Тенденции размещения производительных сил в регионах России
Автор: Захарова Е.А., Давыдов Д.В.
Журнал: Вестник экономики, управления и права @vestnik-urep
Рубрика: Экономика
Статья в выпуске: 3 (56), 2021 года.
Бесплатный доступ
В статье проведен анализ размещения промышленного производства, инвестиций и трудовых ресурсов в регионах России с использованием индексов концентрации и специализации Херфиндаля-Хиршмана и Кругмана за 2007-2018 гг. Выявлен рост концентрации инвестиций и промышленного производства по видам экономической деятельности. Выявлена высокая концентрация в добыче полезных ископаемых, добыче топливно-энергетических полезных ископаемых, обработке древесины и производстве изделий из дерева, металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий. Исследования экономической активности регионов России позволяют учитывать выявленные тенденции при разработке государственной пространственной и региональной политики.
Производительные силы, новая экономическая география, концентрация экономической активности, регионы России
Короткий адрес: https://sciup.org/142230569
IDR: 142230569
Текст научной статьи Тенденции размещения производительных сил в регионах России
Исследование тенденций экономической активности регионов России, процессов концентрации и агломерации экономической активности, изменений специализации регионов позволяет проводить региональную политику, направленную на увеличение благосостояния граждан. Россия унаследовала от Советского Союза своеобразную модель территориального размещения факторов производства. Установка на максимизацию экономии от масштаба и равномерное пространственное развитие в плановой экономике Советского Союза привело к увеличению размеров предприятий и сверхспециализации территорий. Территориально-производственные комплексы Советского Союза усилили преимущества межотраслевой кооперации, но ослабляли положительные эффекты внутриотраслевых связей, характерные для стран с рыночной экономикой. Проблема поляризации развития регионов страны характерна для экономических систем с высоким уровнем начальной неоднородности экономического пространства. Опыт, например, Китайской Народной Республики, является эмпирическим свидетельством правомерности этого предположения: эффекты от интеграции страны в глобальную экономику аккумулированы в основном в приморских провинциях. Наилучшую теоретическую базу для понимания пространственного развития дает новая экономическая география, сформированная трудами P. Krugman, M. Fujita, A.J. Venables [1-11] и других исследователей.
Вопросы размещения производительных сил актуальны, так как ресурсы имеют тенденцию перемещаться в регионы с большей концентрацией производства, что усиливает неравенство регионов [12], на развитие региона оказывает влияние его расположение относительно национальной границы, а экономический рост имеет тенденцию распространяться за пределы границы региона [13].
Размещение производительных сил в регионе описывается уровнем концентрации, агломерации и специализации. Концентрация определяется в отношении вида экономической деятельности, промышленной группы и означает степень сосредоточения вида экономической деятельности в рамках территории, в то время как агломерация характеризует размещение совершенно разных видов экономичнской активности на общей территории. Специализация региона описывает степень доминирования какого-либо вида экономической деятельности [13].
Целью исследования является анализ концентрации и специализации регионов России. Для этого мы используем индексы П. Кругмана: индекс концентрации по отдельным видам экономической деятельности в экономике (KDIC) и индекс специализации по регионам (KDIS3 , отражающие неоднородность развития.
Методология и методы
Информационная база исследования охватывает 83 регионов России. В исследование экономической активности регионов не были включены Республика Крым и город Севастополь по причине недостаточ- ности статистических данных. Автономные округа учитывались как отдельные субъекты Федерации. Динамика концентрации видов экономической деятельности в регионах России по индексу Херфиндаля-Хир-шмана была определена за период с 1998 по 2018 год. Исследование географической концентрации промышленного производства по видам экономической деятельнос-
графической концентрации и ре гиональной специализации :
HHI j С
HHIi S
n z i - 1
E
V Ea
m
z
j -1V
,
2 ij
Ei)
,
ти по индексу неоднородности Кругмана было проведено за период с 2007 по 2018 год. В исследовании использовались официальные данные Федеральной службы государственной статистики России.
Для исследования размещения видов экономической деятельности в регионах России мы можем использовать несколько показателей. Например, традиционный показатель локализации:
EE E lq - 44 - -4 E, °)
EiEEjE где: LQ- коэффициент локализации;
Ei j - выпуск товаров и услуг по -му виду экономической деятельности в -ом регионе;
Ei - выпуск товаров и услуг в -ом регионе;
Ej - выпуск товаров и услуг по -му виду экономической деятельности;
E- общий выпуск товаров и услуг в стране.
Коэффициент локализации показывает, во сколько раз концентрация -го вида экономической деятельности превышает средний показатель по стране. Коэффициент используется для разработки и проведения региональной экономической политики. Например, в работе [13] была предложена методика с применением коэффициента локализации, которая позволяет выявлять потенциальные кластеры. Расчеты показателя проводятся не только по объему выпуска товаров и услуг, но и по численности занятых в секторе экономики и стоимости основных фондов.
Другим инструментом анализа экономической активности регионов является индекс Херфиндаля-Хиршмана [14; 15] Показатель используется для оценки гео- где: Eij - выпуск товаров и услуг по -мувиду экономической деятельности в -ом регионе;
Ei - выпуск товаров и услуг в -ом регионе;
Ej - выпуск товаров и услуг по -му виду экономической деятельности;
E- общий выпуск товаров и услуг в стране.
Индекс Херфиндаля-Хиршмана выступает абсолютной мерой концентрации. Показатель возрастает с увеличением степени концентрации, достигая значения 1 в том случае, когда -й вид экономической деятельности сосредоточен в одном регионе или -й регион специализируется только на одном виде экономической деяе-тельности. Этот показатель имеет недостаток. Регионы с большим удельным весом влияют на изменения в концентрации: индекс смещается в сторону больших регионов. Недостатком индекса является чувствительность его нижнего предела к числу наблюдений. Низкий уровень концентрации составляет , когда все регионы имеют равные доли в -ом виде экономической деятельности, а самая низкая специализация - , когда все виды экономической деятельности имеют равные доли -ом регионе.
Индекс неоднородности Кругмана является относительной мерой концентрации или специализации [7]. Показатель дает оценку концентрации по отдельным видам экономической деятельности в экономике и специализации по регионам :
KDI j С
f Ei L _ Ei 1 ^1 Ej E
m
KDIiS = Z j -1
E ij E i
E j E
0 < KDS < 2 ,
на в трех, четырех наиболее крупных по это-
-
(5) му показателю регионах:
3 E
CR 3 = У . (7)
-
(6) j ir l Ej
где: Ei j - выпуск товаров и услуг по -му виду экономической деятельности в -ом регионе;
Ei - выпуск товаров и услуг в -ом регионе;
Ej - выпуск товаров и услуг по -му виду экономической деятельности;
E- общий выпуск товаров и услуг в стране.
Индекс неоднородности Кругмана используется для сравнения региона или вида экономической деятельности с экономикой страны в целом. Значение показателя, равное 0, указывает на однородность структуры, и значение показателя, равное 2, указывает на неодноролные структуры.
Индексы концентрации показывают, какая доля выпуска товаров и услуг в промышленном секторе сконцентрирова-
4 E
CR j1 = Z . (8)
i=1 Ej где: Eij - выпуск товаров и услуг по -мувиду экономической деятельности в -ом регионе;
Ej - выпуск товаров и услуг по -му виду экономической деятельности.
Результаты и обсуждение исследования
Мы провели исследование динамики индекса Херфиндаля-Хиршмана по трем показателям: 1) инвестиции в основной капитал в постоянных ценах 2000 года по видам экономической деятельности; 2) среднегодо- вая численность занятых по видам экономической деятельности; 3) объем выпуска товаров и услуг в постоянных ценах 2000 года по видам экономической деятельности.

yr
Index of fixed investment concentration
Index of average annual employment concentration
Index of goods and services output concentration
Рисунок 1. Концентрация инвестиций в основной капитал, среднегодовой численности занятых, выпуска товаров и услуг по видам экономической деятельности в России
Также проведено исследование динамики концентрации отдельных видов экономической деятельности в экономике России за период с 2007 по 2018 годы. Исследовались виды экономической деятельноси, включенные в разделы “Добыча полезных ископаемых”, “Обрабатывающие производства”, “Производство и распределение электроэнергии, газа иводы” Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2007 (NACE Rev. 1.1). Данные 2017 и 2018 годов, представленные по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014 (NACE Rev. 2), были конвертированы в коды ОК-ВЭД ОК 029-2007 (NACE Rev. 1.1).
Мы провели исследование динамики концентрации отдельных видов экономической деятельности в экономике России за период с 2007 по 2018 годы. Выявлена высокая пространственная концентрация добычи полезных ископаемых (кроме топливно-энергетических) и низкая концентрация производства и распределения электроэнергии, газа и воды (Таблица 1).
Проведено исследование динамики специализации регионов в экономике России за период с 2007 по 2018 годы. Выявлены регионы с высокой специализацией от 1.156 до 1.373, а также регионы с низкой специализацией от 0.505 до 0.722 (Таблица 2).
Например, средний индекс специализации Курганской области составляет 0.553, Свердловской области - 0.697, Челябинской области- 0.710, Тюменской области- 0.870, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов - 0.924 и 0.939 соответственно (Таблица 3).
Таким образом, высокую специализацию в отдельном виде экономической деятельности могут позволить себерегионы, обеспечивающие свое развитие за счет добывающего производства, в остальных случаях - высокая специализация регионов неэффективна [12].
Выводы
Для исследования экономической активности регионов в экономике России были использованы показатели концентрации Херфиндаля-Хиршмана и Кругмана. Была выявлена высокая концентрация выпуска
Таблица 1
Оценка концентрации отдельных видов экономической деятельности в экономике России (2007 - 2018 гг.)
Группа |
KDIC |
KDIC |
Виды экономической деятельности |
1 |
0.385 – 0.617 |
0.408 |
EA. |
2 |
0.618 – 0.849 |
0.733 |
DA; DB; DC; DI; DK; DL; DM; DN. |
3 |
0.850 – 1.081 |
0.928 |
CA; DD; DE; DF; DG; DH; DJ. |
4 |
1.082 – 1.313 |
1.310 |
CB. |
Примечание:
Использованы коды ОКВЭД ОК 029-2007 (NACE Rev. 1.1).
С - добыча полезных ископаемых; CA - добыча топливно-энергетических полезных ископаемых; CB - добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических; D - обрабатывающие производства; DA - производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака; DB текстильное и швейное производство; DC - производство кожи, изделий из кожи и производство обуви; DD - обработка древесины и производство изделий из дерева; DE - целлюлозно-бумажное производство; DF - производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов; DG - химическое производство; DH - производство резиновых и пластмассовых изделий; DI - производство прочих неметаллических минеральных продуктов; DJ - металлургическое производство и производство готовых металлических изделий; DK - производство машин и оборудования; DL - производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования; DM - производство транспортных средств и оборудования; DN - прочие производства; EA - производство и распределение электроэнергии, газа и воды.
товаров и услуг, инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности за период с 2002 по 2018 годы. Склонность к концентрации определена в добыче полезных ископаемых, добыче топливноэнергетических полезных ископаемых, обработке древесины и производстве изделий из дерева, металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий. К регионам с высоким уровнем специализации отнесены Ненецкий, Ханты-
Мансийский, Ямало-Ненецкий и Чукотский автономные округа, Камчатский край, Магаданская и Сахалинская области, Республика Карелия.
Полученные результаты могут быть использованы в исследованиях пространственного развития макрорегионов России, оценки развития агломерационных процессов, когда концентрация в регионах наблюдается по нескольким видам экономической деятельности.
Таблица 2
Группа |
KDIS |
Регион |
1 |
0.505 – 0.722 KDIS = 0.631 (21 субъект) |
Рязанская область; Ярославская область; г. Москва; г. Санкт-Петербург; Астраханская область; Волгоградская область; Ростовская область; Республика Башкортостан; Республика Марий Эл; Республика Татарстан; Удмуртская Республика; Чувашская Республика; Пермский край; Нижегородская область; Самарская область; Саратовская область; Алтайский край; Иркутская область; Кемеровская область; Новосибирская область; Томская область. |
2 |
0.722 – 0.939 KDIS = 0.815 (30 субъектов) |
Брянская область; Владимирская область; Воронежская область; Ивановская область; Калужская область; Костромская область; Курская область; Московская область; Орловская область; Смоленская область; Тамбовская область; Тверская область; Тульская область; Республика Коми; Ленинградская область; Новгородская область; Республика Калмыкия; Карачаево-Черкесская Республика; Краснодарский край; Республика Мордовия; Кировская область; Оренбургская область; Пензенская область; Ульяновская область; Курганская область; Свердловская область; Челябинская область ; Республика Хакасия; Красноярский край; Хабаровский край. |
3 |
0.939 – 1.156 KDIS = 1.027 (23 субъекта) |
Белгородская область; Липецкая область; Архангельская область; Вологодская область; Калининградская область; Мурманская область; Псковская область; Республика Адыгея; Республика Дагестан; Республика Ингушетия; КабардиноБалкарская Республика; Республика Северная Осетия – Алания; Чеченская Республика; Ставропольский край; Тюменская область ; Республика Алтай; Республика Бурятия; Республика Тыва; |
Забайкальский край; Омская область; Приморский край; Амурская область; Еврейская автономная область. |
||
4 |
1.156 – 1.373 KD1S = 1.274 (9 субъектов) |
Республика Карелия; Ненецкий автономный округ; Ханты-Мансийский автономный округ – Югра; Ямало-Ненецкий автономный округ ; Республика Саха (Якутия); Камчатский край; Магаданская область; Сахалинская область; Чукотский автономный округ. |
Таблица 3
Оценка специализации Уральского федерального округа (2007 - 2018 гг.)
Территория |
CR3 |
В том числе |
||
1 |
2 |
3 |
||
Курганская область |
0.553 |
DM |
DJ |
EA |
Свердловская область |
0.697 |
DJ |
EA |
CB |
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра |
0.924 |
DF |
EA |
DI |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
0.939 |
CA |
EA |
DF |
Тюменская область без автономных округов |
0.870 |
CA |
DF |
EA |
Челябинская область |
0.710 |
DJ |
EA |
DA |
Уральский федеральный округ |
0.778 |
CA |
DJ |
DF |
Российская Федерация |
0.495 |
CA |
DF |
DA |
Примечание:
Использованы коды ОКВЭД ОК 029-2007 (NACE Rev. 1.1).
С - добыча полезных ископаемых; CA - добыча топливно-энергетических полезных ископаемых; CB - добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических; D - обрабатывающие производства; DA- производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака; DF - производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов; DI - производство прочих неметаллических минеральных продуктов; DJ - металлургическое производство и производство готовых металлических изделий; DM - производство транспортных средств и оборудования; EA - производство и распределение электроэнергии, газа и воды.
Список литературы Тенденции размещения производительных сил в регионах России
- Fujita, M. (2010). The evolution ofspatial economics: from thunen to the new economic geography. Japanese economic review, 61, 1-32.
- Fujita, M. (2012). Thunen and the new economic geography. Regional science and urban economics, 42, 907-912.
- Fujita, M. & Hu, D. P. (2001). Regional disparity in china 1985-1994: the effects of globalization and economic liberalization. Annals of regional science, 35, 3-37.
- Fujita, M. & Krugman, P. (2004). The new economic geography: past, present and the future. Papers in regional science, 83, 139-164.
- Fujita, M. & Thisse, J. F. (2003). Does geographical agglomeration foster economic growth? And who gains and loses from it? Japanese economic review, 54, 121-145.
- Fujita, M. & Thisse, J. F. (2009). New economic geography: an appraisal on the occasion of Paul Krugman's 2008 nobel prize in economic sciences. Regional science and urban economics, 39, 109-119.
- Krugman, P. (1991). Increasing returns and economic-geography. Journal of political economy, 99, 483-499.
- Krugman, P. (2007). The 'new'economic geography: where are we?
- Krugman, P. (2009). The increasing returns revolution in trade and geography. American economic review, 99, 561-571.
- Krugman, P. (2011a). Masahisa fujita and the transformation ofurban economics. Recherches economiques de louvain-louvain economic review, 77, 9-10.
- Krugman, P. (2011b). The new economic geography, now middle-aged. Regional studies, 45, 1-7.
- Rastvortseva, S. & Cherepovskaya, N. (2013). Identification and assessment ofregional clusters. Economyofregion, 4, 123-133.
- Растворцева С.Н., Куга Я. Т. Региональная специализация и географическая концентрация промышленности в России [Regional 'naya specializaciya i geograficheskaya koncentraciyapromyshlennosti vRossii] // Экономика. Информатика [Ekonomika. Informatika]. 2012. №13-1(132). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalnaya-spetsializatsiya-i-geograficheskaya-kontsentratsiya-promyshlennosti-v-rossii-1 (дата о бращения: 20.06.2021).
- Herfindahl, O.C. (1950). Concentration in the steel industry.
- Hirschman, A.O. (1945). National power and the structure offoreign trade, berkeley and los angeles, University of california press.