Театральность и мимикрия: от театра животных до Шекспира

Бесплатный доступ

Предмет статьи: Статья посвящена проблеме театральности в литературной теории. Объект статьи: В отличие от традиционного определения театральности как совокупности внешних проявлений драматического искусства (сценичность, зрелищность, игра), выраженного бартовской формулой «театр минус текст», предлагается понимание театральности как имманентного свойства структуры художественного текста, т.е. как категории поэтики. Цель проекта: На примерах пьес Шекспира показано, что невербальные средства выразительности театра (жест, поза, костюм, немая сцена, бессловесное действие, пантомима) находят выражение в словесной реакции на них персонажей, по существу в виде пояснительной ремарки (описательный элемент), что отражает неразрывное единство основного текста и метатекста. Для обозначения этого явления вводится понятие текстуальной театральности. Методология работы: В свете двойственности феномена театральности, заключающего в себе как природное, так и эстетическое начало, применен междисциплинарный метод, в частности, обсуждается идея о том, что биологическим прототипом театральности служит мимикрия у животных. Результаты работы: Предлагается формула, которая описывает простейшую модель мимикрии в театральных терминах ролей: «А» (животное-имитатор, «подражатель») выступает перед «В» («оператором»-жертвой обмана) в роли «С» («модель» - объект, которому подражают). Эта же формальную модель, построенная на взаимодествии ролей, предлагается для описания механизма «метапьесы» (инсценировки), как ключевого элемента театральности: «А» выступает перед «В» в роли «С», где «А» - персонаж (в символическом смысле тождественный «имитатору» в мимикрии), который выступает перед персонажем «В» (зрителем - «жертвой обмана»), в роли «С», то есть в роли «другого» персонажа (тождественного «модели» в мимикрии). Приводятся различные варианты воплощения метапьесы в драматургии Шекспира. Также рассматривается риторическое построение «текст в тексте», лежащее в основе ситуации, когда действуюшее лицо, кроме своей основной роли, одновременно выступает в литературно-театральной метароли автора и драматурга, что воспроизодит творческий процесс сочинения текстов внутри произведения. В этой связи прослежена метатеатральная роль Гамлета как драматурга, автора текстов для театра. Область применения результатов: литературоведение, теория литературы, шекспироведение. Вывод: театральность как понятие поэтики является имманентным свойством структуры художественного текста. Автор выражает благодарность Дану Уитману и Светлане Грачевой за обсуждение и советы.

Еще

Театральность, мимикрия, метапьеса, инсценировка, текст в тексте, автор, драматург

Короткий адрес: https://sciup.org/148314374

IDR: 148314374   |   DOI: 10.37313/2413-9645-2020-22-71-87-92

Список литературы Театральность и мимикрия: от театра животных до Шекспира

  • Пави, П. Театральность // Пави П. Словарь театра. — М., 2003. — C. 407.
  • Барт, Р. Избранные работы. Семиотика / Ред. и вступ. ст. Г. Косикова. — М., 1994. — C. 616.
  • Евреинов, Н. Н. Демон театральности. — М.; СПб., 2003. — C. 44, 59.
  • Евреинов, Н. Н. Театр животных // Оригинал о портретистах. — М., 2005. — C. 291, 298.
  • Teckyoung Kwon. Mimicry of Fred: Art as Science. Lexington books. London, 2017. - P. 38.
  • Grammatos, Theodoros. Thetricality before the theater. The beginning of theatrical expression / in: Antropoly e Teatro, no. 3 (2012). - P. 194.
  • Robson, D. The origins of language discovered in music, mime and mimicry // New Scientist. May 2019. - P. 9.
  • Brandt Per Aage. Fra gestik til teatralitet — om udsigelsen og kunsten at v^re synlig // Set fra sidste punktum. Tekst og udsigelse I semiotisk perspektiv. Borgen, Copenhagen 2002. -P. 138-139.
  • Pasteur, G. A Classificatory Review of Mimicry Systems. Ann. Rev. Ecol. Syst. 1982. 13:169-99.
  • Hurley, S., Chater, N. (ed.) Perspectives on Imitation: from Neuroscience to Social Science. Vol. 10. Imitation, Human Development and Culture — Cambridge, Massachusets: The MIT Press, 2005. — P. 229.
  • Пимонов, В., Славутин Е. Загадка Гамлета. — М., 2001. — С. 24.
  • Пимонов, В. Поэтика театральности в творчестве Шекспира. М.: Флинта, 2020. — С. 26.
  • Хейзинга, Й. Homo Ludens. — М., 1991. — C. 14.
  • Лотман, Ю. М. Текст в тексте // Труды по знаковым системам. - Тарту, 1981. - Вып. XIV. -C. 13.
  • Kato, Y. Some Aspects of Elizabethan Staging and Stage Directions // British Council Seminar on Theatre. - Hakone. - 26th September 1990. — P. 2—3.
  • Davies, W., Allison D. A Critical and Exegetical Commentary on the Gospel of Saint Matthew. Volume 1. – Bloomsbury Academic 1988. — P.731.
  • Jenkins, H. Hamlet. The Arden Shakespeare. Methuen 1982. — P. 407.
Еще
Статья научная