Танец в философии Алена Бадью

Автор: Осинцева Надежда Владимировна

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 4, 2021 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается новый подход А. Бадью, описывающий взаимосвязь философии и искусства. Существовавшие в западноевропейской культуре три схемы возможной связи искусства и философии (дидактическая, романтическая и классическая), по мнению А. Бадью, изжили себя, что обусловило актуальность поиска нового подхода. Инэстетика становится альтернативным способом понимания искусства, которое не является более объектом философии, а само по себе производит истины. Сложность философского осмысления танца связана с противоречивостью интерпретации термина «танец». В инэстетике он рассматривается как метафора мышления. Инэстетический анализ позволяет воспринимать танец как антропологическое событие и не ограничивает его рамками произведения искусства. А. Бадью соотносит танец с идеей Ф. Ницше о мышлении как становлении, используя серию образов (птицы, бьющего ключа, ребенка, неосязаемого воздуха), указывающих на свободу и легкость танцующего тела. В танце движение и источник движения слиты воедино. Сущность танца демонстрирует не действительное движение, поза, жест, но, говоря словами А. Бадью, «виртуальное» движение, т. е. то, что осталось удерживаемым внутри движения. Через инэстетический подход автору удалось выявить, что для сущности танца большее значение имеют такие атрибуты, как траектория, поза, шаг, прыжок, но не физическое перемещение тела. Инэстетика раскрывает широкий потенциал для исследования искусства в целом и танца в частности.

Еще

Ален бадью, ф. ницше, инэстетика, философия, искусство, танец, истина

Короткий адрес: https://sciup.org/149134175

IDR: 149134175   |   DOI: 10.24158/fik.2021.4.4

Список литературы Танец в философии Алена Бадью

  • Бадью А. Малое руководство по инэстетике / пер. с фр. Д. Ардамацкой, А. Магуна. СПб., 2014. 156 с.
  • Козлова М.В. Инэстетика Алена Бадью: искусство (поэма) как условие философии // Известия ВГПУ. 2014. № 8 (93). С. 46-50
  • Ницше Ф. Так говорил Заратустра: книга для всех и ни для кого / пер. с нем. Ю.М. Антоновского. М., 2007. 333 с
  • Костецкий В.В., Осинцева Н.В. ОРХНШ & ХАРИИ: когда танец больше чем танец // Эстетическая антропология: коллективная монография. Тюмень, 2007. С. 136-197.
  • Осинцева Н.В. Рациональное и иррациональное в танце Айседоры Дункан // Общество: философия, история, культура. 2020. № 5 (73). С. 108-111. DOI: 10.24158/fik.2020.5.22
  • Botha C. Dance and/as Art: Considering Nietzsche and Badiou // Thinking through Dance: Philosophy of Dance Performance and Practices. Milton Keynes UK, 2013. P. 224-240.
Статья научная