Технология изготовления украшений из скорлупы яиц страуса и камня (по материалам пещеры Чихэн, Монголия)
Автор: Волков П.В., Гладышев С.А., Нохрина Т.И.
Журнал: Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий @paeas
Рубрика: Археология каменного века палеоэкология
Статья в выпуске: XXI, 2015 года.
Бесплатный доступ
В раннеголоценовых отложениях полихронного археологического объекта в гроте Чихэн кроме изделий из камня, костяных орудий найдены украшения - бусины, сделанные из скорлупы яиц страуса, и подвеска из серпентина-антигорита. Микроскопический анализ поверхности бусин и подвески показал достаточную сохранность изделий и их доступность для трасологического анализа. Набор инструментов, применявшихся в работе с бусинами и подвеской из камня, состоял из лучкового сверла, развертки для развальцовки отверстий, скобеля, мелкозернистого абразива с твердой поверхностью и полирующего эластичного материала. Характерной особенностью можно считать ювелирность, относительную тщательность при изготовлении бусин, размер которых является минимально возможным при использовании скорлупы яиц страуса. Производство бус и других украшений могло практиковаться в качестве декоративного направления уже с начала верхнего палеолита. Похожая технология изготовления подвесок из скорлупы яиц страуса зафиксирована на верхнепалеолитической стоянке Подзвонкая (Забайкалье). В настоящее время нет удовлетворительного объяснения сходству в технологии изготовления бусин/подвесок из скорлупы яиц страуса. Этому препятствуют, во-первых, значительный хронологический разрыв между данными технологиями: изделия со стоянки Подзвонкая относятся к ранней поре верхнего палеолита, а бусины из грота Чихэн - к эпипалеолиту (?) (подтверждено датой 10 060 ± 50 (АА-79775), полученной прямым AMS 14C-датированием фрагмента скорлупы яйца страуса и бусины из нее); во-вторых, малочисленность данных, проанализированных с единых позиций. В нашем распоряжении только два репера - начало традиции обработки скорлупы яиц страуса и ее окончание.
Монголия, бусины из скорлупы яиц страуса и камня, технология, трасология
Короткий адрес: https://sciup.org/14522262
IDR: 14522262
Текст научной статьи Технология изготовления украшений из скорлупы яиц страуса и камня (по материалам пещеры Чихэн, Монголия)
Полихронный археологический объект в гроте Чихэн-Агуй (в первой публикации – Чихэн-Ху-вэр) расположен на территории сомона Баян-Ун-дер (Баянхонгорский аймак), в невысоком кряже, протянувшемся с юга на север (44° 46’ 22,3’’ с.ш., 99° 04’ 08,7’’ в.д., высота над ур. океана 1 970 ± ± 60 м) [Деревянко и др., 1989]. Грот имеет длину 9,5 м, ширину ок. 5 м и высоту 2 м. Вход ориенти- рован на юго-восток, внутренняя полость и пред-входовая площадка хорошо освещаются на протяжении большей части дня. Пол пещеры полого наклонен к выходу. Недалеко (в полукилометре) под скалами известняков у подножия делювиального шлейфа находится источник пресной воды, переходящий в ручей.
Описание и интерпретация археологического материала и стратиграфических разрезов грота опубликованы в ряде изданий [Археологические исследования…, 1998; 2000; Derevianko et al., 2003; 2008]. По образцам угля из древних кострищ грота получена представительная серия радиоуглеродных дат, большинство из которых приходится на интервал от 7 850 ± 110 до 11 545 ± 75 л.н. [Derevianko et al., 2008, p. 10]. Прямым AMS 14C-датированием фрагмента скорлупы яйца страу-

Бусины из скорлупы яиц страуса и подвеска из камня из раннеголоценовых отложений грота Чихэн.
1 – фрагменты скорлупы яиц страуса; 2, 3 – заготовки и готовые бусины; 4, 5 – подвеска из серпентина-антигорита; 6 – следы сверления на подвеске; 7 – следы развальцовки на краю канала сверления у подвески; 8 – следы утилизации на подвеске.
са и бусины получена дата 10 060 ± 50 (АА-79775) [Kurochkin et al., 2010, tabl. 1].
Археологический материал происходит их двух культурных горизонтов: верхнего – раннеголоценового, нижнего – плейстоценового. Кроме изделий из камня, в раннеголоценовых отложениях грота найдены костяные орудия, деревянный предмет, бифас из нефрита, украшения – бусы, сделанные из скорлупы яиц страуса, и подвеска из серпентина-антигорита.
Анализ каменного инвентаря из раннеголоценовых отложений грота Чихэн позволяет вполне аргументированно интерпретировать археологический объект в рамках охотничье-промысловой версии. Однако скопление бусин в предвходовой части грота, остатки столба в центре полости, основы вкладышевых орудий у очагов, заготовка бифаса из нефрита, обломок подвески из серпентина-антигорита однозначно вписываются в круг изделий, связанных с престижными технологиями, и могут быть связаны с ритуальным эпизодом (эпизодами) [Derevianko et al., 2008].
Микроскопический анализ поверхности бусин и подвески из камня показал достаточную сохранность изделий и их доступность для трасологического анализа. Изучение совокупности следов обработки и использования предметов позволило вывести заключения о наборе использовавшихся при их изготовлении инструментов, технических приемов и о характере использования готовых изделий.
Бусины из скорлупы яиц страуса (см. рису -нок , 1 ). Изделия (19 экз.) двух видов – круглые и многоугольные. У круглых предметов внешний диаметр колеблется в пределах 4,0–4,8 мм, внутренний – ок. 2 мм. Бусины многоугольной формы имеют несколько большие размеры. Их внешний диаметр – от 5,2 до 5,6 мм, внутренний – ок. 1,8 мм. На начальном этапе изготовления бусин производились одностороннее сверление (с развальцовкой канала с противоположной стороны заготовки) и ее фрагментация изломом вокруг точки перфорации (см. рисунок , 2, 3 ). На втором этапе обработка производилась на абразиве, с помощью которого изделию придавалась округлая в плане форма. Завершалось изготовление полировкой бусин на мягкой, эластичной поверхности (вероятно коже). Следов долговременного использования (ношения бусин) не выявлено.
Подвеска из серпентина-антигорита с вкраплениями магнетита (см. рисунок, 4, 5). Минерал относится к подклассу слоистых силикатов. Предмет сломан. Сохранившаяся изогнутая часть имеет размеры 60,2 × 17,3 × 7,3 мм и прямоугольную форму. Поверхность зашлифована и заполирова- на. Продольная и поперечная грани изделия заглажены. На сохранившемся конце расположено сквозное отверстие, просверленное с двух сторон. С одной стороны наружный диаметр отверстия 5,5 мм, внутренний – 2,6 мм; с другой стороны – 7,1 и 3,1 мм соответственно. По всей видимости, во время сверления произошло расслоение серпентина. В связи с этим сверление было продолжено с другой стороны. Внутри отверстия сохранились остатки вещества розового цвета (возможно зола, смешанная с прокалом).
Изделие имеет достаточно хорошую сохранность для технологического анализа. На длинной грани прослеживаются следы формообразующей обработки скобелем. Сверление отверстия произведено инструментом с рабочим оборотом менее 180° и последующей развальцовкой с противоположной стороны (см. рисунок , 6, 7 ). На краях канала сверления прослежена характерная загла-женность, свидетельствующая о ношении изделия в качестве подвески на шнуре из эластичного органического материала (см. рисунок , 8 ).
Набор инструментов, применявшихся в работе с бусинами и подвеской из камня, состоял из лучкового сверла, развертки для развальцовки отверстий, скобеля, мелкозернистого абразива с твердой поверхностью и полирующего эластичного материала. В качестве характерной особенности следует отметить ювелирность, относительную тщательность при изготовлении бусин, размер которых можно считать минимально возможным при использовании столь хрупкого материала, как скорлупа яиц страуса.
Как показывает анализ археологических материалов по другим районам Монголии и Забайкалья, производство бус и других украшений могло практиковаться в качестве декоративного направления уже с начала верхнего палеолита (см., напр.: [Лбова, Волков, 2007; Ташак, 2002]). Похожая технология изготовления подвесок из скорлупы яиц страуса зафиксирована В.И. Ташаком [2002] на верхнепалеолитической стоянке Подзвонкая (Забайкалье). Исследователь, проанализировав коллекцию из 22 предметов, предложил следующую технологическую цепочку. Первая (?) операция – образование отверстия у будущей подвески – проводилась при помощи сверления всегда с одной стороны. После образования сквозного отверстия его края с противоположной стороны подрабатывались выкрашиванием. Таким же образом отверстие расширялось (развальцовка канала). Вторая (?) операция – придание формы будущей подвеске. Вероятно, заданная форма прочерчивалась на поверхности скорлупы. Далее прорисованный контур углублялся при помощи резца.
После этого излишки сырья отламывались по прорезанной границе. Третья (?) операция – обработка края подвесок, а также края некоторых отверстий – проводилась при помощи шлифования, позволявшего придать поверхностям ребер заданную форму. Проходила в два этапа: на первом края обтачивались крупнозернистым абразивным материалом, о чем свидетельствуют борозды от абразивного инструмента; на втором – производилось собственно шлифование.
В заключение отметим, что в настоящее время нет удовлетворительного объяснения сходству в технологии изготовления бусин/подвесок из скорлупы яиц страуса. Этому препятствуют, во-первых, значительный хронологический разрыв между данными технологиями: стоянка Подзвонкая относится к ранней поре верхнего палеолита, тогда как предметы из грота Чихэн – к эпипалеолиту (?) (раннему голоцену); во-вторых, малочисленность данных, проанализированных с единых позиций. В нашем распоряжении только два репера – начало традиции обработки скорлупы яиц страуса и ее окончание.
Список литературы Технология изготовления украшений из скорлупы яиц страуса и камня (по материалам пещеры Чихэн, Монголия)
- Археологические исследования Российско-монгольско-американской экспедиции в Монголии в 1996 году/А.П. Деревянко, Д. Олсен, Д. Цевээндорж и др. -Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 1998. -343 с
- Археологические исследования Российско-монгольско-американской экспедиции в Монголии в 1997-1998 годах/А.П. Деревянко, Д. Олсен, Д. Цевээндорж и др. -Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2000. -383 с.
- Деревянко А.П., Дорж Д., Ларичев В.Е., Петрин В. Т. Археологические исследования в Монголии в 1988 г.//Изв. Сиб. отд-ния АН СССР. Сер. истории, филологии и философии. -1989. -Вып. 2. -С. 26-34.
- Деревянко А.П., Олсен Д., Цэвээндорж Д., Гладышев С.А., Нохрина Т.И., Табарев А.В. Новое прочтение археологического контекста пещеры Чихэн (Монголия)//Археология, этнография и антропология Евразии. -2008. -№ 2 (34). -С. 2-12.
- Лбова Л.В., Волков П.В. Технологии изготовления предметов изобразительной деятельности в комплексах начальной поры верхнего палеолита в Забайкалье//Каменная скульптура и мелкая пластика древних и средневековых народов Евразии. -Барнаул: Азбука, 2007. -С. 40-43. -(Тр. САИПИ; вып. 3).
- Ташак В.И. Обработка скорлупы яиц страусов в верхнем палеолите Забайкалья//История и культура востока Азии: мат-лы междунар. науч. конф. -Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2002. -Т. 2. -С. 159-164.
- Derevianko A.P., Gladyshev S.A., Nohrina T.I., Olsen J.W. The Mongolian Early Holocene: Excavations at Chikhen Agui Rockshelter in Gobi Altai//The Review of Archaeology. -2003. -Vol. 24, N 2. -P. 50-56.
- Kurochkin E.N., Kuzmin Ya.V., Antoshchenko-Olnev I.V., Zabelin V.I., Krivonogov S.K., Nohrina T.I., Lbova L.V., Burr G.S., Cruz R.J. The timing of ostrich existence in Central Asia: AMS 14C age of eggshells from Mongolia and southern Siberia (a pilot study)//Nuclear Instruments and Methods in Physics Research B. -2010. -Vol. 268. -Р. 1091-1093