Таможенная политика в России при преемниках Петра Великого
Автор: Галикеева Ляля Ахметзакиевна
Журнал: Правовое государство: теория и практика @pravgos
Рубрика: Теория и история права и государства. История учений о праве и государстве
Статья в выпуске: 1 (43), 2016 года.
Бесплатный доступ
Одной из актуальных задач в современных условиях является проведение обоснованной экономической политики в условиях, когда западные государства объявили санкции России в сфере внешнеэкономических отношений. Одним из важнейших и приоритетных направлений в этой связи становится задача взвешенной и обоснованной таможенной политики государства. На этом фоне целесообразно проследить особенности реализации указанного направления в прошлом. В статье рассматривается один из этапов развития таможенной политики России - период царствования преемников Петра I. На основе историко-правового анализа показано, что важнейшим мероприятием в реализации таможенной деятельности стало торгово-экономическая политика, которая в целом достигала поставленных целей, что, благоприятствовало экономическому развитию страны. Это способствовало закреплению капиталистических отношений в России.
Таможенная политика, таможенное дело, таможенная реформа
Короткий адрес: https://sciup.org/142232670
IDR: 142232670
Текст научной статьи Таможенная политика в России при преемниках Петра Великого
Одним из длительных этапов развития таможенной политики, когда происходили значительные изменения правовых и организационных мер, которые и составляют основные параметры административно-правового режима обеспечения таможенного дела, является период царствования ближайших преемников Петра I. Как известно, в годы царствования Петра I получила мощный толчок внутренняя и внешняя торговля. Этому способствовали бурное развитие мануфактурного производства, интенсивное развитие внешней торговли, выход к Балтийскому морю. Своеобразным результатом проделанной работы стал принятый в 1724 г. Покровительственный тариф и регламент, которые по своей направленности и содержанию были направлены на защиту экономических интересов России и регулирование внешней торговли. Этот документ носил исключительно протекционистский характер, что создавало благоприятные условия для развития отечественной промышленности и вносило значительные изменения в таможенные правила.
До принятия указанного документа всякое действие или бездействие купца, направленное к ущербу казенного интереса (например, заниженные цены товара при декларировании, указание неверной массы и т.п.) наказывалось конфискацией товара. Теперь же устанавливается целая система взысканий: за открытую контрабанду, а также сокрытие товара от таможенного контроля следовала его конфискация; за частичное сокрытие изъятию подлежали только необъявленные излишки. Отменялась прежняя система правильности таможенной оценки товара, когда сам голова или его помощники должны были присутствовать при заключении торговой сделки и т.д. Таким образом, указанный документ 1724 года способствовал сдерживанию внешнюю торговлю, увеличению контрабандного ввоза товаров, а также снижению притока таможенных доходов.
После смерти Петра I, проводившаяся им таможенная политика, была серьезным образом пересмотрена. В целом преемники Петра I стремились следовать пути своего великого предшественника, однако последователи Петра Алексеевича пришли к выводу, что внутреннее производство в стране в первой четверти XVIII в. не получило такого объема своего развития, чтобы в протекционистских целях сдерживать ввоз иностранных товаров. Весьма характерным в этом отношении является заключение Комиссии о коммерции – высшего экономического органа страны («к коему Коммерц-коллегия входила с рапортами») о состоянии игольного производства: «Игольная фабрика самая вредительная государству, понеже на оной фабрике ни единой доброй иглы не делают, от чего государство, паче крестьянство, терпят великую нужду: 1) в негодности тех игол; 2) что иностранные иглы продавались тем временем по 10 алтын тысяча, а иглы негодные здешние продаются по 20 алтын и выше» [1].
В этой связи ближайшие преемники Петра I пересматривают цели и координаты экономической политики России. Повышенное обложение западноевропейских товаров и предметов роскоши вызвало сильное недовольство даже среди крупного русского купечества. Как ответ в 1731 году был принят новый тариф, в соответствии с которым на товары, не производившие в стране, вводилась умеренная пошлина (от 4 до 10 %), а на товары производившиеся – повышенная (до 20 %) [1]. Таким образом, Тариф 1731 года исключал в принципе возможность сохранения покровительственной системы, в которой промышленность России, в общем и целом, испытывала потребность.
Следует отметить, что в этом же году был принят Морской пошлинный устав, который уточнял и закреплял отдельные элементы административно-правового режима таможенного дела. Устав изменил и дополнил правила захода иностранных судов в российские порты, включавшую определенную систему разрешений и запретов. Также был закреплен статус таможенников, этот акт, в свою очередь, распространял права морских таможен на сухопутные таможни. На таможенных служащих возлагались дополнительные обязанности по осмотру и опечатыванию люков, мест с товарами, пассажирской кладью, балластом до прибытия судна в таможню.
В послепетровский период дальнейший рост ремесел и мануфактур привел к определенному увеличению численности городского населения, что потребовало от помещиков и крестьянства уве- личения поставок сельскохозяйственных продуктов в города. Это в свою очередь вызвало оживленную торговлю сельскими продуктами, мануфактурными и ремесленными товарами на многочисленных ярмарках, получивших широкое распространение в России. Очевидно, что развитие внутренней торговли было выгодно не только купечеству, но и дворянству, которое извлекало большие доходы от оброка со своих крестьян-торговцев и крестьян, работавших на мануфактурах.
Определенный ренессанс петровского подхода в развитии таможенной политики пришелся на период царствования Елизаветы Петровны. Императрица Елизавета стремилась вернуться к тем правилам, которые были определены Петром I. В годы ее правления частично возвращается монополизация (сусальные, кружевное, обойное, красочное, мозаичное производства); развитие отечественного производства поощряется высокими таможенными пошлинами, значительное внимание было уделено ввозу из-за границы сырья, ввоз готовой продукции, в свою очередь, запрещается, увеличивается количество внутренних сборов. Важнейшим событием в области таможенной политики явилась ликвидация в середине XVIII в. таможенных ограничений внутри страны. Как известно, в стране взималось 17 различных таможенных сборов, что вместе со сложной процедурой осмотра товаров и записи в книгах серьезно препятствовало расширению торговли.
В этих условиях была необходима реформа таможенной политики. По инициативе графа П.Н. Шувалова, во многом определявшего параметры внутренней политики России в 50-х гг. XVIII в., в 1753–1757 гг. была проведена крупная таможенная реформа.
Указом 1753 г. в европейской части России и Сибири с января 1754 г. отменялись рублевая пошлина и все 17 таможенных сборов с внутренней торговли. Они были заменены единообразной таможенной пошлиной на границах государства, взимавшейся со всех ввозимых и вывозимых товаров в таможнях в размере 13 копеек с 1 рубля стоимости. В 1754 году был издан табель нормативных цен, на основании которого производился расчет нового сбора. В этом же году был учрежден особый корпус войск, охранявший границу - пограничная стража, а позднее - казачья и таможенная стража, состоявшая из таможенных объездчиков. Внутренние таможенные границы были ликвидированы и таможенные операции выносились на линию государственной границы. Портовые и пограничные пошлины стали единственными таможенными пошлинами в государстве. Реформа 1753 г., дополненная протекционистским уставом 1757 г., принесла, в конечном счете, казне значительную прибыль. Таможенный тариф 1757 года носил исключительно протекционистский характер и отвечал стремлению Елизаветы Петровны и ее ближайшего окружения постоянно оказывать покровительство развитию российской промышленности, науке, искусству, всему национальному.
С принятием первого Российского устава, утвержденного Указом Императрицы Елизаветы 1 декабря 1755 г., было положено начало формированию новой таможенной политики. Издание данного документа было прогрессивным шагом в законодательной системе России и имело значительное политическое, экономическое и финансовое значение. В нем были определены задачи и основные принципы таможенной политики Российского государства. В указанном документе были приведены причины, побудившие правительство освободить внутреннюю торговлю от обременительных таможенных пошлин: «Сколь нужно есть установление доброй и порядочной коммерции с окрестными государствами, способом которой надежное бывает государственных доходов приумножение, столь надлежит за главное при том почитать, чтобы сбором внутренних пошлин народ отягощен не был, но установленным к тому порядком пользуясь, мог бы беспрепятственно продолжать к приумножению государственного интереса полезную с иностранными государствами коммерцию, довольствуясь разными выгодами в обращениях внутри государства нашего торгов. Вследствие чего в …1753 году Сенат наш через поданный нам доклад всеподданнейше доносил, что изобретенным средством нашим сенатором и кавалером графом Шуваловым, о котором он в предложении своем подробно изъяснил, ко облегчению всенародному надлежит все внутренние таможни уничтожить, и разного звания пошлинные и прочие изнутри нашего государства собираемые сборы, от которых всегдашнее нашим подданным происходит отягощение и немалое разорение, оставить; что мы к немалому нашему удовольствию, видев из оного общенародную пользу и облегчение, всемилостивейше конфирмовали» [2, с. 90].
В период царствования Екатерины II маятник весов внутренней политики в этой сфере начинает движение в противоположном направлении: в сторону либерализации таможенной политики. Отличительной особенностью внутренней и внешней политики в этот период было то, что она получила определенный разворот в сторону учета общественного мнения. Либерализация таможенной политики во второй половине XVIII в. способствовала росту капиталистических отношений в экономике России и в целом отражала общую направленность действий правительства.
Екатерина II была противницей непосредственного государственного вмешательства в сферу экономических отношений. При вступлении на престол она отменила все торгово-промышленные монополии, разрешила вывоз хлеба (при условии его относительной дешевизны внутри страны), узкого холста, соломы и других товаров. В 1763 г. при дворе была учреждена Комиссия о коммерции во гла- 67

ве с Я.П. Шаховским по составлению Нового таможенного тарифа. Старый тариф 1757 г. привел, в конечном счете, к низкой эффективности таможенной системы (многочисленность и излишняя детализация статей, по которым производилось таможенное оформление, затрудняли его практическую применимость, а его исключительно охранительный характер фактически способствовал росту контрабандного ввоза). В мае 1766 г. результаты работы комиссии Я.П. Шаховского были доложены императрице и получили высочайшее одобрение.
Таможенным тарифом 1766 г. большинство привозных товаров облагалось невысокими пошлинами (от 12 до 30%), а тариф 1782 г. вообще освободил множество привозных и отпускных товаров от пошлин, установив для оставшихся товаров сбор в размере 10% от их стоимости [3, с. 53].
К концу XVIII столетия внешняя торговля России достигает нового уровня в своем развитии. Если в 1749 г. экспорт хлеба оценивался в 2 тыс. руб., то в начале 90-х гг. XVIII в. он уже составил 2,9 млн. руб. До 40% экспорта приходилось на лен, пеньку, паклю. Вывоз железа с 6% в общем объеме экспортных товаров в 1749 г. увеличился к 1796 г. до 13% [3, с. 54]. В Россию ввозились предметы дворянского потребления: сукно, вино, шелк, парфюмерия, пряности.
Охрана границы не была сосредоточена в рамках одного государственного органа. Еще в 1770 г. князь Мещерский, ревизовавший таможенные учреждения, в своем докладе подчеркивал разрозненность и удаленность друг от друга форпостов, плохую караульную службу, отсутствие строгой подчиненности погранчастей таможенной администрации, наличие взяточничества. В 1782 г. Екатерина II создала пограничную таможенную стражу на западной границе посредством учреждения «Особой таможенной пограничной цепи и стражи для отвращения потайного провоза товаров». Она состояла из таможенных надзирателей по одному на каждые 50 верст границы и таможенных объездчиков под началом надзирателей - по одному на каждые 10 верст, которые несли службу дозоров на своем участке. Если объездчик оказывался не в состоянии самостоятельно задержать контрабандистов, он должен был их преследовать до ближайшего селения, где обращался за помощью к местным властям. Очевидно, что оказание подобной помощи являлось первоочередной обязанностью местных властей. Поиск контрабанды также стимулировался - часть товаров передавалась в пользу лиц, задержавших контрабандистов [4, с. 37–38].
В период 1790–1822 гг. таможенная система испытывает сильное воздействие от амплитуды колебаний в развитии политических отношений России с европейскими державами. Правительство было поставлено в условия, когда оно меняло направление своей таможенной политики согласно требованиям и потребностям тех государств, сближение с которыми представляло для России в тот или иной период первостепенное значение [5, с. 149].
В конце XVIII в. Россия заключает соглашения с Англией, Австрией и Пруссией c целью не поставлять во Францию хлеб и сырье и не ввозить французскую мануфактуру. Последующим манифестом 1793 г. Екатерина II запрещает вывоз во Францию вообще любых российских товаров и соответственно ввоз из Франции всяких товаров. В 1797 г. Павел I разрешил ввоз в Россию некоторых товаров, а в 1800 г. в целях развития отечественного производства был вновь подтвержден запрет ввоза в Россию не только шелковых и бумажных тканей, а также стекла, фарфора, фаянса.
Таким образом, можно отметить, что таможенная политика представляет собой часть внешнеторговой деятельности государства, когда определяются объем, структура и условия экспорта и импорта товаров. Одной из форм проявления таможенной политики является таможенный протекционизм, усиливающийся в период кризисов. Это получило свое отражение в таможенной политике при преемниках Петра Великого.
Определенный поворот в данном направлении внутренней деятельности России произошел в годы царствования Елизаветы Петровны. Важнейшее воздействие в области внешнеторговой деятельности, безусловно, играла торгово-экономическая политика, которая была успешной и, несомненно, благоприятствовала развитию России. Все внутренние таможенные границы были ликвидированы и таможенные операции выносились на линию государственной границы. Несмотря на эти и другие реорганизационные мероприятия эффективность таможенной системы в целом не могла достичь максимально высокого результата. Как и прежде, она не могла положить конец контрабандному ввозу.
Также на направленность таможенной политики в рассматриваемый период оказывали влияние внешнеполитические акции иностранных государств, их стремление затормозить развитие экономики России и препятствовать расширению торговли. Русское правительство было поставлено в необходимость изменить свою таможенную политику сообразно требованиям тех государств, сближение с которыми было желательно для властных структур Империи. Это нашло свое отражение в тарифе 1782 г., который освободил множество товаров от пошлин. В таможенной политике стал все более отчетливо проявляться либерализм. Либерализация таможенной политики во второй половине XVIII в. способствовала закреплению капиталистических отношений в экономике России.
Список литературы Таможенная политика в России при преемниках Петра Великого
- URL http:old.nasledie.ru/vlast/5_5/gtk/article.php?art=6 (дата обращения: 29.10.2015).
- Кисловский Ю.Г. История таможни государства российского 907-1995 гг. М.: Изд-во Автор, 1995.
- EDN: OVVNWJ
- Марков Л.H. Очерки по истории таможенной службы. / Л. Н. Марков. Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1987.
- Марголин С. Пограничная служба в России в XVIII веке.Пограничник. 1964. № 5. C. 37-42.
- Лодыженский К. История русского таможенного тарифа. СПб., 1886.