание — сумма личностного явного и неявного педагогического знания, создаются устойчивые каналы подготовки молодых кадров, выстраивается стратегия долгосрочной карьеры.
Анализ публикаций, посвященных исследованию теоретических и прикладных аспектов проблемы реверсивного наставничества, показывает, что реверсивное наставничество эффективно развивает культуру корпоративного обучения, лидерские качества, сокращает разрыв между поколениями.
Практический опыт организации реверсивного наставничества позволяет утверждать, что данная модель наставничества может решить проблему преемственности педагогического опыта и связи поколений. В частности, в 2020‒2021 гг. в Бурятском республиканском педагогическом колледже (БРПК) был реализован локальный проект «Разработка электронных курсов: опыт коллаборации». Участники проекта (студенты и опытные педагоги колледжа) в сотрудничестве разработали 45 электронных курсов в системе дистанционного обучения MOODLE. Данный проект стал ответом на вызов, с которым встретились образовательные организации в начале 2020 г. Проект позволил экстренно создать электронные курсы, необходимые в период вынужденного дистанционного обучения во время пандемии. Студенты не только помогли разработать электронные курсы, но и обучили преподавателей техникам сопровождения дистанционных курсов — учителя предложили современное видение организации асинхронного формата обучения студентов, создавали собственные интерактивные задания, используя различные дополнительные материалы, приложения и сервисы для организации самостоятельного обучения. Проект «Разработка электронных курсов: опыт коллаборации» позволил формализовать богатый методический опыт старшего поколения педагогов колледжа, создать современный цифровой образовательный контент и быстро адаптироваться к изменениям в условиях цифровой трансформации образования.
В 2022 г. преподаватели и студенты факультета дошкольного и начального обучения БРПК начали новый проект по реверсивному наставничеству в школах республики. Студенты выступили консультантами и помощниками учителей городской гимназии № 33, разрабатывающих электронные курсы по общеобразовательным дисциплинам. Студенты помогали учителям визуализировать учебные материалы с помощью анимации, рисунков и схем, создавать обучающие видеоролики, а также редактировать видеофайлы. Данный опыт организации педагогической практики студентов показывает, что реверсивное наставничество является оперативным ответом на затруднения, с которыми встречаются опытные педагоги при осуществлении образовательной деятельности в условиях цифровой образовательной среды.
Список литературы Связь поколений в педагогическом образовании: реверсивное наставничество
- Мигунова Е. В., Жигалик М. А., Аверкин В. Н. Реверсивное наставничество в профессиональной подготовке будущих педагогов // Человек и образование. 2020. №1 (62). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reversivnoe-nastavnichestvo-v-professionalnoy-podgotovke-buduschih-pedagogov (дата обращения: 17.12.2022). Текст: электронный.
- Эсаулова И. А. Новые модели наставничества в практике обучения и развития персонала зарубежных компаний // Стратегии бизнеса. 2017. № 6(38). С. 8-13. Текст: непосредственный.
- Augustiniené A., & Ciuciulkiené N. Reverse mentoring as [a] facilitating factor for the development of a beginning teacher's self-authorship process. The Social Sciences, 81(3), 73-84. URL: https://doi.org/10.5755/j01.ss.8L3.5791 (accessed: 20.09.2022).
- Gubler Nicholas Burr. Outcomes for Professionals and Companies Through StudentProfessional Reverse Mentoring Sessions. Degree: MS, 2019, Brigham Young University. URL: https://scholarsarchive.byu.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=8774&context=etd (accessed: 20.09.2022).
- Gubler Shandon Miles. Reverse Mentoring in the Classroom: A Qualitative Study. Degree: MS, 2019, Brigham Young University. URL: https://scholarsarchive.byu.edu/cgi/ view-content.cgi?article=8770&context=etd (accessed: 17.12.2022).
- Kato S. Promoting mutual learning in reverse-mentoring: Professional development for experienced educators. OnCUE Journal, 11(1), 68-80.
- Kos S. Implementacija nove IT resitve z obratnim mentorstvom [na spletu]. Magis-trsko delo. Maribor: Univerza v Mariboru. [Dostopano 17 december 2022]. Pridobljeno s: https://dk.um.si/IzpisGradiva.php?lang=slv&id=79375 (accessed: 17.12.2022).
- Liz C., John G. & Adam W. Seeing behind the curtain: Reverse Mentoring within the Higher Education landscape, Teaching in Higher Education, DOI: 10.1080/13562517.2022.2129963
- Porras, N. I., Díaz, L. S., & Nieves, M. M. (2018). Reverse mentoring and peer coaching as professional development strategies. Colombian Applied Linguistics Journal, 20(2), 169-183. https://doi.org/10.14483/22487085.12422 (accessed: 17.12.2022).
- Rhodes D. E. Teacher by Design, Not Accident! Partnering With Educators Rising to Prepare Tomorrow's Teachers, Today. Degree: 2017, Harvard University. URL: http://nrs.harvard.edu/urn-3:HUL.InstRepos:33774656 (accessed: 17.12.2022).
- Valle L., Lorduy-Arellano D., & Porras-González N. Using reverse mentoring to transform in-service teachers' beliefs about how to teach English. Profile: Issues in Teachers' Professional Development, 24(1), 63-76. https://doi.org/10.15446/profile.v24n1.93061 (accessed: 18.09.2022).
- Ziegler A. Mentoring: konzeptionelle grudalagen und wuirksamkeitsanalyse [Mentoring: Conceptual basics and effectiveness analysis]. In S. Heidrun (Ed.), Mentoring: Theoretische hintergründe, empirische befunde und praktische anwendungen (pp. 7-30).