Театр идей и бесконечный перфоманс истории: поэтика романа Вл. Шарова "Репетиции"
Автор: Ларина Мария Валерьевна
Журнал: Сибирский филологический форум @sibfil
Рубрика: Памяти Вл. Шарова, или о репетициях русской истории
Статья в выпуске: 2 (10), 2020 года.
Бесплатный доступ
Историка и писателя Владимира Шарова волновала проблема исторической памяти, ее сохранности на фоне трагически повторяющихся событий российской истории. Считая заимствование идей, готовых сценариев общественного развития и их искусственное внедрение на русской почве гибельным, автор ставит вопрос о выборе собственного пути народом и каждой отдельной личностью. В статье рассматривается поэтика романа «Репетиции» сквозь призму развития идеи богоизбранности русского народа и мифологемы Второго пришествия Христа. Анализируя исторические сценарии, репрезентируемые тремя нарраторами, мы проследили их реализацию в жизни замкнутой общины, секты, случайно созданной французским комедиографом Сертаном. Слишком буквальное понимание своих ролей в постановке по Евангелию от Матфея, излишняя перфомативность превращают жизнь сектантов в замкнутый круг репетиций, сменяющихся массовыми убийствами. Желание разорвать этот круг появляется у героя лишь при осознании возможности самостоятельно строить свою судьбу, не порывая с собственным прошлым. При написании статьи использованы методы мотивного, семиотического, интертекстуального и дискурсного анализа.
Владимир шаров, «репетиции», карнавализация истории, мифологема второго пришествия христа
Короткий адрес: https://sciup.org/144162010
IDR: 144162010 | DOI: 10.25146/2587-7844-2020-10-2-45
Список литературы Театр идей и бесконечный перфоманс истории: поэтика романа Вл. Шарова "Репетиции"
- Андреева О. «Жизнь - это только испытательный срок». Писатель Владимир Шаров о литературе и смысле русской истории // Горький. 20 августа 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://gorky.media/context/zhizn-eto-tolko-ispytatelnyj-srok/ (дата обращения: 03.04.2020).
- Беззубцев-Кондаков А. Карать и врачевать. О прозе Владимира Шарова // Литературно-философский журнал «Топос». 2006 [Электронный ресурс]. URL: https://www.topos.ru/ article/4351 (дата обращения: 13.04.2020).
- Войводич Я. После взырва (на примере книги Л.Е. Улицкой «Детство 45-53: а завтра будет счастье» // Катергория взрыва и текст славянской культуры / ред. Н. Злыднева. М.: Институт славяноведения РАН, 2016. С. 209-226.
- Ковтун Н.В. Русь «постквадратной» эпохи. (К вопросу о поэтике романа «Кысь» Т. Толстой) // Respectus Philologicus. 2009. № 15 (20).
- Ковтун Н.В., Ларина М.В. Феномен карнавализации в романе Кристофа Рансмайра «Последний мир» // Сибирский филологический форум. 2019. № 2.
- Ковтун Н.В. On the Ruins of the «Crystal Palace» or the Fate of Russian Utopia in the Classical Era (N.G. Chernyshevsky, F.M. Dostoevsky, M.E. Saltykov-Shchedrin) // Journal of Siberian Federal University. Humanities and social sciences. 2011. № 7 (4). Липовецкий М. Паралогии. М.: Новое литературное обозрение, 2008. 222 с.
- Лихина Н.Е. Утопический аспект романа В. Шарова «Будьте как дети» // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Филология, педагогика, психология. 2009. № 8. С. 87-90.
- Плеханова И. Константы переходного времени // Мифологема «второго пришествия Христа: духовно-интеллектуальные версии во времени и пространстве. Иркутск, 2010. 491 с.
- Шаров Вл. Репетиции. М.: АСТ, 2019. 345 с.
- Шейко-Маленьких И. Проблемы поэтики прозы Владимира Шарова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2006. № 19. С. 74-88.
- Emerson C. Review essay: Vladimir Sharov on History, Memoir, and a Metaphysics of Ends // Slavic and East European Journal. 2019. № 64.3. С. 597-607.
- Marsh R. Literature, History and Identity in Post-Soviet Russia, 1991-2006. Bern: Peter Lang AG. International Academic Publishers. 2007. 594 p.
- Uffelmann D. Vladimir Sorokin's Discourses: A Companion. Boston: Academic Studies Press, 2020. 238 p.