Теоретико-игровая модель взаимодействия участников процесса создания онлайн-курсов в университете
Автор: Филатов Д.В., Терлыга Н.Г., Шульгин Д.Б., Баглаева Е.М.
Журнал: Университетское управление: практика и анализ @umj-ru
Рубрика: Управление исследованиями и инновациями
Статья в выпуске: 4 т.26, 2022 года.
Бесплатный доступ
Активное развитие рынка цифровых образовательных ресурсов и, в частности, онлайн-курсов (ОК), используемых в системе высшего образования, определяет актуальность проблемы повышения конкурентоспособности ОК как рыночных продуктов. Значимую роль в создании качественных конкурентоспособных ОК играет организационно-правовая система взаимодействия между авторами и университетом. Данная статья посвящена разработке теоретико-игровой модели взаимодействия между участниками процесса создания ОК, позволяющей выявить оптимальные (взаимовыгодные) варианты и условия партнерского взаимодействия авторов ОК и университета. Для представления этого взаимодействия в терминах теории игр проанализированы особенности создания ОК и рассмотрены подходы к применению теории игр в инновационной сфере. Впервые предложена математическая игровая модель типовой ситуации создания и коммерциализации ОК с участием университета и автора - университетского работника. Представленная типовая ситуация создания и коммерциализации ОК классифицирована как динамическая, конечная, парная, неантагонистическая, некооперативная игра с полной совершенной информацией. Методом обратной индукции было найдено равновесие Нэша, совершенное на подыграх, и определен профиль оптимальных стратегий. Анализ решения выявил условия, при которых оптимальным оказывается партнерское взаимодействие авторов онлайн-курсов и университета. Полученные результаты могут быть использованы университетом в качестве инструмента для обоснования и формирования стратегии взаимовыгодного сотрудничества с авторами ОК, позволят находить или усовершенствовать формы этого взаимодействия.
Университет, автор, онлайн-курс, интеллектуальная собственность, коммерциализация
Короткий адрес: https://sciup.org/142237500
IDR: 142237500 | DOI: 10.15826/umpa.2022.04.031
Список литературы Теоретико-игровая модель взаимодействия участников процесса создания онлайн-курсов в университете
- Кобзева Н. И., Кобзева М. А. Массовый открытый онлайн-курс в системе электронного обучения // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием), Оренбург, 25-27 января 2021 года. Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2021. С. 4236-4244.
- Овчинникова Н. Э., Лазаренко Д. Г. Анализ концептуальных теоретических подходов к проблеме организации трансфера технологий в зарубежных университетах // Университетское управление: практика и анализ. 2021. Т. 25, № 1. С. 62-82. https://doi.org/10.15826/umpa.2021.01.005.
- Григорьев В. Ю., Ломтева Е. В. Готовность системы профессионального образования к обучению в режиме онлайн // Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. 2021. Т. 1, № 55. С. 43-53. https://doi.org/10.25688/2072-9014.2021.55.1.04.EDNLGOKFR.
- Ризаева Э. Н., Шульгин Д. Б. Управление интеллектуальной собственностью при создании образовательных онлайн-курсов в университетах // Интеллектуальная собственность и инновации: материалы X международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 26 апреля 2018 года / ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина». Екатеринбург: Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2018. С. 188-194.
- Радаев В. В. Переход к онлайн-образованию в условиях пандемии: первые итоги // Университетское управление: практика и анализ. 2022. Т. 26, № 1. С. 617. https://doi.org/10.15826/umpa.2022.01.001.
- Боцоева А. В., Галкин В. Н., Титоренко М. Ф. О проблемах и перспективах перехода на формат онлайн-обучения в высшей школе: контекст рисков и возможностей // Проблемы современного педагогического образования. 2020. Т. 67, № 4. С. 47-51.
- Боцоева А. В., Иваненко Т. А., Чупрова А. А. Этапы и технологии разработки авторского онлайн-курса в контексте методологической проблематики современного высшего образования // Проблемы современного педагогического образования. 2022. Т. 74, № 3. С. 40-43.
- Рогожина Т. С. Методология создания образовательного онлайн-курса: от идеи до воплощения // Мир науки, культуры и образования. 2021. № 2 (87). С. 90-93. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologiya-sozdaniya-obrazovatelnogo-onlayn-kursa-otidei-do-voploscheniya (дата обращения: 02.08.2022).
- Кулешова О. А., Сидорова О. А. Образовательный онлайн курс как предмет интеллектуальной собственности // Информационные технологии в образовательном процессе вуза и школы: Материалы ХV Всероссийской научно-практической конференции, Воронеж, 24 марта 2021 года. Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2021. С. 258-261.
- Васин А. А. Эволюционная теория игр и экономика. Часть 1. Принципы оптимальности и модели динамики поведения // Журнал Новой экономической ассоциации. 2009. № 34. С. 10-27.
- Дубина И. Н. Зарубежные исследования в области теоретико-игрового анализа инноваций // Проблемы управления. 2010. № 4. С. 211.
- Новиков Д. А., Иващенко А. А. Модели и методы организационного управления инновационным развитием фирмы. Москва: Ленанд, 2006. 336 с.
- Yang H.-L., Wu T. C. T. Knowledge sharing in an organization // Technological Forecasting and Social Change. 2008. Vol. 75. P. 1128-1156.
- Монте К. Теория игр и стратегическое поведение // Панорама экономической мысли конца XX столетия / Под ред. Д. Гринэуэя, М. Блини, И. Стюарта. В 2-х т. СПб.: Экономическая школа, 2002. Т. 1. С. 416-444.
- Fudenberg D., Tirole J. Game Theory. Cambridge, Massachusetts: MIT Press, 1991. 604 p.
- Лопатников Л. И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. М.: Дело, 2003. 519 с.
- Петросян Л. А., Зенкевич Н. А. Теория игр и социально-экономическое поведение // Экономическая школа. Аналитическое приложение. 2002. Т. 1, № 1. С. 119-131.
- De Angelis V., Buccafurri F. A Game Theory-Based Approach to Discourage Fake Reviews // Procedia Computer Science. 2021. Vol. 192. P. 427-436.