Театр и культурная политика советской власти в провинции в 1917 - первой половине 1920-х гг. (на примере Саратова)

Автор: Шиян Елена Владимировна

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 3, 2022 года.

Бесплатный доступ

1917 год в истории России стал переломным не только для системы власти и управления государством, но и для культурных процессов, которым свойственны многообразие и поиск новых форм выразительности. Хронотопом нового времени становится театр как место коммуникации власти и общества. На основе анализа историографии проблемы автор ставит целью провести социокультурный анализ развития театральной политики большевиков на примере Саратова как одного из крупнейших городов Поволжья. На базе системного и структурно-исторического методов исследования показано развитие театральной культуры Саратова в контексте революционных преобразований в России, обозначена роль Д.Н. Бассалыго, А.Д. Скалдина, М.Е. Медведева и А.М. Роома в процессе формирования театральной жизни города. В результате исследования автор приходит к выводу, что театральное многообразие, характерное для первых лет советской власти в Саратове, к середине 1920-х гг. получает окончательное оформление.

Еще

Революция, культурная политика, наркомпрос, театр, саратов, губоно, а.в. луначарский, д.н. бассалыго

Короткий адрес: https://sciup.org/149139895

IDR: 149139895

Текст научной статьи Театр и культурная политика советской власти в провинции в 1917 - первой половине 1920-х гг. (на примере Саратова)

Saratov State University named after N.I. Vavilov, Saratov, Russia, ,

которой занимался Пролеткульт. По мнению В.И. Ленина, приоритет в культурной политике должен был быть отдан борьбе с неграмотностью1, но нарком просвещения А.В. Луначарский, будучи литератором, драматургом, теоретиком театра, считал, что именно театр – сильнейшее оружие воздействия на сознание и общественное мнение простых людей. В условиях тотальной неграмотности театр имел особое значение в деле конструирования нового человека, он стал связующим звеном между властью и социумом.

В отечественной историографии большое внимание уделялось развитию театральной культуры в Советской России. Первые обращения к истории и критике театрального искусства приходятся на 1920–30-е гг. В этот период появились работы А.В. Луначарского, лидеров Пролеткульта (А. Богданова, П. Гайдебурова). Активная разработка истории театра и театральной культуры началась после Великой Отечественной войны. В 1950–80-е гг. вышли труды, посвященные истории театра (Моров, 1984). Г.А. Хайченко впервые систематизировал материал по истории советского театра и создал периодизацию развития театрального искусства СССР (1983). Большое значение в исследование театра внесли работы Д.И. Золотницкого (2006), посвященные становлению советского театра, роли В.Э. Мейерхольда и его программы «Театральный Октябрь» в формировании новой театральной эстетики. Культуре как механизму развития властной коммуникации по конструированию образа власти посвящены исследования Н.В. Шалаевой (2013б).

В 1990-е гг. «лингвистический поворот» в изучении истории способствовал развитию социокультурных процессов в Советской России. На первый план выдвигается микроистория, в контексте которой развивалась историография Саратова. Появились работы, в которых исследовались социальная структура городов Поволжья (Жиромская, 1988; Селунская, 1987), быт и развлечения горожан2. Культурной политике и жизни Саратова посвящены работы Е.К. Савельевой (1992), Е.И. Водоноса (1994). Еще одно направление в рамках микроистории связано с исследованиями социокультурного пространства Саратова (Колозина, 2015, 2019; Шалаева, 2021).

Целью статьи является социокультурный анализ развития театральной политики большевиков на примере Саратова как одного из крупнейших городов Поволжья. В работе используются системный и структурно-исторический методы исследования.

Контуры советской культурной и театральной политики были обозначены В.И. Лениным еще в 1905 г. в труде «Партийная организация и партийная литература»3. После революционных событий 1917 г. А.В. Луначарский обосновывал задачи театра в деле укрепления советской власти: «Отдать театр народу – вот цель»4. Он придавал развитию театра большое значение и рассматривал его в качестве идеологического, ценностного и эстетического механизма воспитания, орудия агитации и пропаганды.

В театральной политике на раннем этапе развития Советского государства можно выделить следующие задачи: с одной стороны, создание общедоступного и революционного театра, с другой – сохранение, по мнению А.В. Луначарского, лучших театральных традиций и театров России. Особенность реализации театральной политики в первые годы деятельности советской власти заключалась в подчинении театра Наркомату просвещения, в составе которого был организован театральный отдел (ТЕО), возглавляемый непродолжительное время В.Э. Мейерхольдом.

Театральная политика на местах проводилась под воздействием декретов советской власти, что приводило к копированию государственной структуры. Между центром и провинцией коммуникация осуществлялась в основном в одностороннем порядке – со стороны власти. Декреты СНК определяли тенденции деятельности местных большевиков по формированию органов власти и управления. На раннем этапе становления советской власти в Саратове это нашло отражение в подчиненности культурной жизни губернскому отелу народного образования (губоно)5. Таким образом, в введении губоно находились не только все учебные заведения (школы, училища, университет), но и учреждения культуры (театры, музеи, кинотеатры, цирк, консерватория)6. В губоно, кроме подотделов, связанных непосредственно с образованием, финансами, снабжением и инспекцией, входили губполитпросвет (возглавлял Е.Б. Шульман) и губернское управление по делам литературы, издательств, контролю за репертуаром7. Чуть позднее при губоно по инициативе

Д.Н. Бассалыго был создан отдел искусств. Механизм принятия решений в области культуры и театральной политики был связан с работой коллегий, собиравшихся 2 раза в месяц. Между созывом коллегий работал президиум, члены которого назначались саратовским губисполкомом1.

В связи с завершением Гражданской войны и переходом к НЭП советская власть ужесточила контроль над культурными процессами, что нашло выражение в создании Главполитпросвета во главе с Н.К. Крупской. В резолюции «Об антисоветских партиях и течениях», принятой на XII Всероссийской партийной конференции, данный надзор объяснялся изменением тактики борьбы с советской властью со стороны антисоветских партий2.

Аналогичный орган контроля был и в Саратовской губернии. Возглавлял губполитпросвет заведующий (Б.Е. Шульман), назначаемый по представлению отдела народного образования губкомом РКП(б) и утверждаемый президиумом губисполкома. В саратовский губполитпросвет, кроме агитационного и пропагандистского подотделов, входил и художественный подотдел, в ведении которого находились зрелищные виды искусства – театры, кино и цирк. Завгубполитпро-светом одновременно являлся и главным цензором в губернии. Он контролировал и выдачу разрешения на театральные постановки.

Огромное влияние на формирование советского театра в Саратове оказал Дмитрий Николаевич Бассалыго – партийный и государственный деятель, возглавлявший во второй половине 1920-х гг. «Пролеткино», а затем и «Совкино», советский актер и режиссер. По выражению А. Зильбер, Д.Н. Бассалыго – местный А.В. Луначарский3. С 1917 по 1919 г. он жил и работал в Саратове, где встретил революцию и стал ее активным участником. Он определил культурную политику Саратова, выступил одним из организаторов первого советского детского театра, получившего имя В.И. Ленина (1918 г.), организовал в городе Высшие государственные мастерские театрального искусства (ВГТМИ), объединил в один центр все поволжские отделения искусств от Нижнего Новгорода до Астрахани, сделав таким образом Саратов культурно-театральным центром Поволжья4.

На театральную жизнь города оказал влияние еще один деятель культуры – Алексей Дмитриевич Скалдин, заведующий литературной секцией Саратовского изотдела искусств, поэт-символист, который, как и Д.Н. Бассалыго, в силу различных обстоятельств в годы революции оказался в Саратове. В 1919 г. он встал во главе губернской музейной секции, в 1920-е гг. курировал зрелищные заведения Саратова, в группу которых входили и театры города.

Саратов еще до революции был театральным городом, где действовали сразу несколько театров – Городской, Общедоступный и Очкина, имевшие в основе разные театральные эстетики и репертуар, ориентированные главным образом на городскую интеллигенцию и буржуа. В первые годы советской власти в Саратове появились новые театры. В городе в период революции находился 70-тысячный военный гарнизон, где в 96-м запасном полку служил Д.Н. Бассалыго. Его первым совместным с единомышленниками (Б.Э. Дубовецкой и Н.В. Фирсовым) мероприятием в Саратове стало образование Солдатского театра Революции, открытого в помещение близ парка Липки5.

Первая годовщина Октября по всей стране, где установилась советская власть, праздновалась широко. В Москве была создана специальная комиссия, разработан план организации и проведения мероприятий. Наркомпрос выпустил пропагандистские брошюры и сборники со сценариями праздников (Шалаева, 2013а). Осуществлялись мероприятия (переименование улиц, открытие памятников), приуроченные к годовщине. Саратов не остался в стороне от этого события. В 1918 г. под руководством профессора консерватории М.Е. Медведева был организован Советский оперный театр им. Н.А. Римского-Корсакова, а в 1919 г. ему присвоили имя Н.Г. Чернышевского. В 1918 г. также были открыты первый в России Детский театр им. В.И. Ленина и Рабочий театр им. Ф. Энгельса.

Общедоступный театр, располагавшийся в рабочем районе и ориентированный на низшие слои населения города, в честь 100-летнего юбилея получил имя К. Маркса и открыл свой сезон с постановки пьесы Г. Гауптмана «Ткачи». Кроме того, на пролетариат Саратова был ориентирован Рабочий театр, основу труппы которого составили актеры солдатского театра, а в качестве режиссера первой постановки пьесы С. Юшкевича «Король» выступил Д.Н. Бассалыго.

Это были стационарные театры, действовавшие круглогодично. Кроме этого, в Саратове в первые годы советской власти работали и летние театры – бывшие шантаны Приволжский вокзал и Вакуровский парк. В организации этих театров основную роль сыграл отдел искусств. Они были ориентированы на широкую демократичную публику, имели незатейливый репертуар и отражали новую эстетику Пролеткульта – пролетарского и народного театра, сторонниками и теоретиками которого были П.М. Керженцев и П.П. Гайдебуров. К народным театрам нового искусства также относились Театр лубочной драмы, комедии, сатиры и Петрушки; Потешный театр; «Арена ПОЭХМА»; «Голубятня»; ТЭП (Театр эксцентричных представлений), существовавшие в Саратове в 1919–1922 гг. Их спектакли были просты по содержанию и подвергались критике со стороны профессиональных литераторов. У них не было постоянной труппы, и постановки осуществлялись силами актеров других театров. В целом из-за низкой цены на билеты окупаемость была невысокой, что, видимо, и определило непродолжительное существование этих театров.

В начале 1920-х гг. на развитие театральной культуры города оказало влияние открытие Высших государственных мастерских театрального искусства, в 1923 г. ставших театральным техникумом. Первым ректором мастерских выступил А.М. Роом – советский кинорежиссер и сценарист, будущий лауреат двух сталинских премий, работавший в Саратове в 1920-е гг.

Таким образом, Саратов – город с театральной традицией – в период революционных преобразований испытал воздействие новых тенденций. После 1917 г. возникли новые органы власти, задачей которых являлось управление культурными процессами, учреждениями культуры, в том числе театрами. 1920-е годы стали временем поиска новой театральной эстетики, что выразилось в формировании новых театров, жизнь которых была далеко не всегда долгой. Открытие ВГТМИ и профессиональная подготовка будущих актеров повлияли на разработку классической театральной эстетики, сторонником которой выступал А.В. Луначарский. Эта традиция и утвердилась в театральной культуре города к середине 1920-х гг.

Список литературы Театр и культурная политика советской власти в провинции в 1917 - первой половине 1920-х гг. (на примере Саратова)

  • Водонос Е.И. История комплектования коллекции Саратовского государственного художественного музея им. А.Н. Радищева // Художественный музей и культура края: тез. докл. науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию Саратовского государственного художественного музея им. А.Н. Радищева / под ред. Г.М. Кормакулиной. Саратов, 1994. С. 3-23. Жиромская В.Б. Советский город в 1921-1925 гг.: проблемы социальной структуры. М., 1988. 166 с.
  • Золотницкий Д.И. Закат театрального Октября. СПб., 2006. 463 с.
  • Колозина И.М. Методика проведения переписи 1920-х гг. и ее значение для социокультурной политики большевиков (на примере провинциального Саратова) // Общество: философия, история, культура. 2019. № 9 (65). С. 103-106. DOI: 10.24158/fik.2019.9.18
  • Колозина И.М. Саратовский отдел искусств и культурная жизнь города в 1918-1919 гг. // Кубанские исторические чтения: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Н.П. Курускановой, Б.В. Улезко. Краснодар, 2015. С. 177-183. Моров А.Г. Три века русской сцены: в 2 т. Т. 2. Советский театр. М., 1984. 335 с.
  • Савельева Е.К. "Синяя птица" 1918 г. // Годы и люди. Вып. 6 / под ред. С.В. Каткова. Саратов, 1992. С. 73-183. Селунская В.М. Социальная структура советского общества: история и современность. М., 1987. 288 с.
  • Хайченко Г.А. Страницы истории советского театра. М., 1983. 270 с.
  • Шалаева Н.В. Трансформация города в пространственно-временном континууме: социокультурный анализ // Общество: философия, история, культура. 2021. № 8 (88). С. 111-114. DOI: 10.24158/fik.2021.8.18
  • Шалаева Н.В. Советский государственный праздник как механизм формирования репрезентативного образа власти и социокультурной коммуникации (1917-1920-е гг.) // Власть. 2013а. № 1. С. 132-136.
  • Шалаева Н.В. Формирование образа советской власти в культурных практиках. 1917-1920-е гг. Саратов, 2013б. 250 с.
Еще
Статья научная