Технологии взаимодействия подразделений информации и общественных связей органов внутренних дел Российской Федерации со средствами массовой информации и общественными объединениями

Автор: Рунов Александр Владимирович

Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica

Рубрика: Социология

Статья в выпуске: 2, 2023 года.

Бесплатный доступ

В статье изучаются коммуникационные технологии, отвечающие за формирование и передачу информации в целях воздействия на целевую аудиторию, в качестве основного ресурса органов внутренних дел России, который использует инициатор коммуникации для достижения своей цели. Установлено, что данные технологии подразделяются на информационные (информирование), логико-диалогические (убеждение, диалог), манипулятивные (манипулирование) и суггестивные (внушение). При этом определено, что повсеместная цифровизация социального взаимодействия формирует новые социальные практики коммуникативного взаимодействия между властью и обществом с применением интернет-коммуникаций. Отмечено, что коммуникационные технологии могут быть межличностными и массовыми. Автор приходит к выводу, что в последнее время возрастает интерес к технологиям массового общественного информирования, убеждения и диалога с помощью интернет-технологий.

Еще

Коммуникативные технологии, связи с общественностью, цифровизация, сми, общественные организации, органы внутренних дел, массовые коммуникации

Короткий адрес: https://sciup.org/149142149

IDR: 149142149   |   DOI: 10.24158/tipor.2023.2.9

Текст научной статьи Технологии взаимодействия подразделений информации и общественных связей органов внутренних дел Российской Федерации со средствами массовой информации и общественными объединениями

В России к началу ХХI в. связи органов государственной власти с общественностью повсеместно превратились в профессиональные социальные практики коммуникативного взаимодействия. В настоящее время их можно охарактеризовать как особую функцию управления коммуникациями с целевыми аудиториями. Связи с общественностью органов внутренних дел на современном этапе рассматриваются как функция управления, которая «помогает руководству органов внутренних дел быть информированным об общественном мнении и вовремя реагировать на него»1.

Технологии коммуникативного взаимодействия отличаются от способов, опирающихся на интуицию и личный опыт, а также методов, основанных на научном подходе. Технологией определяется самый рациональный порядок работы, который множество раз прошел проверку и усовершенствован до идеала. В сфере связей с общественностью – коммуникативного взаимодействия со средствами массовой информации и общественными объединениями – на сегодняшний день применяются так называемые коммуникационные технологии, заключающиеся в создании и передаче информации в целях воздействия на ту или иную целевую аудиторию.

В современном мире любой государственный орган не может обходиться без включения в свою деятельность связей с общественностью. Особенно актуально это стало в эпоху повсеместной информатизации, когда невыход в информационное пространство становится равносилен отсутствию деятельности в глазах общественности. В случае органов внутренних дел этот аспект одновременно упрощает и осложняет работу, что связано со спецификой деятельности ОВД. У них специфические концептуальные основы, что базируется на следующих факторах.

Во-первых, ОВД выполняют в обществе совершенно особенную функцию. Их первая цель состоит в удовлетворении базовой потребности людей в безопасности, как личной, так и коллективной, в том числе применении мер превентивного характера. Защита граждан от угроз – одна из основополагающих характеристик государства как института, и ОВД в данном случае становятся основой исполнения этого обязательства.

Зарубежные и российские исследователи приходят к выводу, что именно связи с общественностью позволяют осуществлять мониторинг общественного запроса на обеспечение безопасности. В соответствии с полученными данными могут меняться или оставаться прежними стратегии работы, а также корректироваться управленческие решения1.

Во-вторых, несмотря на то что на органах внутренних дел лежит обязанность по обеспечению общественной безопасности и профилактике правонарушений, очевидно, что только силами ведомств обеспечить выполнение такого широкого круга задач невозможно. Это подтверждается как мировым опытом, так и российским. Даже теоретические разработки в области охраны правопорядка базируются на том, что она не основана только на деятельности непосредственно правоохранителей, но предполагает формирование расширенной системы социальных контактов, как личных, так и государственно-частных, внутри которой зарождаются и развиваются разнообразные формы взаимоотношений, приводящие в совокупности к сотрудничеству между государством, гражданами и ОВД.

В связи с этим важнейшей задачей ОВД становится информирование населения о своей деятельности, поскольку она напрямую коррелирует с выражением интересов граждан и имеет позитивные результаты ввиду сотрудничества с органами государственной власти. Главным каналом распространения такой информации становятся СМИ, а в последнее время наибольшее значение приобрел Интернет (Болотнов, 2016: 146).

Указанные средства должны использоваться властью для распространения полной и достоверной информации о том, что ОВД могут помочь гражданам защитить свои интересы. Руководители ОВД могут создавать персональные страницы в социальных сетях в целях информирования о своей деятельности, проводить совместные с властью акции по привлечению населения к общей работе. В частности, такая работа актуальна для молодежи, которая в большинстве своем черпает информацию именно из социальных сетей, новостных порталов и т. д. В этой ситуации большое влияние оказывают медиакорпорации, такие как российский «Яндекс», американский Google и т. д. Поисковые запросы данных, а также ранжирование новостей проводятся в соответствии с заданными алгоритмами, что, в свою очередь, помогает пользователям получать ту информацию, которая представляется предпочтительной.

Кроме этого, задачей здесь является формирование негативного отношения к противоправным проявлениям активизма у общественности. В этом направлении работают активисты общественных объединений, публично высказывая неприятие деструктивного протеста, а также организаторов таких действий (Пилипенко, 2021: 181).

Как сказано ранее, для того чтобы политические институты с высокой эффективностью осуществляли свои функции, необходимо, чтобы система «вход-выход» во взаимодействии ОВД и общественности работала отлаженно и четко. Результаты управленческой деятельности должны обязательно соответствовать направлению государственной политики, установленным в обществе нормам, правилам и политическим ценностям, а также общенациональным интересам и интересам основных страт социума (Кошелев, 2017).

Специфические черты для каждого направления деятельности определяются показателями эффективности принимаемых решений, которые могут быть получены только в конкретном направлении управленческой деятельности. Для правоохранительной сферы такими критериями могут служить показатели уровня гражданской и политической активности населения, степени удовлетворенности населения своим социальным и экономическим положением, эффективности защиты конституционных прав и свобод граждан, качества жизни и т. д.

Гражданский контроль выступает здесь инструментом вовлечения в сферу правоохранительной деятельности широкого круга лиц. Так, в соответствии с общедоступными документами, доопределяющими направления государственной политики, граждане вправе инициировать общественные проверки и мониторинги.

В современном российском обществе формируются условия и предпосылки, необходимые для создания новых механизмов эффективного взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества с учетом цифровизация. К этим условиям можно отнести возрастание готовности граждан в различных формах и на разных уровнях оказывать содействие органам внутренних дел1. Процесс взаимодействия ОВД с институтами гражданского общества имеет выраженную региональную специфику, часто приобретая черты локальности. Тем не менее позитивные результаты подобного взаимодействия свидетельствуют о расширении и совершенствовании данного процесса.

Общественные формирования правоохранительной направленности, рассматриваемые в качестве института гражданского общества в отличие от других подобных институтов имеют выраженную специфику, проявляющуюся в том, что создаются они по инициативе государственных органов, включая органы внутренних дел, и функционируют под их руководством. Поэтому они нуждаются в дополнительном специальном, правовом и нравственном регулировании не только на региональном уровне, но и на федеральном.

Совершенствование процесса взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества должно осуществляться по линии развития и максимального использования современных технологий коммуницирования. Оптимизация данного взаимодействия позволит повысить в обществе уровень политико-правовой культуры, виктимологической подготовки, социальный статус ОВД и общественной правоохранительной деятельности.

В условиях современного информационно-телекоммуникационного пространства традиционные модели коммуникативного взаимодействия кардинально изменились. Сейчас участники коммуникации с учетом интернет-коммуникаций, где важна обратная связь, стали равноправными субъектами.

Классификация коммуникационных технологий включает информационные (информирование), логико-диалогические (убеждение, диалог), манипулятивные (манипулирование), суггестивные (внушение) группы технологий (Дзялошинский, 2013: 302; Намруева, 2021). В сфере коммуникативного взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации и общественными объединениями чаще всего используются информационные группы технологий, где главная задача - обеспечить целевую аудиторию достоверной и актуальной информацией. Прежде всего это информационные сообщения в виде пресс-релизов, статей, репортажей.

С учетом повсеместной цифровизации информационные материалы могут быть опубликованы в социальных сетях после соответствующей переработки текстов, видео, фото. Как показывает практика, наиболее востребованной формой предоставления актуальной информации о деятельности полиции являются короткие видеоролики с наложенными музыкой и титрами.

Подразделения информации и общественных связей органов внутренних дел обязаны учитывать запросы общественности, превратившейся в последние годы в интернет-аудиторию. Как показывают опросы независимых социологических служб, целевая аудитория федерального телевидения и печатных средств массовой информации уменьшается, а число интернет-пользова-телей увеличивается в геометрической прогрессии. В связи с этим работа в социальных сетях становится основным направлением в деятельности по связям с общественностью.

Технологии информирования используются подразделениями информации и общественных связей органов внутренних дел в форме пресс-релизов, профилактических статей, репортажей с мест событий, аналитических материалов в целях информирования общественности об официальной позиции государственного органа по социально-значимым вопросам, касающимся правоохранительной деятельности. Эффективными каналами информирования являются ведомственный официальный сайт и ведомственные официальные аккаунты в социальных сетях.

В настоящее время в сфере связей с общественностью востребованы прямые эфиры с участием руководителей самого высокого уровня, чаще всего данными технологиями пользуются губернаторы. Таким образом первое лицо региона напрямую воздействует на население территории и получает оперативную обратную связь, что позволяет администрации корректировать управленческие решения с учетом мнения граждан. Онлайн-взаимодействие власти и общества дает возможность руководителю быть информированным об общественном мнении по тому или иному социально значимому вопросу и вовремя реагировать на все его изменения.

Такие манипулятивные технологии, как информирование и убеждение, чрезвычайно распространились в последнее время. Способы информационного воздействия на целевую аудиторию для изменения ее взглядов, мировоззрения могут быть применены при формировании в общественном сознании негативного образа преступности путем ее демонизации. При этом важно подчеркнуть экстремальные условия, постоянные стрессовые ситуации, опасный характер службы полиции.

Именно манипулятивные технологи можно использовать в процессе противодействия дискредитации органов внутренних дел в публичном пространстве. В распространении негативной информации участвуют как средства массовой информации, так и общественные объединения, активнее всего – анонимные интернет-пользователи. Дискредитационные материалы о деятельности полиции и ее сотрудниках стали характерной особенностью информационно-телекоммуникационного пространства России (Андреев, Токарев, 2013: 143).

Суггестивные технологии, заключающиеся в прямом внушении, сотрудники подразделений информации и общественных связей органов внутренних дел используют при так называемой жесткой подаче информации. Под пропагандой понимается информационное воздействие в целях распространения конкретных идей. Наступательный характер пропаганды законопослушного поведения граждан и контрпропаганды криминальной субкультуры на сегодня актуальны, особенно в молодежной среде.

Вероятность успеха применения суггестивных технологий выше при наличии высокого статуса субъекта коммуникации, не последнюю роль играет и личное обаяние коммуникатора. Поэтому в данном случае эффективность напрямую зависит от личностных характеристик сотрудников полиции, занимающихся правовой пропагандой и контрпропагандой криминальной субкультуры.

В заключение отметим, что коммуникационные технологии могут быть межличностными и массовыми (Намруева, 2021: 83). В последнее время возрастает интерес к массовому общественному информированию, убеждению и диалогу с использованием интернет-технологий.

Список литературы Технологии взаимодействия подразделений информации и общественных связей органов внутренних дел Российской Федерации со средствами массовой информации и общественными объединениями

  • Андреев А.В., Токарев Д.С. Взаимодействие органов внутренних дел со средствами массовой информации в интересах развития российского общества // Экономические, гуманитарные и правовые исследования. 2013. № 1 (1). С. 140-143.
  • Болотнов А.В. К вопросу о динамике информационных волн в медиадискурсе // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. № 7 (172). С. 146-150.
  • Дзялошинский И.М. Медиапространство России: коммуникационные стратегии социальных институтов: монография. М., 2013. 478 с.
  • Кошелев А.А. Структура и функциональные характеристики современной пресс-службы // Научный альманах. 2017. № 5-2 (29). С. 222-224.
  • Намруева Э.В. Технологии взаимодействия органов внутренних дел со средствами массовой информации // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2021. № 1 (274). С. 78-83.
  • Пилипенко А.Д. Молодежные общественные объединения в социально-политических процессах современной России: на примере Краснодарского края // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Политология. 2021. Т. 23, № 1. С. 172-185.
Еще
Статья научная