Теоретические подходы к определению понятия «гражданство» в сфере конституционного права Российской Федерации
Автор: Давудова Джамиля Камильевна
Журнал: Вестник Московского государственного университета культуры и искусств @vestnik-mguki
Рубрика: Культура как этап эволюции биологической жизни
Статья в выпуске: 4 (54), 2013 года.
Бесплатный доступ
Статья раскрывает актуальность темы гражданства в современном мире и теории конституционного права. В статье раскрыт вопрос о том, какое место в системе конституционного права занимает гражданство, всесторонне исследованы подходы к определению понятия «гражданство» и выявлены причины отсутствия единого подхода к нему.
Теоретические подходы, определение, понятие, гражданство, сфера, конституционное право, российская федерация
Короткий адрес: https://sciup.org/14489567
IDR: 14489567
Текст научной статьи Теоретические подходы к определению понятия «гражданство» в сфере конституционного права Российской Федерации
Право человека на гражданство является одним из важнейших неотъемлемых прав, основой правового положения личности как внутри любого государства, так и в международном общении. Оно провозглашено еще Всеобщей декларацией прав человека 1948 года: «Каждый человек имеет право на гражданство» (статья 15).
Известно, что идея гражданства тесно связана с идеями равенства и народного суверенитета. Поэтому в Конституции Российской Федерации 1993 года и Конституциях ряда других стран вопросы гражданства закреплены в первой главе, посвященной основам конституционного строя. Здесь необходимо согласиться с А. П. Любимовым, утверждающим, что права и свободы человека и гражданина не могут быть просто установлены законодательством, а должны признаваться, гарантироваться и защищаться государством как существующие, что и закреплено в статье 2, части 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации [10].
Институт гражданства является объектом многочисленных научных исследований. Однако, несмотря на обилие научных и политических исследований, посвященных различным аспектам проблем гражданства, утверждать о наличии в современном обществе согласованных и общепризнанных точек зрения на институт гражданства не приходится. Скорее наоборот, обилие концепций, взглядов и подходов приводит к неоднозначности понимания института гражданства.
В теории конституционного права сложился такой подход к определению места гражданства в системе конституционного права как отрасли, в соответствии с которым гражданство считается отдельным, самостоятельным институтом. Так, О. Е. Кутафин выделяет в системе конституционного права следующие институты: основы конституционного строя; гражданство; правовой статус человека и гражданина; федеративное устройство; избирательное право; органы государственной власти; местное самоуправление [8, с. 444]. Так же определено место гражданства в системе конституционного права в работах С. А. Авакьяна [2, с. 93] и др. видных ученых в сфере конституционного права.
Но не так однозначен подход к определению понятия гражданства. Гражданство как политико-правовое явление трудно поддается однозначному определению в связи с многогранностью его проявлений, функциональных и юридических свойств [3, с. 7—8]. Так, С. С. Кишкин, автор первого монографического исследования о советском гражданстве, касаясь понятия гражданства, писал: «Очень трудно дать более или менее удовлетворительное не только определение, но хотя бы даже описание понятия гражданства. Понятие это юридически представляется весьма трудно уловимым» [6, с. 4].
Одним из первых сложность этого явления отметил Аристотель, когда предпринял попытку теоретического осмысления понятий «гражданин» и «гражданство». Однако, по мнению некоторых авторов, гражданство — сравнительно новый институт, возникший в эпоху первых буржуазных революций и становления первых буржуазных государств. Его не знали ни рабовладельческие, ни феодальные государства [11, с. 72].
С. В. Черниченко в книге «Международноправовые вопросы гражданства» называет три основные причины, которые не позволяли прийти к единому мнению по ряду теоретических проблем гражданства [18, с. 8]. Первая причина — отсутствие единого, общепринятого термина, означающего гражданство, и, как следствие, деление понятия гражданства на международно-правовое и внутригосударственное. Вторая причина — расхождение мнений западных юристов по вопросу содержания понятия гражданства. И, наконец, третья причина — различия в оценках юридической природы гражданства. В основном, это спор о том, является ли гражданство правовым статусом лица или же правоотношением между лицом и государством.
Таким образом, определение понятия гражданства, его содержания — сложная и важная научная проблема, требующая своего разрешения.
Возможны два основных методологических подхода к формированию теории гражданства в правовой науке [13]. Первый — его исследование как публично-правовой категории, государствообразующего феномена, компонента признаков сущности и формы государства, а второй — учет того, что гражданство — это категория, находящаяся на стыке публичного и частного права, неразрывно связанная с конституционноправовым статусом человека, субъективными правами.
Большинство авторов остановились на двух основных направлениях в рассмотрении гражданства — это определение гражданства в виде принадлежности лица к государству или в качестве юридической либо политико-правовой связи лица с государством.
Первой точки зрения придерживаются Д. А. Гайдуков, А. И. Лепешкин, Н. Т. Самар-цева, И. Е. Фарбер, Б. В. Щетинин [5, c. 6; 9, c. 18; 15, c. 18; 17, c. 166; 20, c. 173]. Именно понимание гражданства как принадлежности лица к государству можно встретить во многих учебниках по советскому государственному праву. Однако большинство ученых отвергает такое понимание гражданства, поскольку оно отражает как бы зависимость лица от государства. Действительно, гражданство не делает человека «придатком» государства, не создает абсолютной подчиненности государству [2, с. 596].
Второй точки зрения на гражданство придерживаются С. А. Авакьян, Е. И. Козлова, А. В. Мицкевич, В. В. Полянский, Г. И. Тункин, В. С. Шевцов, С. В. Черниченко [1, c. 5; 12, c. 16; 7, c. 163; 16; 19, c. 5; 18, c. 4—8]. Связь между физическим лицом и государством специфическая, так как выражается в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Целью этой связи является распространение всей полноты государственной власти на человека и обладание всем комплексом прав и обязанностей. Обладание гражданством влечет за собой, во-первых, постоянное и полное нахождение лица под воздействием суверенной государственной власти, а во-вторых, наделение его всей полнотой прав и обязанностей, в том числе важнейших — политических. Можно сказать, что одним из наиболее важных право- вых последствий, вытекающих из факта обладания гражданством, является конституционная возможность участия гражданина в осуществлении государственной власти. Гражданин вправе влиять на ее осуществление, а также принимать непосредственное участие (избирать и быть избранным во все органы данного государства). Исходя из вышесказанного, можно отнести гражданство к одному из основных признаков государства [4, c. 43—44].
Связь между гражданином и государством не ограничивается пространственными пределами государства и является бессрочной, то есть устойчивой в пространстве и во времени. Поэтому некоторые ученые-юристы считают необходимым определять гражданство как устойчивую правовую связь лица с государством, определяющую правовое положение гражданина в государстве «как подлинно свободного и равноправного гражданина» и влекущую за собой защиту государством его прав и законных интересов за границей в дипломатическом порядке и в других установленных в межгосударственном общении формах [18, c. 24].
Как следует из всех приведенных выше определений, понятие «гражданство» не может существовать в отрыве от понятия «государство». Очевидно, что с распадом государства исчезает и гражданство этого государства. Само же гражданство служит связующим звеном, с одной стороны, между индивидами и государством, а с другой — между отдельными индивидами, являющимися согражданами.