Свойства и смыслы времени в «Герое нашего времени» М.Ю. Лермонтова

Автор: Кривонос В.Ш.

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Русская литература

Статья в выпуске: 3 (66), 2023 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается временная организация романа Лермонтова, в котором отсутствует связная биография героя и не соблюдается хронологический порядок изложения событий, и включенных в его состав повестей. Автор статьи обращает внимание на противоречие между временной организацией романа и временной организацией повестей, в которых презумпция отказа от хронологической последовательности повествования парадоксальным образом разрушается. Целое и части с точки зрения их временной структуры устроены, как показано в статье, по-разному. На это указывает соотношение в повестях и в романе порядка времени и порядка рассказываемых событий. В «Бэле» повествователь переключается из настоящего времени (времени повествования) в прошедшее время (время рассказываемой истории); временные планы здесь перекрещиваются. В «Максиме Максимыче» временная многослойность отсутствует; повествование ограничено рамками настоящего времени. В «Тамани» и в «Фаталисте» время повествования, построенного в форме воспоминаний, отражает дистанцию между временем переживания описываемых событий и временем рассказа о них. В «Княжне Мери» соотношение событийного времени и времени повествования определяет форма дневниковых записей; так как рассказ следует здесь вплотную за излагаемой историей, то дистанция между временами сокращена до минимума. Подробный анализ позволил выявить конкретные особенности временной организации повестей. При этом в каждой из них время (как событийное, так и повествовательное) имеет свои отличительные свойства. Что касается временной организации романа как целого, то в его структуре актуализируются универсальные смыслы времени путем переключения от «линейных аспектов» к «иерархическим» (П. Рикёр). Таким образом, как доказывает автор статьи, резко высвечивается важный для «Героя нашего времени» онтологический план повествования.

Еще

Лермонтов, роман, повесть, временная организация, время повествования, событийное время, свойства времени, универсальные смыслы времени

Короткий адрес: https://sciup.org/149143550

IDR: 149143550   |   DOI: 10.54770/20729316-2023-3-76

Список литературы Свойства и смыслы времени в «Герое нашего времени» М.Ю. Лермонтова

  • Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Художественная литература, 1975. 504 с.
  • Дрозда М. Повествовательная структура «Героя нашего времени» // М.Ю. Лермонтов: pro et contra. СПб.: РХГА, 2014. Т. 2. С. 319–346.
  • Женетт Ж. Фигуры: в 2 т. Т. 2. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. 472 с.
  • Кожевникова Н.А. Типы повествования в русской литературе XIX–XX вв. М.: Институт русского языка РАН, 1994. 336 с.
  • Леонова М.П. Пространство и время в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» // Лермонтовские чтения-2014. СПб.: Лики России, 2015. С. 148–159.
  • Лермонтов М.Ю. Сочинения: в 6 т. Т. VI. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1957. 900 с.
  • Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М.: Наука, 1979. 360 с.
  • Маркович В.М. Пушкин и Лермонтов в истории русской литературы. СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1997. 216 с.
  • Маркович В.М. Избранные работы. СПб.: Ломоносовъ, 2008. 316 с.
  • Набоков В.В. Предисловие к «Герою нашего времени» / пер. с англ. // Набоков В.В. Романы. Рассказы. Эссе. СПб.: Энтар, 1993. С. 238–249.
  • Пумпянский Л.В. Классическая традиция: Собрание трудов по истории русской литературы. М.: Языки славянской культуры, 2000. 864 с.
  • Рикёр П. Время и рассказ. Т. 2. Конфигурация в вымышленном рассказе / пер. с фр. М.; СПб.: Университетская книга, 2000. 224 с.
  • Савинков С.В. Печорин как Герой «времени» // М.Ю. Лермонтов: pro et contra. СПб.: РХГА, 2014. Т. 2. С. 584–603.
  • Тамарченко Н.Д. Русский классический роман XIX века: Проблемы поэтики и типологии жанра. М.: РГГУ, 1997. 203 с.
  • Тодоров Ц. Поэтика // Структурализм: «за» и «против». М.: Прогресс, 1975. С. 37–113.
  • Тюпа В.И. Анализ художественного текста. М.: Академия, 2006. 336 с.
  • Успенский Б.А. Семиотика искусства. М.: Языки русской культуры, 1995. 360 с.
  • Успенский В.А. Что такое парадокс? // Finitis duodecim lustris: cборник статей к 60-летию проф. Ю.М. Лотмана. Таллин: Ээсти раамат, 1982. С. 159–162.
  • Эйхенбаум Б.М. О литературе. М.: Советский писатель, 1989. 544 с.
Еще
Статья научная