"Тени забытых предков" - к родословной Эльтерес-Кагана и его братьев

Бесплатный доступ

Родословная известных деятелей начала Второго Восточнотюркского каганата - Эльтерес-кагана и его братьев Мочжо и Дусифу - имела существенный пробел: не были известны их отец и дед. Тщательно рассмотрев данные общеизвестных публикаций раннесредневековых китайских хроник, а также рунической и китайской надписей на стеле Кюль-тегина, автор установил, что дедом этих братьев был Шиби-каган, правивший в конце Первого Восточнотюркского каганата, а отцом - его старший сын Кутлуг-эркин. Таким образом, генеалогия тюркских каганов из рода Ашина получила непрерывную линию преемственности на протяжении VI-VIII вв.

Родословная, каган, центральноазиатские тюрки, восточнотюркский каганат, китайские письменные источники, род ашина, род ашидэ

Короткий адрес: https://sciup.org/143163957

IDR: 143163957

Текст научной статьи "Тени забытых предков" - к родословной Эльтерес-Кагана и его братьев

История каганского правления восточных тюрок рода Ашина (阿史那) на протяжении 240 лет (с 535 по 745 г.) прослеживается в виде непрерывной линии наследования от отца к сыну, и только в нескольких случаях трон переходил к племяннику или брату правителя. При этом обязательным условием избрания на престол являлась «чистота крови» претендента, определяемая по правилу: отец Ашина + мать Ашина или отец Ашина + мать Ашидэ (последнее сочетание иногда называют отцовской и материнской фратриями). Род Ашидэ ( 阿史德) был вторым по значимости после Ашина в древнетюркской номенклатуре фамилий, но его представители в описываемое время ни разу (!) не делали попытки завладеть тюркским троном. Два самых известных примера насильственного захвата власти в каганате принадлежат принцам-полукровкам, рожденным от отцов Ашина матерями из каких-то других (не Ашидэ) родов, и оба они сопровождались кровавой междоусобицей.

Первой такой попыткой является история побочного сына Мухань-кагана1 (правил с 553 по апрель 572 г.) по прозвищу Далобянь. Согласно комментарию Лю Маоцая: «Далобянь обозначало “винный сосуд”: “Weinbehälter”; он напоминал цзюэ (трехногий сосуд для вина), такой же пузатый и низкий, как он, и, таким образом (носитель) [прозвища], выглядел наподобие этого сосуда» ( Liu Mau-tsai , 1958. II. S. 498. Anm. 49). В начале 580-х гг. он затеял, по словам Л. Н. Гумилева, «Великую распрю» в едином до этого Тюркском каганате ( Гумилев , 1961), в результате которой тот разделился на Восточный и Западный каганаты, а сам бунтарь в 587 г. погиб.

Вторым незаконным искателем трона был Кутлуг-ябгу – сын Эльтерес-кагана (правил в 682–693 гг.) от наложницы, единокровный (по отцу) брат Бильге-кагана и Кюль-тегина. В 741 г. он в борьбе за власть жестоко расправился с царственными племянниками, сыновьями Бильге: убил законного кагана Тенгри (правил с 738 по июль 741 г.), затем, под видом соблюдения «законности», одного за другим посадил на престол и также убил еще двух его сыновей, после чего в конце этого года воцарился сам. В августе 742 г. Кутлуг был убит в битве с войском коалиции уйгуров, карлуков и басмылов, а угасающим Восточнотюркским каганатом правили уже его сыновья Озмыш (742–744 гг.) и Баймэй (744–745 гг.).

Непрерывная генеалогическая линия восточнотюркских каганов Ашина имела два пробела – не были известны деды и отцы Эльтерес-кагана и Чеби-ка-гана. К сожалению, поиски предков Чеби ( кит . Цзюйби) не привели к положительному результату, зато Эльтерес и его братья Мочжо (Капаган-каган) и Дуси-фу (Элетмиш-ябгу) наконец-то «обрели» своих родителей, поисками которых, насколько мне известно, ранее никто не занимался.

Вот что пишут о происхождении Эльтереса, до-тронным именем которого было Кутлуг ( кит . Гудолу 骨咄禄 ), обе танские истории: «Гудулу был дальним родственником2 Сели [каган с января 621 по 630 г.] и также происходил из рода Ашина. Его дед изначально был вождем Шэли Юаньин, [и исполнял должность] дуду (военного губернатора) Юньчжуна 3 на правом [западном] (крыле)

в (духуфу) Шаньюй. Сам он [Гудулу] был наследственным [после деда и отца] тутуньчо [ др.тюрк. тудун-чор]» (ЦТШ, 194А, 10а; СТШ, 215А, 10а; Liu Mau-tsai , Op. cit., I, Ѕ 158, 212; II, Ѕ. 590, Anm. 828; Иакинф ( Бичурин ), 1950, I. С. 266; Малявкин , 1981. С. 78–79, ком. 21).

На основании этих данных С. Г. Кляшторный пришел к ошибочному выводу, что Кутлуг «принадлежал к боковой (?! – В. В .) ветви каганской династии, провозгласил себя каганом возрожденного “эля тюркского народа” и принял тронное имя Эльтэриш-каган в 682 г.» ( Кляшторный , 1980. С. 98). Таким образом, «китайские источники сообщают, что титул тутуньчжо (Tudun čor) или тутунь (Tudun) передавался в роду Кутлуга по наследству. Надпись Тоньюкука указывает, однако, что Гудулу до принятия титула Ильтериш-кагана занимал положение шада» (СТШ, 215А, 10а; Мори , 1976. С. 288, прим. 15; Liu Mau-tsai , Op. cit. II. Ѕ. 591. Anm. 829), что вовсе не противоречит одно другому.

Итак, фамильная родословная Эльтереса упоминает только двух его старших родственников – некоего «деда» и «Сели» (схема 1).

«Дед» Сели-каган

Ашина Куглуг (Эльтерес)

Из тех же танских историй известно, что Сели – это третий сын Кижинь-кагана (правил с января 600 по декабрь 608 г.) и матери из рода Ашина по имени Дуцзи, а его старшим братом был Шиби-каган (правил с декабря 608 по март 619 г.). С весьма подробной биографией Шиби-кагана можно ознакомиться в трудах Н. Я. Бичурина и Лю Маоцая, где упоминаются его старший сын Кутлуг и младшие – Шибоби (будущий малый каган Тули) и Цзэшэшуай (схема 2), а большая китайская надпись на стеле Кюль-тегина сохранила один из его титулов – Идимишифу ( 伊地米施匐 ) ( Васильев , 1897. С. 6).

Кижинь-каган

Шиби-каган Сели-каган

(Идимишифу)

Кутлуг Шибоби Цзэшэшуай

Следует отметить, что авторы танских историй запутались в родословных вышеупомянутых лиц и датах. В них говорится о вожде тюркского племени шэли по фамилии Юаньинь, который принадлежал к роду Ашидэ, тогда как Шиби и Эльтерес происходили из рода Ашина. Скорее всего, начало цитированного предложения должно было звучать: «Его дед изначально [т. е. в начале своей карьеры] был под начальством шэлиского вождя Юаньина» и только позже стал военным губернатором ( кит . дуду, тюрк . тутук, тутунь) округа Юньчжун.

В китайских письменных источниках сын Шиби-кагана Кутлуг впервые упоминается под 618 годом. В 5-м и 8-м месяцах (в июне и сентябре) этого года каган дважды отправлял посольства в Чанъань с дарами императору Гао-цзу, и во главе обоих стоял его юный первенец – тегин Кутлуг. Тем самым каган старался подчеркнуть искреннее намерение заключить дружественные отношения с только что появившейся на свет при его активном участии империей Тан. «Император угощал его [принца] в тронной [зале дворца] Тайцзидянь; посланник при полной музыке посажен на престоле подле императора» (ЦТШ, 194А, 1а; Иакинф ( Бичурин ), 1828, I. С. 246; II. С. 116; Грумм-Гржимайло , 1926. С. 242; Liu Mau-tsai , 1958. I. Ѕ. 133; Кюнер , 1961. С. 183). Для гостей «исполнили музыку “девяти родов”»4; «император подарил [каждому] в зависимости от их рангов парчу (цзинь), пестрый шелк (цай), холсты (бу) и тонкий шелк (цзюань)» ( Liu Mau-tsai , 1958. I. Ѕ. 133, 182, 420). «Все получили назначения» ( Кюнер , 1961. С. 328).

В конце марта 619 г. Шиби-каган умер. Дальнейшие 20 лет жизни его сына Кутлуга в письменных источниках отражения не нашли.

В мае 630 г. правивший после Шиби-кагана его брат Сели-каган со всей семьей был схвачен войсками императора Тай-цзуна, оставлен доживать свой век в почетном плену в Чанъане, а его государство – Первый Восточнотюркский каганат – прекратило свое существование. «Тюркские правители сложили свои тюркские имена и, приняв титулы правителей народа табгач [китайцев], подчинились кагану народа табгач [императору Тай-цзуну]» КТб, 7; Малов , 1951. С. 37).

Под 630 годом «в ЦТШ (194А, 10а) говорится, что [сын Шиби – Кутлуг ] отец [своего сына ] Кутлуга [будущего Эльтереса] был вождем [племени Аши-на?] и находился в подчинении у [вождя племени] Шэли» ( Малявкин , 1981. С. 78–79, ком. 21). «Об отце Гудулу [сына] пишет [также энциклопедия] “Тун-дянь” (198, 1б) и указывает его титул дуду-вэй (офицер военного губернаторства… Однако СТШ (215А, 10а) сообщает, что сам Гудулу [отец] был вождем под [начальством] Шэли Юаньина» ( Liu Mau-tsai , 1958. II. Ѕ. 590. Anm. 828).

После поражения страна Сели в пределах современной Внутренней Монголии была разделена на два наместничества (дудуфу) – Динсян (в Ордосе) и Юньчжун (от северной Шаньси до Иньшаня), при этом административный центр последнего находился в городе Датун (ныне Хух-Хото) ( Малявкин , 1981. С. 92, ком. 35; С. 77, ком. 18; 1989. С. 16). Правителем (тутуком / дуду) наместничества Юньчжун, с правом передачи этой должности по наследству, был назначен «родственник» Сели-кагана – шэлиский князь Юаньин5 ( Малявкин , 1981. С. 78–79, ком. 21; 1989. С. 12, 45), а Кутлуг-отец в начале 630-х гг. был всего лишь офицером танской армии, базировавшейся в Юньчжуне. Скорее всего, после смерти Ашидэ Юаньина (дата неизвестна) он был назначен эркином (в других переводах – кигинь, сецзинь; кит . цыши) малого округа Шэли, и примерно в 660-х гг. эта должность по наследству перешла к его сыну Кутлугу (будущему Эльтересу).

Точная дата смерти эркина Кутлуга-отца тоже неизвестна. Китайская надпись на стеле Кюль-тегина гласит, что « его прадед Идимишифу [ Шиби-ка-ган ], собрав (оказав) сугубые доблести пред высшим (небом?), тело свое мог довести до конца (умер обычной смертью). Дед Гудулу-сыгинь [ Кутлуг-эркин ] действовал по глубокой гуманности к низшим…» (пер. В. П. Васильева); «дед Гутулу-кигинь совершал великие подвиги человеколюбия…» ( Попов , 1894); «…и не благодаря ли глубокому человеколюбию вашего деда Гутулу-сецзиня по отношению к низшим…» (пер. П. С. Попова см.: Гейкель , 1891) мог появиться на свет столь же человеколюбивый отец Кюль-тегина – Эльтерес-каган ?

О предках братьев Эльтереса, одного из которых звали Мочжо (т. е. Мо-чур), а другого Дусифу (т. е. Дуси-бег), письменные источники умалчивают. У Мочжо (будущего Капаган-кагана; правил с лета? 693 по июль 716 г.) была дочь Сяньли Бильгя, которая после поражения ее мужа Хоба Шишиби (Ашидэ Мими) под Бешбалыком в 714 г. была вынуждена бежать с ним в Китай, получила там титул Цзиньшань-царевны и умерла в Чанъане. Из эпитафии на ее могиле, случайно найденной еще в начале XIX в., «мы также узнаем, что отец принцессы, упоминаемый здесь как Гудулу (= Кутлуг) Мочо-каган, был каганом тридцати племен. [Но] в начале своей карьеры отец принцессы руководил левым [восточным] крылом империи6, “девять фамилий” (цзюсин) [токуз-огузов] находились тогда под его управлением» (ЦТШ, 194А, 7а; Liu Mau-tsai , 1958. I. Ѕ. 430).

В результате отчаянно смелой борьбы тюрок за восстановление независимости в начале 680-х гг., возглавляемой представителями родов Ашина и Ашидэ, Кут-луг-сын становится во главе Второго Восточнотюркского каганата под тронным именем-титулом Эльтерес-каган. Получив в 682 г. власть, он «из младших своих братьев дал Мочжо достоинство Ша[шад], а Дусифу достоинство Шеху[ябгу]» ( Иакинф ( Бичурин ), 1950. I. С. 266). Восточным, тёлисским, крылом каганата стал управлять его младший единокровный (по отцу) брат Дусифу (Элетмиш-ябгу), а западным, тардушским, крылом – средний родной брат Мочжо-шад.

Так началась новая история государства центральноазиатских тюрок – прямых потомков Шиби-кагана и его сына Кутлуга (схема 3).

Кижинь-каган

(Жаньгань)

Ш иби-каган       Сели-каган

(Ашина Дучжи)    (Ашина Дуби)

Кутлуг-отец Шибоби Цзэшэшуай

Кутлуг-сын Мочжо       Дусифу

(Эльтерес-каган) (Капаган-каган) (Элетмиш-ябгу)

f-----------1

Могилянь Кюль-тегин

(Бильге-каган)

Список литературы "Тени забытых предков" - к родословной Эльтерес-Кагана и его братьев

  • Васильев В. П., 1897. Китайские надписи на Орхонских памятниках в Кошо-Цайдаме и Карабалгасуне. СПб.: Тип. Имп. Акад. наук. 36 с. (Сборник трудов Орхонской экспедиции; вып. III.)
  • Гейкель А., 1891. Надписи долины Орхона. Памятник покойному Цюэтэлэ/пер. П. С. Попова)//Восточное обозрение. Иркутск. № 13 (24 марта). С. 7-8.
  • Грумм-Гржимайло Г. Е., 1926. Западная Монголия и Урянхайский край. Т. 2: Исторический очерк этих стран в связи с историей Средней Азии. Л.: Изд. Ученого комитета Монгольской Народной Республики. 906 с.
  • Гумилев Л. Н., 1959. Удельно-лествичная система у тюрок в VI-VIII веках (К вопросу о ранних формах государственности)//СЭ. № 3. С. 11-25.
  • Гумилев Л. Н., 1961. Великая распря в Первом Тюркском каганате в свете византийских источников//Византийский временник. Т. XX. С. 75-89.
  • Иакинф (Бичурин Н. Я.), 1828. Записки о Монголии, сочиненные монахом Иакинфом. Т. I-II. СПб.: Тип. Карла Крайя. 569 с.
  • Иакинф (Бичурин Н. Я.), 1950. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. I. М.; Л.: Изд-во АН СССР. 382 с.
  • История Монгольской Народной Республики. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Наука, 1967. 537 с.
  • Кляшторный С. Г., 1980. Древнетюркская надпись на каменном изваянии из Чойрэна//Страны и народы Востока. Вып. XXII. М.: Восточная литература. С. 90-102.
  • Кляшторный С. Г., 1985. Генеалогия и хронология западнотюркских и тюргешских каганов VI-VIII в.//Из истории дореволюционного Киргизстана. Фрунзе: Илим. С. 164-160.
  • Кюнер Н. В., 1961. Китайские известия о народах Южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока. М.: Изд-во восточной литературы. 390 с.
  • Малов С. Е., 1951. Памятники древнетюркской письменности: Тексты и исследования. М.; Л.: Изд-во АН СССР. 116 с.
  • Малявкин А. Г., 1981. Историческая география Центральной Азии (материалы и исследования)/Отв. ред. Ю. М. Бутин. Новосибирск: Наука. 336 с.
  • Малявкин А. Г., 1989. Танские хроники о государствах Центральной Азии: Тексты и исследования. Новосибирск: Наука. 432 с.
  • Мори М., 1976. Бёгю-каган и Поцзюй//Turcologica: К 70-летию академика А. Н. Кононова/Отв. ред.: С. Г. Кляшторный, Ю. А. Петросян, Э. Р. Тенишев. Л.: Наука. С. 284-290.
  • Попов П. С., 1894. Замечание по поводу нового перевода надписи на памятнике Цюе-тегиню//Записки Императорской Академии Наук. СПб. Т. 75, кн. I. С. 1-4. (Отд. отт.)
  • Толстов С. П., 1948. Древний Хорезм. Опыт историко-археологического исследования. М.: Изд. МГУ. 352 с.
  • Chavannes E., 1903. Documents sur les Tou-kiue (Turcs) Оccidentaux. St. Pétersbourg. 378 p. (Сборник трудов Орхонской экспедиции; вып. VI.)
  • Liu Mau-tsai, 1958. Die chinesischen Nachrichten zur Geschichte der Ost-Türken (T’u-küe). Bd. I-II. Wiesbaden: Otto Harrassowitz. 831 S. (Göttingen Asiatischer Forschungen; Bd. 10.)
Еще
Статья научная