Своеобразие хилиастической утопии Достоевского

Автор: Золотарев Алексей Вадимович

Журнал: Русско-Византийский вестник @russian-byzantine-herald

Рубрика: История философии

Статья в выпуске: 3 (10), 2022 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена рассмотрению своеобразия утопического учения Ф. М. Достоевского о «Царстве Божием на земле» в сравнении с хилиастическими учениями других русских философов - как современников Достоевского, так и представителей «нового религиозного сознания» начала ХХ в. Автор показывает, что отличительной особенностью хилиастических воззрений Достоевского является их преимущественно моральное содержание, отсутствие в них религиозного фатализма и исторического детерминизма. Будущая «всемирная гармония» предстает в произведениях Достоевского не как неотвратимый футуристический прогноз и не как глобальный общественно-исторический проект, а как идеал в кантовском смысле, то есть как предел непрерывного нравственного стремления человека. Автор делает вывод, что в то время как у В. С. Соловьева и деятелей «нового религиозного сознания» «Царство Божие на земле» выступает в качестве общественно-политической программы, осуществление которой предполагает опору на социальные институты и общественные движения, Достоевский видит в нем скорее символически выраженный моральный идеал, необходимый человеку на пути нравственного возрождения.

Еще

Апокалипсис, хилиазм, утопизм, гуманизм, социализм, славянофильство,

Короткий адрес: https://sciup.org/140297540

IDR: 140297540   |   DOI: 10.47132/2588-0276_2022_3_12

Список литературы Своеобразие хилиастической утопии Достоевского

  • Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского. М.: АСТ, Хранитель, 2006. 268 с.
  • Бердяев Н. А. Новое религиозное сознание и общественность / Сост. и комм. В. В. Сапова. М.: Канон+, 1999. 464 с.
  • Бердяев Н.А Философия свободы. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. 351 с.
  • Богданова О.А. Мотив «рая на Земле» в художественном сознании Ф. М. Достоевского // Новый филологический вестник. 2016. № 1 (36). С. 64-78.
  • ГачеваА.Г. Идеал «Царства Божия на земле» в русской философской мысли: от Серебряного века до новоградства 1930-х годов // Соловьевские исследования. 2015. №3 (47). С. 80-98.
  • ГачеваА.Г. Ф. М. Достоевский и Н. Ф. Федоров. Встречи в русской культуре. М.: ИМЛИ РАН, 2008. 575 с.
  • Гайденко П. П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. М.: Прогресс-Традиция, 2001. 472 с.
  • Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Кн. 1-10 // Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 14. Л.: Наука, 1976. 512 с.
  • Достоевский Ф. М. Две половинки // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 26. Л.: Наука, 1984. С. 161-170.
  • ДостоевскийФ.М. Записная книжка 1863-1864гг. // ДостоевскийФ.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 20. Л.: Наука, 1980. С. 170-179.
  • Достоевский Ф. М. Пушкин. (Очерк) // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 26. Л.: Наука, 1984. С. 136-149.
  • Достоевский Ф.М. Сон смешного человека. Фантастический рассказ // Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 25. Л.: Наука, 1983. С. 104-119.
  • ДостоевскийФ.М. Утопическое понимание истории // ДостоевскийФ.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Т. 23. Л.: Наука, 1981. С. 46-50.
  • ЕвлампиевИ.И. Ф.М. Достоевский и Вл. Соловьев о грядущем значении христианства // Соловьевские исследования. 2019. № 1 (61). С. 24-36.
  • Золотарев А.В. Идеи кантовской моральной философии в творчестве Ф.М. Достоевского // Соловьевские исследования. 2018. № 4 (60). С. 73-89.
  • ЗолотаревА.В. Спор Леонтьева с Достоевским о хилиазме: вхождение темы Апокалипсиса в круг проблем русской религиозной философии // Христианское чтение. 2018. №4. С. 150-160.
  • Кант И. Критика практического разума // Кант И. Соч.: В 6 т. Т.4 Ч. 1. М.: Мысль, 1965. С. 311-501.
  • Касаткина Т.А. Достоевский как философ и богослов: художественный способ высказывания. М.: Водолей, 2019. 336 с.
  • Котельников В. А. Апокалиптика и эсхатология у Достоевского // Русская литература. 2011. №3. С. 51-67.
  • Котельников В.А. Теология истории Иоахима Флорского в рецепциях Ф. Достоевского и З. Красиньского // Вопросы философии. 2011. №4. С. 122-127.
  • ЛеонтьевК.Н. О всемирной любви. Речь Ф. М. Достоевского на Пушкинском празднике // ЛеонтьевК.Н Полн. собр. соч. и писем: В 12 т. Т.9. СПб.: Владимир Даль, 2014. С. 186-225.
  • МаркидоновА.В. А.С. Хомяков и некоторые философские параллели к одной богословской предпосылке // Русско-Византийский вестник. 2021. № 1 (4). С. 9-21.
  • Мережковский Д. Грядущий Хам // Мережковский Д. Больная Россия. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1991. С. 13-45.
  • Мережковский Д. Пророк русской революции. К юбилею Достоевского. СПб.: Изд. М. В. Пирожкова, 1906. 153 с.
  • Мережковский Д. Теперь или никогда // Мережковский Д. Больная Россия. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1991. С. 46-72.
  • Парилов О.В. Хилиастические мотивы в творчестве Ф.М. Достоевского, сформированные под влиянием концепции всемирной теократии В. С. Соловьева // Соловьевские исследования. 2013. № 2 (38). С. 16-28.
  • Розанов В.В. Легенда о Великом Инквизиторе Ф. М. Достоевского: опыт критического комментария // Розанов В.В. Собр. соч. Легенда о Великом Инквизиторе Ф. М. Достоевского. Лит. очерки. О писательстве и писателях. М.: Республика, 1996. С. 7-156.
  • Соловьев В. С. Чтения о Богочеловечестве // Соловьев В. С. Соч.: В 2 т. Т. 2. М.: Правда, 1989. С. 5-172.
  • Флоровский Г.В. Блаженство страждущей любви (К 100-летию со дня рождения Ф.М. Достоевского) // Флоровский Г.В. Из прошлого русской мысли. М.: Аграф, 1998. С. 68-73.
  • Фокин П.Е. Поэма «Великий инквизитор» и футурология Достоевского // Достоевский. Материалы и исследования. Т. 12. СПб., 1996. С. 190-200.
  • Хомяков А. С. О старом и новом // Хомяков А. С. Сочинения: В 2 т. Т. 1. М.: Московский философский фонд; Медиум, 1994. С. 456-470.
Еще
Статья научная