Свойства божественной воли: И. Кант между спекулятивной и моральной теологией

Бесплатный доступ

Статья посвящена проблеме атрибутов воли Бога в философской теологии Иммануила Канта. Несмотря на то, что Кант в «критический» период своего философствования был убежден в невозможности спекулятивно-философского познания свойств Бога, он считал возможным возместить недостатки спекулятивной теологии средствами практического разума, при помощи этикотеологии, как религиозного расширения чистой этики. Философское понятие воли Бога у Канта анализируется в контексте общего представления о воле как разновидности свободной причинности. Философия религии Канта рассматривает три атрибута высшей воли: 1) Бог свят, как законодатель нравственного закона, постольку в Его воле не может быть противонравственных принципов и максим, и она служит прообразом святости; 2) Бог благ, как мироправитель, постольку только для Него блаженство всех существ есть не нравственный долг, а предмет непосредственного благорасположения; 3) Бог справедлив, как судия мира, т. е. Его воля наделяет каждого долей высшего производного блага соразмерно моральному качеству его поведения. Этот последний аспект связан с учением Канта об оправдании и спасении: удовлетворение Божественной справедливости мыслится у Канта совершающимся в акте «переворота в умонастроении», после которого моральный закон, а не себялюбие, становится достаточным мотивом его воли. В заключение формулируется гипотеза, что этот же самый нравственный «переворот в умонастроении» есть у Канта также и условие возможности теологического познания , и, в частности, познания воли Бога.

Еще

И. кант, философия религии, философская теология, этикотеология, трансцендентально-практический идеал, переворот в умонастроении, воля, воля бога, святость, благость, справедливость

Короткий адрес: https://sciup.org/140298021

IDR: 140298021   |   DOI: 10.47132/2541-9587_2023_2_202

Список литературы Свойства божественной воли: И. Кант между спекулятивной и моральной теологией

  • Кант И. Всеобщая естественная история и теория неба // Его же. Сочинения: в 8 т. Т. 1. М.: Чоро, 1994. С. 113-260.
  • Кант И. Критика практического разума // Его же. Сочинения на немецком и русском языках: в 4 т. Т. III. М.: Московский философский фонд, 1997. С. 276-733.
  • Кант И. Критика чистого разума. М.: Наука, 1998.
  • Кант И. Лекции о философском учении о религии (редакция К. Г. Л. Пёлица). М.: Канон+ РООИ "Реабилитация", 2016.
  • Кант И. Метафизика нравов // Его же. Сочинения: в 8 т. Т. 6. М.: Чоро, 1994. С. 224-543.
  • Кант И. Новое освещение первых принципов метафизического познания // Его же. Сочинения: в 8 т. Т. 1. М.: Чоро, 1994. С. 261-312.
  • Кант И. О неудаче всех философских попыток теодицеи // Его же. Сочинения: в 8 т. Т. 8. М.: Чоро, 1994. С. 138-157.
  • Кант И. Основоположение к метафизике нравов // Его же. Сочинения на немецком и русском языках: в 4 т. Т. III. М.: Московский философский фонд, 1997. С. 38-275.
  • Кант И. Религия в пределах только разума // Его же. Сочинения: в 8 т. Т. 6. М.: Чоро, 1994. С. 5-222.
  • Крыштоп Л. Э. Лекции Канта по теологии // Кант И. Лекции о философском учении о религии (редакция К. Г. Л. Пёлица). М.: Канон+ РООИ "Реабилитация", 2016. С. 284-373.
Еще
Статья научная