Тактика производства обыска в жилище на рабочем этапе

Бесплатный доступ

Автор рассматривает некоторые особенности тактики производства обыска в жилище на рабочем этапе. Рассмотрен алгоритм следователя в случае, если обыскиваемый желает, чтобы его собственный адвокат прибыл на обыск. Уделено внимание наблюдению за мимикой обыскиваемого, анализу тембра его голоса и характера речи. Отмечены механизмы обеспечения единого руководства следственным действием, сформулирован вопрос, который позволит создать благоприятный для следствия психологический климат. По мнению автора, именно следование тактике производства обыска в жилище позволяет исключить возникновение неустранимых сомнений, укрепить доказательственную базу в целом.

Еще

Обыск, тактика, доказательство, уголовный процесс, криминалистика

Короткий адрес: https://sciup.org/170199333

IDR: 170199333   |   DOI: 10.24412/2500-1000-2023-5-2-193-194

Текст научной статьи Тактика производства обыска в жилище на рабочем этапе

Достаточно часто обыск производится в жилище, что характеризуется активным противодействием, в связи с чем следователю стоит быть готовым к провокациям и делать некоторые вещи оперативно, не нарушая положения ст.182 УПК РФ. Видятся верными ссылки Р.С. Белкина на лаконичную выдержку из сборника 1940-х г. «Следственная практика»: «Промедлишь с обыском - потеряешь доказательства» [1, с. 337], поскольку автор акцентирует внимание не просто на процессуальной, а на тактической стороне вопроса. Так, насущным вопросом является выбор следователем линии поведения при производстве данного следственного действия: она должна способствовать эффективности протокола обыска при доказывании.

Если следственно-оперативная группа (далее - СОГ) пришла на обыск в момент, когда в жилище находится не один обыскиваемый, необходимо сразу собрать проживающих в квартире лиц в одном помещении, что позволит обеспечить единое руководство следственным действием -полный контроль со стороны следователя. Разумеется, возможности следователя в конкретной ситуации будут зависеть от планировки жилого помещения, но все-таки стоит стремиться обеспечить такой контроль, поскольку это позволит избежать уничтожения доказательств и пр.

Кроме того, важно, чтобы понятые видели не только процесс обыска, но и хозяев квартиры: в случае возможных нарушений это будет должным образом удостоверено. В юридической литературе отмечают, что СОГ не следует обращаться к обыскиваемому лицу за информацией о расположении комнат (ее следует знать заранее) [2, с. 212].

С тактической точки зрения представляется значимым после выполнения требований ст.164 УПК РФ в начале обыска задать обыскиваемому лицу вопрос: «Все ли вещи, предметы, находящиеся в квартире, принадлежат Вам?», а также зафиксировать ответ на него. Считаем, что обыскиваемому лицу будет сложнее лгать при многих людях, а потому ответы на такие вопросы создают психологический климат, благоприятный для следствия.

Кроме того, следователю и оперуполномоченному, которому следователь поручил наблюдение за поведением обыскиваемого, следует наблюдать и за реакциями лица на действия членов СОГ: это показывает, в правильном ли направлении осуществляются поисковые действия (обыскиваемого может выдавать волнение). А.А. Леви и А.И. Михайлов рекомендуют следователям интересоваться у обыскиваемого лица расположением и свойствами отдельных предметов и обра- щать внимание на тембр голоса и характер речи лица при ответе [3, с. 54].

Отметим, что не менее значимым аспектом при обыске, который требует от следователя верной криминалистической тактики, является появление защитника. Лицо, изъявившее желание пригласить собственного адвоката, может в действи- поступил звонок, сказало, что оно не является адвокатом (скорее всего, подельник не поймет, в чем дело), то таким образом следователю удалось предотвратить передачу обыскиваемым лицом определенной информации другим соучастникам преступления.

На заключительном этапе тактически тельности позвонить подельнику – со- верно ознакомить лиц с протоколом путем участнику совершенного преступления, и, используя кодовые слова, сообщить ему определенную информацию, после чего доказательства по уголовному делу могут быть уничтожены. Для предотвращения данной ситуации представляется тактически целесообразным следующий алгоритм. Следователю стоит попросить у обыскиваемого лица номер предполагаемого адво- ката и его анкетные данные, после чего позвонить на предоставленный номер со своего телефона. Затем обратиться к лицу по имени и отчеству, спросить, является ли оно адвокатом. Соответственно только после утвердительного ответа следует сообщить адвокату о том, что будет производиться обыск в жилище у соответствующего лица. Если же лицо, на чей номер предоставления им для личного прочтения. На наш взгляд, если следователь предпочтет огласить протокол, то в дальнейшем могут возникнуть сомнения, прочитал ли он те или иные предложения, что ставит под угрозу результаты следственного действия.

Таким образом, производство обыска в жилище требует от следователя примене- ния тактических приемов: важно сразу обеспечить единое руководство обыском, правильно действовать, если лицо изъявило желание пригласить собственного адвоката, следить за реакциями обыскиваемого на действия СОГ. В протоколе следует отразить ответ обыскиваемого лица на вопрос: «Все ли вещи, предметы, находящиеся в квартире, принадлежат Вам?».

Список литературы Тактика производства обыска в жилище на рабочем этапе

  • Белкин Р. С. Курс криминалистики, В 3-х томах. - М.: Юристъ, 1997. - 537 c.
  • Криминалистика: учебно-методическое пособие // С.Л. Никонович, Р.И. Могутин, С.Ю. Бирюков [и др.]; Институт права и экономики (г. Липецк); Волгоградская академия МВД России. - Тамбов, Липецк: Изд-во Першина Р.В., 2014. - 420 с.
  • Леви А.А., Михайлов А.И. Обыск: справочник следователя. - М., 1983. - 95 с.
Статья научная