Текстологические, лексикографические и лингвокультурологические аспекты музыкального дискурса в сети интернет

Автор: Морозова Надежда Маратовна, Чернобров Алексей Александрович

Журнал: Science for Education Today @sciforedu

Рубрика: Филологические науки

Статья в выпуске: 2 (30), 2016 года.

Бесплатный доступ

Современный музыкальный дискурс (как и другие виды специального дискурса) существует в трех видах - профессиональном, профанном и смешанном. Последний тип является преобладающим. Показаны различия профессионального и профанного дискурса. Наблюдается некоторое стилистическое снижение дискурса музыкантов-профессионалов. В статье разобраны основные типы музыкальных терминов в русском и английском языках: узкоспециальные интернациональные (sforzando, тоника etc) и «слова двойного применения» (ключ, root, third). Сравниваются определения терминов из многочисленных русских и английских общелингвистических словарей. Приводятся примеры разных типов музыкального дискурса в сети Интернет, затрагиваются его основные стилистические черты. Делаются выводы о снижении роли терминов в музыкальных текстах, низком уровне фоновых музыкальных знаний и возрастании доли стилистически сниженной лексики в текстах. В музыкальном дискурсе мы встречаемся с двумя языками: терминологическим и образно-метафорическим. Существует две тенденции в употреблении музыкальных терминов в социуме. Одна из них - большая частотность употребления некоторого количества терминов в СМИ. Другая, более сильная тенденция - вымывание терминологии из массового дискурса, прагматическая адаптация текста к читателю. Преобладающие типы дискурса - полупрофанный или профанный. Выражаясь простым языком, мы наблюдаем парадокс - музыку любят почти все, но почти никто в ней не разбирается. Сеть Интернет не повысила уровень систематических музыкальных знаний, так же как не повысила уровень знаний английского языка. Интернет-английский, как и музыкальный дискурс сети Интернет вырождается в жаргон.

Еще

Текстология, лексикография, музыкальный термин, дискурс, фоновые знания, линвокультурология, психолингвистика

Короткий адрес: https://sciup.org/147137709

IDR: 147137709   |   DOI: 10.15293/2226-3365.1602.12

Список литературы Текстологические, лексикографические и лингвокультурологические аспекты музыкального дискурса в сети интернет

  • Алешинская Е. В. Теоретико-методологические основы разграничения жанров профессионального дискурса//Вестник Томского государственного университета. Филология. -2014. -№ 5 (31). -С. 5-23
  • Алешинская Е. В. Современный американский музыкальный термин: лингвистический статус и специфика//Вестник Чувашского университета. -2007. -№ 4. -С. 128-132.
  • Алимурадов О. А., Чурсин О. В. Картины языка музыки. Функционально-семантическая характеристика современной английской музыкальной лексики: когнитивно-фреймовый подход. -М.: КРАСАНД, 2009. -200 с.
  • Быховский К. Б. Музыка в современных социальных дискурсах: Принципы и основные векторы культурологического анализа: дис…. канд. культурологии. -М., 2004. -170 с.
  • Жукова Г. К. Репрезентация национального в европейском музыкальном дискурсе: автореф. дис.. канд. философ. -Санкт-Петербург, 2011. -24 с.
  • Карасик В. И. Языковый круг: личность, концепты, дискурс: монография. -Волгоград: Перемена, 2002. -477 с.
  • Кирнарская Д. К. Музыкальное восприятие. М.: Кимос-Ард, 1997. -157 с.
  • Кирнарская Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности -М.: Таланты-XXI век, 2004. -496 с.
  • Курышева Т. A. Музыкальная журналистика и музыкальная критика. -М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. -295 с.
  • Милетова Е. В. Англоязычный искусствоведческий дискурс: природа и лексическое наполнение//Филологические науки. Вопросы теории и практики. -2013. -№ 4 (22), Ч. II. -C. 114-119.
  • Мудрян Н. С. Теоретико-методологические основания исследования дискурса музыки//Вестник Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина. -2011. -№ 941. -С. 89-92.
  • Bhatia V. K., Flowerdew J., Jones R. H. (eds). Advances in discourse studies. -L.; N.Y.: Routledge, 2008. -273 p.
  • Dijk van T. A. Discourse studies: a multidisciplinary introduction. . URL: http://www.discourses.org/UnpublishedArticles/Ideology%20and%20discourse.pdf (дата обращения 28.09.2015).
  • Fairclough N. Analysing discourse: Textual analysis for social research. -L.: Routledge, 2003. -284 p.
  • Gunnarsson B.-L. Professional discourse. -L.; N.Y.: Continuum, 2009. -284 p.
  • Kirnarskaya D. The Natural Musician: on Abilities, Giftedness and Talent. -Oxford: Oxford University Press, 2009. -476 p.
  • Machin D. Analysing popular music: Image, sound, text. -L.: Sage, 2010. -240 p.
  • Pavlovová M. Complex linguistic analysis of musical discourse: The genre of concert notice. -Saarbrücken: LAP, 2013. -268 p.
Еще
Статья научная