Теоретико-методологические основания культурфилософского исследования феномена военной культуры
Автор: Иванов Владимир Николаевич
Журнал: Общество: философия, история, культура @society-phc
Рубрика: Философия
Статья в выпуске: 9, 2022 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена выявлению теоретических и методологических оснований изучения феномена военной культуры с философских позиций. В работе показано, что в культурфилософском знании он исследован недостаточно. Анализ литературы, в которой рассматриваются отдельные аспекты военной культуры, показал, что среди ученых нет единого мнения относительно содержательного наполнения самого концепта, артикулирующего соответствующий денотат. Этот факт многократно актуализирует необходимость изучения феномена военной культуры как для научного знания в целом, так и для философии культуры в частности. В статье предлагается авторское понимание сущности военной культуры с опорой на предшествующий потенциал исследований данного вопроса. В методологическом отношении при культурфилософском изучении феномена военной культуры предлагается использовать принципы системного, культурологического и сравнительно-исторического подходов.
Военная культура, философия культуры, категориально-понятийный аппарат, экспликация, методология культурфилософского исследования, научные методы исследования, социокультурная трансформация
Короткий адрес: https://sciup.org/149141225
IDR: 149141225 | DOI: 10.24158/fik.2022.9.12
Текст научной статьи Теоретико-методологические основания культурфилософского исследования феномена военной культуры
Угрозы и риски, с которыми сегодня сталкивается российское общество, во многом есть порождение тех глобальных изменений, которые свершаются в общемировом масштабе. Исследователи определяют идущие процессы как социокультурную трансформацию, имея в виду ка-
чество и системный характер происходящих изменений (Ромах, 2005: 5; Тарасов, 2020: 7). Буквально во всех сферах современной социокультурной действительности можно наблюдать кардинальные преобразования (Кретов, 2022: 146; Тарасов, Крылова, 2022: 66; Фролова, 2022: 69; Tarasov et al., 2021: 2312), что только усиливает ощущение неопределённости, плюралистично-сти и релятивности окружающего мира.
Глобальные трансформации, в которые оказалась втянутой Российская Федерация, причиной своей имеют социокультурный кризис государств евроатлантической цивилизации, каковая, как отмечают исследователи, до сегодняшнего дня продолжает оставаться лидером мирового социально-экономического развития (Ромах, 2004: 9; Tarasov, 2018: 2570). Страны отмеченного региона, к каковым относятся государства Западной Европы, США, Канада и Австралия, определяют мировую повестку, задавая образцы поведения во всех сферах жизни и обозначая принципы, детерминирующие современное геополитическое устройство, предлагаемое остальному человечеству. В сложившихся условиях любая попытка изменить мировой порядок воспринимается евроатлантическим центром как стремление сломать нечто незыблемое, навсегда установленное для каркаса мировой цивилизации. На этом фоне постепенно о себе заявляют новые центры, в перспективе способные образовать систему многополярного мира на планете. В этой связи совершенно справедливо, на наш взгляд, говорить не только о социокультурной трансформации в странах евроатлантической цивилизации, но и о процессах геополитических преобразований, охватывающих весь мир и меняющих расстановку сил на земном шаре.
Отмеченные процессы заметно актуализируют исследование различных проблем, обуславливающих безопасность государства. В культурфилософском знании к числу таковых относится изучение феномена военной культуры. Заметим, что к его анализу отечественная философия и культурология обратились сравнительно недавно. Рельефно исследовательский дискурс в это направление был смещён в конце 1990-х – начале 2000-х годов. Именно в это время мы отмечаем всплеск появления работ, непосредственно или опосредованно направленных на изучение феномена военной культуры в различных аспектах: социологическом, культурологическом, философском, педагогическом и историческом. Проведённый анализ этих публикаций (Ба-жуков, 2009; Гребеньков, 2009; Данильченко, Гришина, 2022; Евсеева, 2014; Иванов, 2018; Козя-кова, 2019; Ларкин, 2014) показывает, что среди их авторов нет единства в понимании сущности рассматриваемого феномена, а, соответственно, и предлагаемые ими трактовки изобилуют избыточной множественностью, явно не работающей на достижение главного для науки результата – создание теоретически оформленного каркаса, позволяющего свести всё многообразие к общему определению. В этой связи вполне оправданными представляются методы, принципы и категориально-понятийный аппарат философии культуры.
В рамках культурфилософского исследования – с теоретических позиций – феномен военной культуры может быть рассмотрен как представленный формальной и неформальной составляющими, что отличает предмет нашего исследования от иных разновидностей культуры. Первая из указанных представлена различными уставами, достаточно подробно регламентирующими исполнение военнослужащими своих обязанностей, а также их быт. К числу таковых, например, относятся: устав внутренней службы, дисциплинарный устав, устав гарнизонной и патрульной службы, строевой устав и др.
Неформальная составляющая военной культуры лишена чёткой выраженности в документах, в том числе в уставах. Она касается быта военнослужащих, их досуга, где априори невозможно ввести формализацию и регламентацию деятельности. Типичным примером неформальной составляющей военной культуры является, например, деление военнослужащих-срочников в зависимости от срока службы («дух», «дед»).
Выявление формальной и неформальной составляющих военной культуры позволяет заключить, что в последней присутствует знаково-символический элемент, регламентирующий жизнь и деятельность её носителей.
Проанализированная нами литература в каждом конкретном случае преимущественно сосредотачивает внимание на каком-то одном её элементе – материальном или духовном. При этом заметим, что в подавляющем большинстве работ ученые рассматривают духовную составляющую, акцентируя внимание на понимании военной культуры как системы ценностей и установок, которые обеспечивают мотивацию к исполнению военного долга (Евсеева, 2014: 225; Иванов, 2018: 151; Козякова, 2019: 202; Ларкин, 2014: 28). На наш взгляд, подобный подход страдает определённым редукционизмом, нивелируя значение материальной составляющей, включающей, например, военную технику, уровень развития которой, несомненно, влияет на знания и моральный дух военнослужащих. В этой связи используемый концепт в своей культурфилософ-ской интерпретации должен содержать в предлагаемом определении как духовную, так и материальную составляющие военной культуры.
Поскольку военная культура – это результат развития материальной и духовной ее сторон, то атрибутивной характеристикой исследуемого феномена является его динамичность, т.е. способность изменяться во времени. Можно утверждать, что военная культура исторически подвижна и отражает уровень развития общества в каждый конкретный период времени.
Исходя из представленных вводных, с позиции философии культуры, на наш взгляд, можно сформулировать такое определение военной культуры: это действующая в данных условиях совокупность формальной и неформальной культур, образующаяся под влиянием духовного и материального элементов, обеспечивающих мотивацию её носителей к исполнению функции по защите данного общества от внешней угрозы.
Методологически исследование такого сложного феномена, как военная культура, должно опираться на принципы системного подхода, позволяющего раскрыть его целостность. Данный подход дает возможность выявить и глубоко проанализировать составляющие военной культуры. С культурфилософских позиций можно попытаться выстроить определённую иерархию этих элементов, что в конечном счёте будет способствовать качественному изучению интересующего нас феномена.
Военная культура как структура обладает определёнными свойствами, каковые также позволяет выявить системный подход. Применение его для изучения военной культуры позволит рассмотреть последнюю как часть, элемент целого – культуры общества, что, на наш взгляд, обесценит некогда бытовавшие споры о возможности использования конструкта «военная культура» в научном знании.
Поскольку роль духовного элемента в изучении феномена военной культуры значительна, то оправданным и эвристически перспективным представляется использование также культурологического подхода. Он позволяет выявить специфику предлагаемой военной культурой модели поведения её носителей, а также показать те проблемы, которые при этом возникают или могут возникнуть. В частности, культурологический подход эффективен при выявлении противоречий между нормами и требованиями, выдвигаемыми военной культурой, и теми реальными ценностными установками, с которыми в неё погружаются субъекты извне (например, новобранцы).
Изучению военной культуры как динамического явления призван способствовать также и сравнительно-исторический подход. Он позволяет выявить специфику феномена исследования в каждый конкретный период времени. Очевидно, что на эту специфику влияет уровень развития как материальной, так и духовной составляющих военной культуры. Использование сравнительно-исторического подхода при анализе военной культуры российского общества показывает, что это движение не всегда поступательно прогрессивное. В отдельные периоды отечественной истории оно проявляло себя волнообразно. Например, в развитии военной культуры российского общества в 1990-е годы можно выявить регрессивные тенденции.
Таким образом, изучение феномена военной культуры имеет значительный эвристический потенциал для философии культуры, а также для понимания тех процессов, которые реализуются в современном российском обществе. С позиции выявления теоретических основ этого исследования необходимо исходить из понимания военной культуры как сложного феномена, сочетающего формальную и неформальную составляющие, каждая из которых слагается из духовных и материальных оснований. Военную культуру отличает нацеленность на мотивированность военнослужащих к исполнению ими военного долга. В методологическом отношении при куль-турфилософском изучении феномена военной культуры необходимо опираться на принципы системного, культурологического и сравнительно-исторического подходов.
Список литературы Теоретико-методологические основания культурфилософского исследования феномена военной культуры
- Бажуков В.И. Антропологический подход к исследованию военной культуры: возможности и пределы // Вопросы культурологии. 2009. № 1. С. 28-32.
- Гребеньков В.Н. Методологический потенциал концепта «военная культура общества» в исторических и политических исследованиях // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2009. № 12. С. 83-89.
- Данильченко С.А., Гришина Е.С. К вопросу о понятии «военная культура» // Военная мысль. 2022. № 2. С. 146-157.
- Евсеева Л.В. Исследование феномена военная культура: культурно-антропологический подход // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2014. № 3 (86). С. 224-229.
- Иванов И.А. Военное сознание и военное мышление // Гуманитарные проблемы военного дела. 2018. № 1 (14). С. 150-154.
- Козякова А.И. Интеллектуальные компоненты военной культуры в Вооружённых силах РФ // Интеллектуальный капитал в XXI веке. Иркутск, 2019. С. 201-204.
- Кретов Д.В. Анализ метода взаимной оценки в аспекте системно-деятельностной образовательной парадигмы // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 3 (95). С. 146-149. https://doi.org/10.24158/spp.2022.3.23
- Ларкин Л.Г. Символика военной культуры в социуме // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 9 (137). С. 27-31.
- Ромах О.В. Интеллектуальный потенциал культурологии // Аналитика культурологии. 2004. № 1. С. 8-11.
- Ромах О.В. От научного редактора // Аналитика культурологии. 2005. № 1 (3). С. 5-6.
- Тарасов А.Н. Социокультурные трансформации в динамике культуры. М., 2020. 189 с.
- Тарасов А.Н., Крылова Н.В. Философские искания С.А. Есенина и современная культура // Риски и уязвимости современной социокультурной трансформации. Липецк, 2022. С. 66-69.
- Фролова Н.А. Культурообразующая функция русских религиозно-философских экспликаций (на примере творчества Льва Шестова) // Традиции и инновации в пространстве современной культуры. Липецк, 2022. С. 69-73.
- Tarasov A.N. A Philosophical Analysis of Renaissance Culture as a Sociocultural Transformation in the Continuum of European Culture // International Journal of Civil Engineering and Technology. 2018. Vol. 9, iss. 11. P. 2569-2577.
- Tarasov A.N., Belyaev D.A., Fedina N.V., Kataev D.V., Komkov A.A., Naidenova E.A. Analysis of Migration Processes in Russian Education in the Context of the Ongoing Social and Cultural Transformation // Revista on Line de Politica e Gestao Educacional. 2021. Vol. 25, iss. 3. Р. 2311-2325. https://doi.org/10.22633/rpge.v25i3.15927