Свобода совести и вероисповедания как объект уголовно-правовой охраны

Автор: Козьмов И.Г., Мордовин П.С., Мордовина А.А.

Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal

Рубрика: Юридические науки

Статья в выпуске: 5-3 (32), 2019 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена рассмотрению свободы совести и вероисповедания как объекта уголовно-правовой охраны. В исследовании даны основные базовые понятия «свободы», «совести» и «вероисповедания». Рассматривается их соотношение и различные трактовки, имеющиеся в научном сообществе. На основании проведенного анализа выводится, что свободу совести следует рассматривать как родовое понятие, а свободу вероисповедания как видовое. И, так как свобода совести и вероисповедания стоят в основе светского государства, коим является Российская Федерация, охрана этих свобод обладает повышенной значимостью.

Уголовное право, состав преступления, объект преступления, свобода совести, свобода вероисповедания

Короткий адрес: https://sciup.org/170190588

IDR: 170190588   |   DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10993

Текст научной статьи Свобода совести и вероисповедания как объект уголовно-правовой охраны

Рассмотрение объекта преступления является важным и непременным вопросом основ характеристики любого общественно-опасного деяния [1]. Не выдаваясь в научную дискуссию [2, 3], отметим, что под ним мы понимаем охраняемые уголовным законом общественные отношения. При этом охрана данных общественных отношений во многом зависит от вектора уголовной политики государства [4].

Достигнутый к данному моменту уровень развития общества и единства личных, общественных и государственных интересов должен являть собой сущность уголовно-правовой охраны каждой сферы общественно значимых отношений. Этот уровень, в свою очередь, есть мера социальной справедливости, нашедшая свое воплощение в общественных отношениях, охраняемых уголовным правом [5]. При этом уголовное право выполняет функцию весьма действенного регулятора самых разных сфер жизнедеятельности как общества, так и личности, защищая людей от посягательств на свободу совести. Обеспечение свободы совести - крупный фактор национальной и глобальной безопасности [6].

Свобода совести имеет особое значение для существующей сегодня системы гума- нитарных и правовых ценностей: она опирается на целый ряд неких базовых основ современного социума, которые были приобретены в ходе истории развития религиозных и общественных отношений. Среди таких основ отделение религии от науки и государства, веротерпимость, равенство всех идеологий и религий перед законом, свобода творчества, свобода убеждений и их выбора и распространения [7]. Свобода совести в самом первозданном виде существовала ещё в первобытнообщинном строе, ведь в обществе, где нет классов, государство предлагает лишь моральные нормы для регламентации отношения его членов к религии. Эти нормы добровольно соблюдались всеми членами общества [8].

В нынешнем состоянии правовая регламентация сферы общественноконфессиональных отношений кажется весьма проработанной, однако в ходе изучения научной литературы и норм права было выяснено, что ряд современных проблем, которые связаны с определением круга компонентов, лежащих в основе религиозной свободы и свободы личности (и которые включаются в свободу личности), берут начало еще в древности и по большей части обуславливаются отсутствием общего аппарата категорий и понятий на всех этапах развития данной сферы. Исследователь О.А. Иванюк говорит о неоднозначном понимании свободы совести из-за формализованного понятийнометодологического аппарата юриспруденции: этот факт определяется автором как препятствие на пути к выработке наиболее удачного и оптимального комплекса правовых средств, которые регулируют притязании всех участников социальных отношений [9].

Следовательно, перед началом непосредственного исследования особенностей тех преступлений, объект которых – свобода совести, важно определить базовые понятия, с которыми предстоит работать: «свобода», «совесть», «вероисповедание». Также важно отметить их соотношение с целью унификации в дальнейшем.

Перечисленные три категории достаточно часто рассматривались взаимозаменяемыми и почти всегда как взаимосвязанные и обуславливающие друг друга. «Свобода» несет в себе сразу два аспекта: первый заключается в зависимости или независимости от других, второй – в свободе действия, возможности совершать что-либо [10]. Свобода является одним из важнейших понятий философии.

Она определяется также в качестве способности личности действовать соответственно её интересам, личной независимости и отсутствии ограничений того или иного рода [11]. Что касается юридической точки зрения, ученые определяют свободу как нечто, на чем строятся все права личности, в том числе и его личное достоинство [12]. Сегодня исследователи все чаще говорят о том, что понятие свободы означает не полную независимость от государства, а «лишь» формирование личности, которая будет активна, инициативна и ответственна [13].

Переходя к категории «совесть», нужно отметить, что оно в наиболее распространенном понимании несет в себе определенный элемент этического и в целом обозначает способность личности к нравственному самоконтролю, исполнению определенных нравственных обязательств, которые эта личность установила перед собой самостоятельно, а также к оценке поступков, совершенных данной личностью. Совесть определяется в том числе как внутренняя убежденность лица в категориях добра и зла, как осознание ответственности лица за свои поступки как перед собой, так и перед обществом и окружением [14]. Границы свободы совести в обществе определяются нормами права и морали.

Понятие «вера» законодательно не определено. В праве она понимается в смысле вероисповедания, т.е. открытого провозглашения той или иной веры и свидетельств этой веры. Для исповедания Евангелия Христова таким свидетельством является, к примеру, Новый Завет.

По большей части в справочной литературе «вероисповедание» обозначает религию или религиозную систему в широком смысле и вероучение (или официальная принадлежность к той или иной конфессии) – в узком [15]. С.А. Авакьян в своей работе указывает: свобода вероисповедания являет собой свободу не каких угодно, а конкретно религиозных убеждений лица и внешних проявлений данных убеждений [16]. Существует огромное количество мнений и взглядов на этот вопрос в научном сообществе, и одна из важнейших проблем во всем этом многообразии – разграничение категорий «свободы совести» и «свободы вероисповедания», что было подтверждено в ходе исследования работ по данной тематике.

Часть научного конгломерата убеждено в том, что понятие свободы совести является наиболее широким, включая в себя свободу вероисповедания как категорию (т.е. свобода совести – родовое, общее понятие, а свобода вероисповедания – видовое, частное понятие). Такой точки зрения придерживаются Вишнякова, Дозорцев, Шудра, Четвернин. Говоря иначе, свобода совести и вероисповедания являет собой свободу верить с одной стороны, и право не верить – с другой. Именно в данных концептах проявляется в том числе справедливость и гуманизм [17].

Данное исследование рассматривает право на свободу совести как понятие, которое включает в свою структуру право на свободу вероисповедания в том числе: это объединяет круг объектов, которые нуждаются в уголовно-правовой охране.

Логично на основании вышеизложенного говорить о свободе совести как о праве свободного выбора религиозных взглядов и убеждений, а также о праве приобщения к определенному вероисповеданию (или отказа от такого приобщения) и возможности свободного выбора атеистических и иных воззрений каждым человеком.

Защита прав и свобод личности, а также общественная безопасность и охрана кон- ституционного строя РФ от преступных посягательств – прямые задачи УК РФ, поэтому он включает в себя целый ряд норм, которые криминализуют посягательства на свободу совести и вероисповеданий (и другие основы светской организации государства), опасные для общества. Это позволяет говорить о том, что защита права на свободу совести в РФ обладает повышенной значимостью [18].

Список литературы Свобода совести и вероисповедания как объект уголовно-правовой охраны

  • Мордовина А.А., Мордовин П.С., Белокопытова Н.Ю. Интеллектуальная собственность как объект уголовно-правовой защиты. // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. - 2017. - №4 (24). - С. 455-459.
  • Амиянц К.А. Проблемы определения объекта преступления в уголовном праве. // В сборнике: «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики». Материалы XIV Международной научно-практической конференции. В 4-х томах. 2017. С. 158-162.
  • Комаров А.А. О взаимосвязи объекта преступления и отдельных принципов действия уголовного закона в пространстве. В сборнике: Европейские научные исследования Сборник статей III Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией Г.Ю. Гуляева. 2017. - С. 111-113.
  • Пинкевич Т.В. Особенности российской уголовной политики: структура и состояние. // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2016. - №3 (35). - С. 297-300.
  • Беспалько В.Г. Уголовно-правовая охрана религиозных отношений // Журнал российского права. - 2014. - № 7. - С. 41-50.
Статья научная