Техническое совершенствование промышленной добычи нефти и капитального строительства на севере Западной Сибири в 1960-70-х гг

Автор: Прищепа Александр Иванович

Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc

Рубрика: История

Статья в выпуске: 3, 2019 года.

Бесплатный доступ

В статье анализируется процесс совершенствования техники и технологии нефтегазового освоения крупнейшей в России энергетической провинции. Показано, что специфические природно-климатические условия Севера Западной Сибири не позволяли использовать в этом регионе апробированные на месторождениях Центра и Юга страны приемы и способы извлечения углеводородного сырья. Отмечается, что в результате напряженного труда ученых, инженеров и техников такие технологии были найдены и успешно применены на указанной территории. Автор обращает внимание на особенно актуальный в условиях Севера Сибири вопрос обеспечения людей благоустроенным жильем. В ходе его анализа отмечаются положительные результаты проектно-изыскательской работы архитекторов и проектировщиков, которым удалось создать уникальные дома «северного исполнения», обеспечившие сибирякам надежную защиту от неблагоприятного климата.

Еще

Добыча нефти, наклонно-кустовой метод бурения, комплектно-блочный метод строительства, проектный институт, домостроительный комбинат, подрядчик, проектно-сметная документация, архитектор

Короткий адрес: https://sciup.org/149133944

IDR: 149133944   |   DOI: 10.24158/fik.2019.3.12

Текст научной статьи Техническое совершенствование промышленной добычи нефти и капитального строительства на севере Западной Сибири в 1960-70-х гг

В середине 1960-х гг. на Севере Тюменской области развернулось беспрецедентное по масштабам промышленное и социальное освоение новой нефтегазоносной провинции страны. Ее географические и климатические условия затрудняли использование регионального опыта извлечения углеводородного сырья, накопленного, например, в благоприятной климатической зоне Поволжья. Данный вопрос имеет длительную историографическую традицию, в рамках которой доминируют работы тюменских исследователей. Первым, кто обратился к разработке этой плодотворной темы, является Н.М. Пашков, очертивший проблемное поле ее изучения. Оно получило дальнейшее развитие в трудах С.М. Панарина и М.В. Комгорт, сосредоточивших внимание на совершенствовании технологических приемов геологоразведки. В.П. Карпову и Г.Ю. Колевой удалось отразить сложности внедрения научно-технического прогресса в нефтедобывающую отрасль [2].

В середине 1960-х гг. мало кто верил в возможность рентабельной добычи нефти в трудных геофизических условиях Севера Западной Сибири. Однако во второй половине 1960-х гг. на нефтедобывающих предприятиях Самотлора была достигнута самая низкая в отрасли себестоимость нефти. В комплексе причин, обусловивших этот успех, не последнюю роль сыграл личный научно-технический вклад руководителя Главтюменнефтегаза, Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственной премий, профессора Виктора Ивановича Муравленко.

Он разработал теоретическое обоснование эффективности для Сибири метода, известного еще в 1930-х гг. по работам английских и американских ученых и успешно применяемого в широтах с умеренным климатом, – кустового бурения наклонно-направленных скважин (далее – НКС) и организовал его внедрение. Сегодня, как и 50 лет назад, трудно представить без НКС северный ландшафт Тюменской области.

Кустовое бурение стало главным рычагом не только резкого увеличения объемов добычи нефти в Западной Сибири, но и выхода этого региона на новый экономический и социальный уровень. По опыту кустового бурения нефтяников на круглогодичную работу перешли все тюменские смежники: строители, трубопроводчики, энергетики, железнодорожники, автодорожники, ремонтники. Такая стратегия стимулировала темпы деятельности практически всех отраслей народного хозяйства Тюменской области, превратила регион в единую промышленную площадку.

Достигнутые под руководством В.И. Муравленко успехи промышленной добычи нефти в Западной Сибири не имеют аналогов ни в СССР, ни в России, ни в мире. За полтора десятилетия был создан крупнейший в мире Западно-Сибирский нефтегазовый комплекс. В его структуре сформирована самая крупная нефтяная фирма в мире – Главтюменнефтегаз, равной которой не было до нее и не будет, видимо, в обозримой перспективе. Сравнение всего двух показателей – до ее открытия и после – впечатляет: объем нефти – 0,2 и 211 млн т (максимум более 400 млн т в год); объем бурения скважин – 11 тыс. и 4 млн м в год [3, с. 16].

Проявляя существенный интерес к кустовому бурению, большой вклад в совершенствование его технологии, изучение и дальнейшее внедрение внес высококвалифицированный специалист, умелый и инициативный организатор новаторской работы в возглавляемом коллективе, преемник с 1977 г. В.И. Муравленко на посту начальника Главтюменнефтегаза – Феликс Григорьевич Аржанов. Впервые в Западной Сибири при его непосредственном участии были применены блочные кустовые насосные станции для закачки воды в пласт, что позволило обеспечить своевременность процедуры для поддержания пластового давления в необходимых объемах с использованием при этом воды сеноманского горизонта.

Также впервые в стране в этот период на Федоровском месторождении был проведен промышленный эксперимент по совместной подаче нефти и природного газа по одному проводу, что дало возможность обеспечить дешевым топливом Сургутскую ГРЭС. Кроме того, создан промышленный полигон в Усть-Балыкском центральном парке, где осуществлены масштабные опытные работы по получению нефти экспортной кондиции [4, с. 57].

Внедрение результатов этого прогрессивного эксперимента на всех термохимических установках западносибирских месторождений способствовало значительному улучшению качества подготовки нефти и получению сверхплановой реализации. Кроме того, был освоен сложный нефтепромысловый комплекс по внедрению эффективного газлифтного способа эксплуатации нефтяных скважин, создающего реальную перспективу получения высоких технико-экономических показателей на всех объектах Западно-Сибирского нефтегазового комплекса. За годы девятой пятилетки (1971–1975) сверх установленного плана было добыто 44,065 т нефти, пробурено 2 млн 525 тыс. м скважин [5, с. 57].

Природно-климатические условия новой осваиваемой территории актуализировали проблему внедрения индустриальных методов добычи углеводородного сырья. Только новые технические и технологические решения могли обеспечить в Сибири перспективу прорыва в этой ключевой отрасли экономики страны. Одним из эффективных решений задач индустриализации промышленной добычи нефти и газа на Севере Тюменской области стала разработка комплексно-блочного метода. В 1967 г. проведены первые эксперименты. Основная идея метода состояла в том, что нефтяные и газовые промышленные объекты монтировались не на строительных площадках, а на заводах, после чего транспортировались к месту назначения.

Использование данного способа в промышленном и городском строительстве давало высокий экономический эффект. Например, в 1976 г. для поселка вблизи Сургута изготовлена котельная массой 350 т. Она была смонтирована на барже и доставлена к месту работы по воде. На ее установку и запуск ушло менее месяца, в то время как нормативный срок строительства составлял около года [6, с. 80; 7]. Внедрение указанного метода дало возможность стране получить на год раньше срока около 30 млн т нефти и существенно повысить по ряду показателей эффективность гражданского строительства. В 1980 г. авторы проекта Ю.П. Баталин, И.А. Шаповалов, В.Г. Шевчук, М.С. Ройтер и В.А. Аронов были удостоены Ленинской премии [8, с. 82].

По мере расширения нефтегазовой добычи на Севере Западной Сибири строились города и поселки. Первоначально их проектирование осуществлялось непосредственно специалистами промышленного комплекса. С 1969 г. генеральные планы городов начал готовить институт «Баш-нефтепроект» совместно с градостроительными институтами страны.

Для архитекторов, прошедших школы «послевоенного классицизма», имевших за плечами проекты таких городов, как Ангарск, Салават, Череповец, проектирование населенных пунктов с ориентацией на застройку устаревшими типовыми сериями, привозимыми из других регионов страны – Новосибирска или Омска, в творческом отношении было малоперспективным. Сейчас, после многих лет, можно судить, насколько сложным делом было достижение не только эстетического уровня, а простого технического качества строительства на Севере Сибири.

Развитие стройиндустрии для комплексной застройки городов и поселков постоянно отставало от необходимых темпов. Среди предприятий Миннефтегазстроя первым был введен в строй Урайский ДСК, на котором начали готовить квартиры, адаптированные к условиям Севера, – серию 439А. В ней был разработан вариант встроенных в первый этаж помещений, конструктивная схема которых позволяла модифицировать планировку и осуществлять блокировку целых помещений. Однако пластические и архитектурные решения в ней были ограниченны. К тому же мощности Урайского домостроительного комбината хватало только на собственные проекты [9, с. 256].

Сургут первоначально также застраивался только привозными конструкциями. До пуска Сургутского ДСК в 1971 г. «малосемейки» (серия жилых строений 467) и старые «моспроекты» (серия 464) возводились из привозного железобетона, который транспортировался из Свердловска, Омска и Новосибирска. Весь микрорайон энергетиков в Сургуте, например, был построен из привозных панелей. От долгой транспортировки и многочисленных перевалок на станциях и причалах изделия ломались. В результате, как вспоминал главный архитектор города В.И. Унжаков, «из пяти домов собирали два-три. В микрорайоне геологов до сих пор стоят дома, укрепленные металлическими каркасами, потому что они собирались из битых панелей» [10].

Значительно безопаснее и теплее в квартирах сургутян стало после того, как дислоцированный в Сургуте Ленинградский зональный научно-исследовательский институт экспериментального проектирования (ЛенЗНИИЭП) для массового строительства жилья на Севере разработал специальную серию И-164, автором которой являлась Лариса Ардальоновна Смирнова [11]. Вошедший в 1971 г. в строй Сургутский домостроительный комбинат начал массовый выпуск сооружений этой серии. Кроме Сургута, такими домами застраивался Северодвинск. По отношению к действовавшим тогда в стране нормам объекты И-164 имели бóльшие общую площадь квартир и высоту помещений, увеличенную площадь кухни и прихожих, в квартире предусматривалось помещение для сушки одежды. Кроме того, квартиры этой серии по соотношению и расположению пространств, проемов, стеклянных дверей, эркеров и балконов были настолько удачны, что и сегодня считается престижным жить в «ленинградке».

Во второй половине 1970-х гг. этот проект получил дальнейшее развитие. На базе ЛенЗНИИЭПа был создан ЗапСибЗНИИЭП – Западно-Сибирский зональный институт инженерно-экспериментального проектирования, специалисты которого разработали проект 9-этажного дома с поворотными секциями, расширенным корпусом, встроенно-пристроенными и отдельно стоящими предприятиями бытового обслуживания населения. Важно при этом отметить, что производство этого сложного строительного конструкта успешно освоили инженеры Сургутского домостроительного комбината [12].

Таким образом, начатое в 1960-е гг. на Севере Тюменской области в специфических климатических и географических условиях крупномасштабное промышленное и гражданское строительство не имело мировых аналогов. Добыча нефти и газа осуществлялась на заболоченной, залесенной, труднопроходимой местности, на которой апробированные методы добычи нефти центральных регионов страны оказались неприемлемыми, а суровый климат и продолжительная зима не позволяли расселять людей в квартирах домов привозных серий.

Совместными усилиями трудовых коллективов ученых, инженеров, техников, руководителей предприятий СССР во второй половине 1960-х гг. на Севере Тюменской области удалось решить многие задачи по адаптации традиционной технологии добычи углеводородного сырья к специфическим условиям Севера, а также созданию собственной, адекватной региональной географической и климатической природе, нефтегазовой и строительной индустрии. Добыча нефти в Западной Сибири в период с 1964 по 1989 г. увеличилась в 1 864,9 раза при возрастании объемов по стране в 2,5 раза. Удельный вес нефти Западной Сибири в союзной добыче в конце 1980-х гг. составлял 65,0 %. Доля продукта Тюменской области в объеме западносибирской нефти равнялась 98,8 %. Нефтяная и газовая отрасли Западной Сибири с середины 1970-х гг. стали базовыми для своих министерств. Государство в 1974 г. вышло на первое место в мире по объемам добычи нефти, в 1984 г. – газа [13].

Ссылки и примечания:

  • 1.    Материал публикуется в рамках работы над грантом федерального государственного бюджетного учреждения «Российский фонд фундаментальных исследований» по теме «Градостроение в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в годы его нефтегазового освоения», договор № 18-49-860007\18.

  • 2.    Карпов В.П. История создания и развития Западно-Сибирского нефтегазового комплекса (1948–1990 гг.). Тюмень, 2005. 315 с. ; Его же. Советский человек в пространстве Тюменского нефтегазового Севера // Горные ведомости. 2012. № 10. С. 74–90 ; Его же. Анатомия подвига. Человек в советской модели индустриализации Тюменского Севера. Тюмень, 2014. 184 с. ; Карпов В.П., Гаврилова Н.Ю. Социальное развитие нефтедобывающих районов Западной Сибири (1964–1985 гг.). Тюмень, 2002 ; Их же. Повседневность Тюменского Севера в 1960–1980-е гг. // Горные ведомости. 2011. № 1. С. 84–96 ; Колева Г.Ю. Строительство городов в районах нового промышленного освоения в

    1960–1980-е гг. // Вестник Тюменского государственного университета. Сер.: Гуманитарные исследования. 2007. № 1. С. 237–243 ; Ее же. Западно-Сибирский нефтедобывающий район: экономическое и социальное развитие (1960–2000-е гг.). Тюмень, 2010. 258 с. ; Ее же. Формирование кадрового потенциала предприятий ЗСНГК в период интенсивного нефтегазового освоения // Проблемы модернизации Сибирского Севера : сборник научных трудов. Тюмень, 2011. С. 176–199 ; Комгорт М.В., Джафаров Э.А. Сургутская «эпопея» Фармана Салманова // Западная Сибирь в академических и музейных исследованиях : материалы III научно-практической конференции. Сургут, 2013. Ч. 2. С. 110–114 ; Панарин С.М. Основные этапы в развитии отечественной нефтяной промышленности // Налоги. Инвестиции. Капитал. 1999. № 1–2. С. 238–244 ; Его же. Открытие сургутской нефти // Очерки истории Сургута. Сургут, 2002. С. 161–167 ; Пашков Н.М. Деятельность партийных организаций по созданию и развитию Западно-Сибирского нефтегазового комплекса. 1964–1980 гг. Томск, 1988. 240 с.

  • 3.    Соратники. Поколение Виктора Муравленко / сост. С. Великопольский, Ю. Переплеткин. Тюмень, 2002. 400 с.

  • 4.   Там же. С. 57.

  • 5.   Там же.

  • 6.    Баталин Ю.П. От игр в «кубики» к суперблокам // Соратники … С. 79–81.

  • 7.    История и перспективы градостроительного освоения территорий Севера. Западно-Сибирский нефтегазовый комплекс / под ред. Б.С. Нелюбина. М., 2004. 511 с.

  • 8.   Соратники … С.82.

  • 9.   История … С.256.

  • 10. Соратники…

  • 11.  История …

  • 12.  Там же.

  • 13.    Колева Г.Ю. Западно-Сибирский нефтегазовый комплекс. История становления и развития (1960–1980 гг.) // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 302. С. 90–95.

Список литературы Техническое совершенствование промышленной добычи нефти и капитального строительства на севере Западной Сибири в 1960-70-х гг

  • Карпов В.П. История создания и развития Западно-Сибирского нефтегазового комплекса (1948-1990 гг.). Тюмень, 2005. 315 с.
  • Карпов В.П.Советский человек в пространстве Тюменского нефтегазового Севера // Горные ведомости. 2012. № 10. С. 74-90.
  • Карпов В.П. Анатомия подвига. Человек в советской модели индустриализации Тюменского Севера. Тюмень, 2014. 184 с.
  • Карпов В.П., Гаврилова Н.Ю. Социальное развитие нефтедобывающих районов Западной Сибири (1964-1985 гг.). Тюмень, 2002.
  • Карпов В.П., Гаврилова Н.Ю. Повседневность Тюменского Севера в 1960-1980-е гг. // Горные ведомости. 2011. № 1. С. 84-96.
  • Колева Г.Ю. Строительство городов в районах нового промышленного освоения в 1960-1980-е гг. // Вестник Тюменского государственного университета. Сер.: Гуманитарные исследования. 2007. № 1. С. 237-243.
  • Колева Г.Ю. Западно-Сибирский нефтедобывающий район: экономическое и социальное развитие (1960-2000-е гг.). Тюмень, 2010. 258 с.
  • Колева Г.Ю. Формирование кадрового потенциала предприятий ЗСНГК в период интенсивного нефтегазового освоения // Проблемы модернизации Сибирского Севера: сборник научных трудов. Тюмень, 2011. С. 176-199.
  • Комгорт М.В., Джафаров Э.А. Сургутская «эпопея» Фармана Салманова // Западная Сибирь в академических и музейных исследованиях: материалы III научно-практической конференции. Сургут, 2013. Ч. 2. С. 110-114.
  • Панарин С.М. Основные этапы в развитии отечественной нефтяной промышленности // Налоги. Инвестиции. Капитал. 1999. № 1-2. С. 238-244.
  • Панарин С.М. Открытие сургутской нефти // Очерки истории Сургута. Сургут, 2002. С. 161-167.
  • Пашков Н.М. Деятельность партийных организаций по созданию и развитию Западно-Сибирского нефтегазового комплекса. 1964-1980 гг. Томск, 1988. 240 с.
  • Соратники. Поколение Виктора Муравленко / сост. С. Великопольский, Ю. Переплеткин. Тюмень, 2002. 400 с.
  • Баталин Ю.П. От игр в «кубики» к суперблокам // Соратники. Поколение Виктора Муравленко / сост. С. Великопольский, Ю. Переплеткин. Тюмень, 2002. С. 79-81.
  • История и перспективы градостроительного освоения территорий Севера. Западно-Сибирский нефтегазовый комплекс / под ред. Б.С. Нелюбина. М., 2004. 511 с.
  • Колева Г.Ю. Западно-Сибирский нефтегазовый комплекс. История становления и развития (1960-1980 гг.) // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 302. С. 90-95.
Еще
Статья научная