Теоретико-методологические проблемы определения соотношения государственной идеологии и права
Автор: Куничкина Наталья Сергеевна
Журнал: Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право @vestnik-susu-law
Рубрика: Проблемы и вопросы теории и истории государства и права
Статья в выпуске: 28 (128), 2008 года.
Бесплатный доступ
Рассматриваются теоретико-методологические аспекты соотношения государственной идеологии и права по различным направлениям. Автор приходит к выводу о том, что соотношение норм права и идеологии определяется прежде всего тем, насколько давно та или иная идеология функционирует в качестве государственной. В государствах с развитой и давно устоявшейся идеологией нормы права не могут противоречить идеологическим постулатам и в целом закрепляют и ценности идеологии, и принципы отношения идеологии с другими и ценностными системами, и даже пропагандистские лозунги
Государственная идеология, идеологические ценности, право
Короткий адрес: https://sciup.org/147149324
IDR: 147149324
Текст обзорной статьи Теоретико-методологические проблемы определения соотношения государственной идеологии и права
Идеологические процессы, происходящие в государстве и обществе, большинством исследователей не рассматриваются в связи с процессами правотворчества, правореализа-ции и правотолкования. Такое положение доказывает тот факт, что практически во всех учебниках по теории государства и права понятие «идеология» рассматривается только в рамках категории «правосознание», в качестве уровня правосознания - правовой идеологии. В других контекстах феномен идеологии, как правило, не рассматривается.
Под идеологией государства традиционно понимается относительно систематизированная совокупность понятий, идей, представлений, которая может быть использована в целях обоснования легитимности публичной власти.
Однако современное нормативное определение права гласит, что право есть система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают государственную волю общества; издаются или санкционируются государством и охраняются от нарушений, наряду с мерами воспитания и убеждения, возможностью государственного принуждения; являются властно-официальным регулятором общественных отношений1.
Уже в данном контексте очевидно, что право тесно связано с идеологией. Идеология исповедуется государством, а право - выражение государственной воли. Логично утверждать, что тот, кто является субъектом правотворческой деятельности, обычно воплощает идеологические установки в государственной политике. Следовательно, закон в определенной мере - это юридическое выражение государственной идеологии, хотя обычно прямо об этом в демократических государствах не говорится.
Итак, идеологические установки в результате осуществления политики прямо и непосредственно закрепляются в праве. Следовательно, наличие четко сформулированной на научной основе государственной идеологии необходимо для обеспечения стабильности правовой системы, единообразной логики правотворчества, правотолкования и право-реализации. Если идеология в государстве неявная и постоянно меняющаяся, то и в праве появляются внутренние противоречия, нелогичность и т.д. Из-за этого страдает весь механизм правового регулирования, а также снижается уровень уважения права обществом, развивается правовой нигилизм.
Конституция Российской Федерации государственную идеологию запрещает (ч. 2 ст. 13), однако это не означает, что в российском государстве вообще нет никакой идеологии. Так, например, ст. 2 Конституции РФ гласит, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а указание в норме права на какую-либо ценность означает, что эта норма имеет идеологический характер.
Нормы права определенным образом зависят от идеологий, существующих в данном государстве. Такую зависимость можно определить по следующим направлениям.
Куничкина Н.С.
Идеология и правотворчество. Влияние идеологии на правотворчество чрезвычайно сильно. Нормы права должны быть адекватными существующей политической системе, иначе они просто не смогут реализовываться. Конечно, влиянию идеологии в частности и политической ситуации в целом подвержены в меньшей степени нормы частного права по сравнению с нормами публичного права, но все-таки полностью идеологически нейтральных правовых норм не существует. Влияние идеологии на правотворчество выражается в следующем.
Во-первых, идеология, выстраивая систему социальных ценностей, определяет те направления, которые требуют коррекции правового регулирования в первую очередь.
Во-вторых, идеология, особенно с развитой доктринальной основой, существенно влияет на язык любого нормативно-правового акта. Термины, используемые ранее только в философских и научных трудах, становятся юридическими и, на первый взгляд, идеологически нейтральными. «Права человека», «правовое государство», «гражданское общество» - вот примеры использования изначально идеологических терминов при написании нормативно-правового акта.
Также, например, во Франции элементом идеологии, которой является так называемое «сохранение национальной идентичности», в последнее время принят ряд нормативных актов, запрещающих использование в правотворчестве терминов, не являющихся по происхождению французскими словами. При этом объектом пересмотра и замены становятся не только термины, пришедшие из современных языков, но и термины-латинизмы, традиционно используемые при создании норм частного права в большинстве западных государств. Таким образом, вопрос терминологии, которому во многих государствах не уделяется столь пристального внимания, стал во Франции принципиальным.
Идеологические критерии необходимы там, где при создании правовой нормы требуется сравнение каких-либо явлений или действий, например, в следующих случаях.
-
1. При определении структуры нормативного акта. Так, в Конституции РФ глава «Президент Российской Федерации» находится перед главами о Федеральном Собрании и о Правительстве Российской Федерации, но после главы, посвященной правам и свободам человека и гражданина. Таким образом, не Серия «Право», выпуск 16
-
2. При построении системы санкций за правонарушения. Система ценностей, предложенная идеологией, позволяет определить, какие правонарушения являются более тяжкими по сравнению с другими и какие санкции представляются более жесткими. Конечно, состав и содержание административноправовых и уголовно-правовых санкций зависит и от традиций, сложившихся в данном обществе, и от политической обстановки, но иногда влияние именно идеологии очевидно. Так, в СССР наказание за хищение государственной собственности было строже, чем за хищение личной собственности граждан2.
-
3. Идеологическая ценностная система учитывается и при определении очередности удовлетворения каких-либо интересов. Так, ч. 1 ст. 64 ГК РФ, определяя очередность удовлетворения требований кредиторов ликвидируемого юридического лица, устанавливает: «При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности: в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда; во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности; в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды; в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами». Таким образом, гражданский закон проводит в жизнь конституционную идею о том, что права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью, так как причинение вреда жизни, здоровью, чести и достоинству человека должно быть компенсировано в первую очередь по отношению к удовлетворению интересов государственных органов.
только подчеркивается главенствующая роль высшего должностного лица государства в политической системе, но и поддерживается идея ст. 2 Конституции РФ о том, что права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью.
Идеология и правоприменение. Под правоприменением традиционно понимается дея-
Проблемы и вопросы теории и истории государства и права тельность компетентных органов по реализации правовых норм путем вынесения индивидуально-конкретных предписаний3. Зачастую политические условия, в которых норма права была создана, и условия, в которых она применяется, различаются. В результате этого процесс и результат применения нормы права может существенно отличаться от их идеальной модели, мыслимой законодателем.
Право представляет собой менее гибкую систему по сравнению с идеологией, так как меняется оно не сразу вслед за идеологией, а с небольшим запаздыванием, и вполне может сложиться ситуация, когда нормы права либо не отвечают идеологическим ценностям, либо напрямую противоречат им. При таких условиях нормы права, противоречащие идеологии, признаются недействующими полностью или в части, хотя юридических оснований для их полного или частичного неприменения нет. Постепенно нормы права, не отвечающие новым идеологическим ценностям, заменяются другими нормами либо объявляются «не имеющими механизма реализации». Из-за запаздывания процесса изменения правовой системы, по сравнению со сменой идеологии, в праве некоторое время могут содержаться нормы с разным идеологическим наполнением, вследствие чего правотворчество и правоприменение могут быть не всегда логичными.
В качестве примера можно привести ситуацию с применением советского уголовного законодательства в период и после распада СССР. Многие нормы уголовного закона не соответствовали новым идеологическим ценностям, но оснований для их неприменения все же не было. Понадобилась срочная законодательная коррекция данных норм, которая одновременно сочеталась со сложившейся практикой неприменения отдельных норм, особенно в части ответственности за совершение хозяйственных преступлений. Понятно, что одновременное существование уголовно-правового запрета на спекуляцию и развитие малого бизнеса в соответствии с ценностями рыночной экономики было невозможно. Так, В.С. Комиссаров и Т.Н. Борзенков указывают: «С 1991 года по июль
1994 года в главу «Хозяйственные преступления» Кодекса были внесены 42 изменения и дополнения. В частности, была отменена уголовная ответственность за выпуск недоброкачественной, нестандартной или некомплектной продукции, приписки и другие искажения отчетности о выполнении планов, частнопредпринимательскую деятельность и коммерческое посредничество, спекуляцию, скупку в государственных или кооперативных магазинах хлеба и других пищевых продуктов для скармливания скоту и птице, нарушение правил торговли спиртными напитками, нарушение правил торговли. В то же время новая экономическая ситуация потребовала введения уголовной ответственности за ряд общественно опасных деяний (незаконное повышение или поддержание цен, нарушение государственной дисциплины цен, сокрытие доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения, противодействие или неисполнение требований налоговой службы в целях сокрытия доходов (прибыли) или неуплаты налогов, незаконное предпринимательство и др.)»4
Таким образом, соотношение норм права и идеологии определяется прежде всего тем, насколько давно та или иная идеология функционирует в качестве государственной. В государствах с развитой и давно устоявшейся идеологией нормы права не могут противоречить идеологическим постулатам и в целом закрепляют и ценности идеологии, и принципы отношения идеологии с другими и ценностными системами, и даже пропагандистские лозунги.
Список литературы Теоретико-методологические проблемы определения соотношения государственной идеологии и права
- Теория государства и права: курс лекций/под ред.Н.И. Матузова, А.В. Малько. -М., 2000. -С. 80.
- ч. 1 ст. 89 УК РСФСР
- ч. 1 ст. 144 УК РСФСР
- Лазарев В.В., Липень СВ. Теория государства и права. -М., 2000. -С. 345.
- Комиссаров B.C., Борзенков Г.Н. Курс уголовного права. -М., 2002. -С. 67.