Связисты 14-й армии в обороне Заполярья

Автор: Котков Вячеслав Михайлович, Сорокотяга Игорь Алексеевич, Спирина Ольга Сергеевна

Журнал: Общество. Среда. Развитие (Terra Humana) @terra-humana

Рубрика: История и современность

Статья в выпуске: 4 (65), 2022 года.

Бесплатный доступ

В статье рассказывается о роли связистов 14-й армии в обороне Заполярья в 1942 году, о составе армейских частей связи.

14-я армия, великая отечественная война, заполярье, проводная связь, радиосвязь

Короткий адрес: https://sciup.org/140295969

IDR: 140295969   |   DOI: 10.53115/19975996_2022_04_008-010

Текст научной статьи Связисты 14-й армии в обороне Заполярья

Общество. Среда. Развитие № 4’2022

Роль связи при ведении боевых действий весьма велика. Как было указано в директиве Ставки Верховного Главнокомандования № 170526 от 24 июля 1942 г.: «Потеря связи – есть потеря управления, а потеря управления войсками в бою ведет неизбежно к поражению» [5, с. 35].

Как показывает опыт последних военных конфликтов, значение связи лишь возрастает. Военные, владеющие современными видами коммуникаций, более гибко и быстро реагируют на любые ситуации, а значит, воюют успешнее. В этих условиях значительный научно-практический интерес представляет изучение исторического опыта функционирования военной связи в экстремальных условиях Великой Отечественной войны.

В июле 1941 г. противник сосредоточил на Мурманском направлении крупные силы и имел намерение внезапным ударом захватить наш северный незамерзающий порт. В своем успехе противник был уверен, в соответствующих приказах солдатам наступающих германских дивизий был обещан отдых после занятия города Мурманска, авиация противника в течение первых двух месяцев войны, совершая налеты на город, не разрушала здания, так как противник уверенно предполагал зимовать в городе Мурманске после его занятия.

Намерения противника не увенчались успехом. Подошедшие части Красной Армии на рубеже р. Западная Лица остановили его продвижение, нанеся при этом чувствительный урон. Прославленные «герои» Нарвика не смогли прорвать фронт, и в течение года враг ни на шаг не продвинулся вперед. Важное значение в организации обороны в Заполярье занимала связь. В состав частей связи 14-й армии входили: полк связи, отдельный линейный батальон связи, две отдельные кабельно-шестовые роты связи, две отдельные телеграфно-строи- тельные роты, отдельная телеграфно-эксплуатационная рота, а также армейская телефонно-телеграфная мастерская.

Проводная связь. Постоянная связь на театре военных действий 14-й армии была подготовлена неудовлетворительно. «Число проводов, построенных на западном берегу Кольского залива, было недостаточным для нужд армии. Постоянные провода, связывающие материк с полуостровами Средний, Рыбачий, проходили вдоль границы, и с первых дней войны они были перерезаны. Провода, идущие на юг, были построены вдоль полотна Кировской железной дороги, и они очень часто повреждались авиацией противника, обходных линий связи на юг не было» [1, л. 1]. Но личный состав частей связи предпринимал большие усилия для восстановления связи.

Газета Карельского фронта «В бой за Родину» 7 февраля 1942 г. рассказывала об отважных связистах: «Среди бойцов и командиров подразделения тов. Приходько большим авторитетом пользуется тройка отважных связистов – Ананьев, Рощин и Щербаков. В горячее боевое время они чаще всего действуют вместе, взаимно дополняют друг друга. Какова бы ни была обстановка, как бы ни была сложна и трудна задача, Ананьев, Рощин и Щербаков всегда добиваются успеха, в срок и полностью выполняют боевой приказ.

...Ночью противник открыл яростный артиллерийский и минометный огонь. Снаряды и мины изрыли снег и землю и во многих местах перервали телефонный кабель, связывающий передовой наблюдательный пункт с огневыми позициями батареи. Тройка отважных получила приказ: срочно восстановить связь.

Немедля ни минуты Ананьев, Рощин и Щербаков стали на лыжи и помчались к передовой. Провод то терялся в заснеженных кустах, то появлялся на низеньких местах. Гремела канонада, с грохотом и визгом рвались снаряды и мины. Смерть всюду подстерегала связистов, но время не ждало, и они самоотверженно шли вперед.

Так тройка отважных прошла от огневых позиций до передового наблюдательного пункта. Ничто не смогло остановить советских связистов. В пятнадцати местах был перебит кабель, и все эти повреждения были устранены. Восстановленная храбрецами связь безотказно действовала до конца боя» [4].

За время Великой Отечественной войны была проделана большая работа по дополнительному строительству новых линий связи и подвески проводов. Много существовавших недочетов устранялось, но из-за отсутствия подводного кабеля не удавалось проложить кабель через Мотов-ский залив для установления проводной связи с полуостровами Средний и Рыбачий; не удалось проложить кабель и через горло Белого моря для прямой связи Мурманск – Архангельск, через Кандалакшский залив для обходной связи Штарма со штабом Карельского фронта.

В условиях Крайнего Севера оборона велась на широком фронте, штабы располагались друг от друга на сравнительно большие расстояния, поэтому проводная связь в основном базировалась на постоянные линии связи. Стабильность фронта позволяла доводить постоянные линии связи до штабов полков. Каждое направление связи обеспечивалось двумя телеграфными и двумя телефонными каналами. Были оборудованы вспомогательные узлы связи, которые позволяли производить быстрое маневрирование проводами. К таким вспомогательным узлам связи относились узел Ура- Губа, Рыб. Изба (позывной «Вишня»), узел 42-го км грунтовой дороги, узел м. Мишуков, 2-й эшелон Штарма (окрестность города Мурманска) [1, л. 1].

Большое внимание связистами уделялось способам проводки и подвески телефонно-кабельным линиям, их эксплуатации.

Фронтовик-связист старший лейтенант Б. Великин отмечал: «Вражеская мина угодила в телефонно-кабельные линии, связывающие командные пункты соединения и частей. Четыре линии были порваны, одна осталась невредимой. Оказывается, все порванные линии были неправильно наведены: некоторые из них лежали просто на снегу, другие были низко подвешены и очень туго натянуты.

Этот пример еще раз показывает, какое значение имеет правильная проводка телефонно-кабельной линии. Те связисты, которые в совершенстве овладели своей специальностью и опираются в своей ра- боте на опыт, полученный за время войны, сводят к минимуму случаи порыва телефонной линии.

Практика подтвердила, что провод лучше всего подвешивать на деревьях, а при отсутствии их – на вырубленных шестах высотой 6–7 метров. Ни в коем случае нельзя прокладывать линии по чистому снегу. Исключение составляют те линии, которые идут от батальона к роте, потому что если их высоко подвесить, то они мо- гут выдать расположение командных пунктов подразделений. Во всех же остальных случаях подвеска линии на шестах или на деревьях является наиболее целесообразным средством предохранения кабеля от порыва. Линия, подвешенная в воздухе, притом не слишком туго, при разрыве снарядов или мин, имеет возможность вибрировать. Даже в тех случаях, когда снаряд разрывается в непосредственной близости от кабеля, он остается неповрежденным.

При прокладке линии большое значение имеет правильная работа маскировщиков. Если наводку линии осуществляет команда из семи человек, то для маскировки достаточно трех связистов. Один из них с острым топором идет за третьим номером и подготавливает шесты для тех мест, где нет деревьев. Шесты должны быть высотой в 6–7 метров, они расставляются на расстоянии 30–35 метров друг от друга.

Два остальных маскировщика идут с самодельными вилками, вырубленными в лесу из молодых тонких берез, высотой в 4–5 метров.

Шесты надо ставить около кустов, низких деревьев, к которым они прикрепляются веревками или кусками проволоки.

Таким образом, шест, закрепленный в двух точках – в снегу и к дереву, – будет стоять прочно. Наведенная таким образом линия может эксплуатироваться продолжительное время без помех» [2].

Все постоянные линии связи построены в удалении от дорог до 100 метров. На западном берегу Кольского залива техническое наблюдение за состоянием постоянных проводов вел личный состав контрольных станций, выделенных из состава армейского ОЛБС.

К западу от Кольского залива были построены две магистрали – южная на пять цепей и северная – до Ура-Губы емкостью в четыре цепи. Далее от Ура-Губы на запад имелась постоянная цепь емкостью в шесть цепей. Была также магистраль 27 км грунтовой дороги – озеро Нялъявр, построенная вне дороги и две рокадные магистрали: 29 км – Ура-Губа емкостью пять цепей, 42 км – Рыб. Изба – контрольная станция «Ветка» емкостью две цепи.

Общество

Общество. Среда. Развитие № 4’2022

Через Кольский залив часть цепей проходила с помощью воздушного перехода, часть цепей была заведена в проложенный через залив подводный кабель емкостью 4×4 звездной скрутки. На юг в сторону по направлению Кандалакша – Беломорск все провода подвешены по столбам вдоль Кировской железной дороги. Из этих проводов армия использовала цепь № 263, 288 и среднюю точку диспетчерской цепи Кол. Энерго, кроме того, две цепи на этом направлении использовал штаб ВВС для связи с аэродромами и одну цепь использовал штаб Северного флота для связи с Москвой. Средствами армии была построена обходная цепь: Мурманск – Рестикенте – Пулозеро – Ловозеро – Зашеек – Умба – Кандалакша с заводом ее от Зашеек в город Кировск [1, л. 2].

В 1942 г. строительство этой цепи продолжалось по трассе Ловозеро – Воронежский Погост и далее по реке Воронья с выходом на обходную магистраль вдоль Кольского полуострова в районе Териберка.

Существовавшая обходная цепь по побережью Кольского полуострова по трассе Мурманск – Териберка – Поной – Умба – Кандалакша являлась вторым обходным каналом для связи с Кандалакшей. Строительство постоянных линий связи и подвеска новых проводов продолжались весь 1942 г.

Строительство велось сравнительно быстрыми темпами в чрезвычайно трудных условиях, очень часто в районах, где не ступала нога человека. В результате проведенных работ многие отдаленные центры, например, Воронинский Погост, Ловозеро, Зашеек и ряд других получили возможность связываться по телефону со своим районным центром.

Штаб ВВС армии имел т/ф связь по постоянным проводам со всеми своими аэродромами, а также со штабом специальной авиации ПВО.

Радиосвязь. В 14-й армии организованы фронтовая сеть, две армейские сети, сеть ВВС, резервная сеть Командования и два радионаправления с ГШКА и гарнизонами полуостровов Рыбачий и Средний.

Работа на передачу производилась только с раций полуострова Средний. Для этой цели было организовано специально выделенное радионаправление, кроме того, другая станция гарнизона полуостровов входила в одну из армейских сетей. С ГШКА работа на передачу производилась только по

Список литературы Связисты 14-й армии в обороне Заполярья

  • Архив Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (ВИМАИВиВС). - Ф. 10 р. Оп. 1. Д. 64.
  • В бой за Родину. 1942, 10 апреля. - № 100 (228).
  • В бой за Родину. 1942, 18 сентября. - № 261 (389).
  • В бой за Родину. 1942, 7 февраля 1942 г. - № 38 (166).
  • Сборник боевых документов Великой Отечественной войны. Т. 5. - М.: Воениздат, 1947. - 52 с.
Статья научная