Теологическая концепция власти и привилегий императора и патриарха в Византийском государстве по Исагоге (879-886 гг.)
Автор: Маркович Константин Георгиевич
Журнал: Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии @theology-spbda
Рубрика: Теоретическая теология
Статья в выпуске: 2 (18), 2023 года.
Бесплатный доступ
В правление основателя македонской династии императора Василия I (867-886) была предпринята реформа государственного законодательства, целью которой декларировалось «очищение» древних законов (Άνακάθαρσις τῶν παλαιῶν νόμων), их систематизация и перевод с латинского на греческий язык. В ходе этой реформы в промежуток между 879 и 886 гг. был составлен юридический компендиум, получивший название Исагога (Эпанагога). Ее непосредственным составителем и автором является свт. Фотий, патриарх Константинопольский. В ее вводной части (προοίμιον) содержатся оригинальные богословские идеи о божественном происхождении государственного законодательства и обоснование принципа верховенства закона. Во II титуле (главе) определяются обязанности и полномочия Императора. В III титуле - обязанности, полномочия и привилегии Патриарха Константинопольского. Исагога была отвергнута сыном и преемником Василия императором Львом VI Мудрым. Тем не менее, II и III титулы Исагоги в 1335 г. были включены в состав Алфавитной Синтагмы - канонического сборника, автором которого был иеромонах Матфей Властарь. С тех пор эти тексты воспринимаются как действительные нормы церковного права. В статье показана ошибочность такой точки зрения. Свт. Фотий пытался провести в жизнь принципы, которые были не свойственны византийской правовой традиции - подчинения Императора писаному закону, строгое разделение духовной и гражданской властей, равенство Императора и Патриарха в государственном иерархическом строе. Поэтому эти тексты следует рассматривать как выражение личных богословских и общественно-политических взглядов патриарха Фотия. Именно с этой точки зрения они представляют немалый интерес для научного анализа.
Исагога, очищение древних законов, свт. фотий, патриарх константинопольский, римское право, законы византийской империи, македонская династия, принцип верховенства закона, симфония государства и церкви, император и патриарх
Короткий адрес: https://sciup.org/140299855
IDR: 140299855 | DOI: 10.47132/2541-9587_2023_2_67
Список литературы Теологическая концепция власти и привилегий императора и патриарха в Византийском государстве по Исагоге (879-886 гг.)
- Codex Theodosianus // Böcking E. Corpus juris romani antejustiniani. Bonn, 1841.
- Constantine Porphyrogennetos. The Book of Ceremonies. English/Greek bilingual edition. Vol. II. Canberra, 2012.
- Denzinger H. Enchiridion symbolorum definitiorum et declarationum de rebus fidei et morum. 43 ed. San Francisco, 2012.
- Ecloga legumi Leoni et Constantini; Epanagoge Basilii, Leonis et Alexandri // Zahariae von Lingenthal C.E. Collectio librorum juris graeco-romani ineditorum. Leipzig, 1852.
- Gustav Ernst Heimbach. Basilicorum Libri LX. Leipzig, 1833.
- Justinianus. Corpus juris civilis. Vol. I—III. Berlin, 1888-1895.
- Miklosich F., Mueller J. Acta et diplomata graeca medii aevi sacra et profana. Vol. II. Wien, 1862.
- Monumenta Germaniae Historica (MGH). Karolini aevi IV, t. VI. Berlin, 1925; T. VII. Berlin, 1928.
- Photius Patriarcha. Amphilochia // Patrologiae cursus completus (Series Graeca - PG) / Ed. J.-P. Migne. T. 101. Paris, 1847-1866.
- Photius Patriarcha. Epistola VIII ad Michaelem Bulgariae principem // Patrologiae cursus completus (Series Graeca - PG) / Ed. J.-P. Migne. T. 102. Paris, 1847-1866.
- PàWyç Г.А, nozXqq M. Züvxay^a xöv 9eiwv Kai iepöv Kavôvwv. T.II-V. Ä9r|vflaiv, 1852-1859.
- Basilii Magni, S. Homiliae in psalmum // Patrologiae cursus completus (Series Graeca - PG) / Ed. J.-P. Migne. T. 29. Paris, 1847-1866.
- Isidori Pelusiotae, S. Epistolae // Patrologiae cursus completus (Series Graeca — PG) / Ed. J.-P. Migne. T. 78. Paris, 1847-1866.
- Theodori Studitae, S. Epistolae // Patrologiae cursus completus (Series Graeca — PG) / Ed. J.-P. Migne. T. 99. Paris, 1847-1866.
- Апостол (Даниилидис), митр. Деркийский. Письмо Архиепископу Пражскому Михаилу от 20.02.2020 // Официальный сайт Оломоуцко-Брновской епархии Православной Церкви Чешских Земель и Словакии (на чешском яз.). URL: https:// www.ob-eparchie.cz/2020/02/28/list-z-ekumenickeho-patriarchatu-arcibiskupovi-michalovi/ (дата обращения: 02.02.2022).
- Аристотель. Политика. М., 2010.
- Бенешевич В. Н. Синагога в 50 титулов и другие юридические сборники Иоанна Схоластика. СПб., 1914.
- Евсевий Памфил. Слово василевсу Константину по случаю тридцатилетия его царствования // Его же. Сочинения. Т. 2. СПб., 1850.
- Иосиф, патриарх Московский. Кормчая Книга (1650 г.), репринтное издание. М.: Воскресение, 2011.
- Каллист I, патриарх Константинопольский. Увещание клиру г. Тернова относительно Терновского патриарха и обряда Крещения // Труды Киевской Духовной Академии. 1871. Т. I. С. 555-572.
- Кузенков П.В. Канонический статус Константинополя и его интерпретация в Византии. // Вестник ПСТГУ. Сер. 1: Богословие. Философия. Религиоведение. 2014. Вып. 3 (53). С. 25-51.
- Марк Туллий Цицерон. Диалоги: О государстве. О законах / Пер. с лат. М.: Наука, 1966. 224 с.
- Медведев И. П. Правовая культура Византийской империи. СПб.: Алетейя, 2001.
- Мейендорф И., протопресв. Византия и Московская Русь. Париж: YMCA-Press, 1990.
- Никифор Константинопольский, свт. Слово в защиту непорочной, чистой и истинной нашей христианской веры и против думающих, что мы поклоняемся идолам // Его же. Творения. Ч. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904.
- Номоканон Константинопольского патриарха Фотия с толкованиями Феодо-ра Вальсамона / Пер. В. Нарбеков. Казань, 1899.
- Острогорский Г.А. История Византийского государства. М., 2011.
- Советы и рассказы Кекавмена. Сочинение византийского полководца XI в. / Пер. Г. Г. Литаврина. М.: Наука, 1972. 743 с.
- Феодор Студит, прп. Послания. Кн. 1. М., 2003. 474 с.
- Angelov D. Imperial Ideology and Political Thought in Byzantium 1204-1330. Cambridge University Press, 2007.
- Dagron G. Emperor and Priest. The Imperial Office in Byzantium. Cambridge University Press, 2003.
- Dagron G. Lawful Society and Legitimate Power: "Evvo^o^ rco^ixeia, evvo^o^ архл // Law and Society in Ninth Century / Ed. by A. E. Laiou, D. Simon. Washington: Dumbarton Oaks, Harvard University, 1994.
- Dvornik F. Byzantium and the Roman Primacy. NY, 1966.
- Fögen M. T. Reanimation of Roman Law in Ninth Century: Remarks on Reasons and Results // Byzantium in the Ninth Century: Dead or Alive? Papers from the Thirtieth Spring Symposium of Byzantine Studies, Birmingham, March 1996. Aldershot, 1998. P. 11-22.
- Hunger H. Die hochsprachliche profane Literatur der Byzantiner. Bd. II. München, 1978.
- John P. Anton. The Aristotelianism of Photius's Philosophical Theology // Aristotle in Late Antiquity / Ed. by L. P. Schrenk. Washington: The Catholic University of America Press, 1994. P. 158-183.
- Joseph A. G., Cardinal Hergenroether. Photius: Patriarch von Konstantinopel. II Teil. Regensburg, Darmstadt, 1966.
- Kaldellis A. The Byzantine Republic. People and Power in New Rome. Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press, 2015.
- Scharf J. Photios und Epanagogue // Byzantinische Zeitschrift. Vol. 49. München, 1956.
- Schminck A. Studien zu mittelbyzantinischen Rechtsbüchern. Frankfurt am Main, 1986.
- Schulz F. History of Roman Legal Science. Oxford, 1946.
- Troianos S. Byzantine Canon Law to 1100 // The History of Byzantine and Eastern Canon Law to 1500 / Ed. by W. Hartmann, K. Pennington. Washington, 2012. P. 115-169.
- Troianos S. Die Quellen des byzantinischen Rechts. Berlin: De Gruyter, 2017. 426 s.
- Zahariae von Lingenthal C.E. Geschichte des Griechisch-Römischen Rechts. Berlin, 1892.