Теоретико-правовые аспекты принципов справедливости и равенства всех перед законом и судом как принципов юридической ответственности

Бесплатный доступ

В статье рассмотрены правовые принципы юридической ответственности, а именно принципы справедливости и принцип равенства всех перед законом и судом. Данные принципы проявляются в нормативном выражении и применяются посредством юридических регуляторов, отображаясь в основном законе страны и нормативных правовых актах. Авторы прослеживают тесную связь принципов справедливости и равенства всех перед законом и судом, которая заключается в том, что, с одной стороны, справедливость определяет содержание принципа равенства всех перед законом и судом, а с другой - равенство всех перед законом и судом является условием реализации принципа справедливости. В статье анализируется законодательство Российской Федерации, устанавливается путь инкорпорации принципа справедливости в принцип равенства всех перед законом и судом. Также отмечается авторами проблема отсутствия закрепления принципа справедливости во многих нормативных правовых актах.

Еще

Принцип справедливости, принцип равенства всех перед законом и судом, принципы юридической ответственности, справедливость, равенство

Короткий адрес: https://sciup.org/147231467

IDR: 147231467   |   DOI: 10.14529/law190316

Текст научной статьи Теоретико-правовые аспекты принципов справедливости и равенства всех перед законом и судом как принципов юридической ответственности

Справедливость и равенство всех перед законом и судом являются правовыми принципами и входят в систему принципов юридической ответственности. Данные принципы проявляются в нормативном выражении и применяются посредством юридических регуляторов, отображаясь в основном законе страны и нормативных правовых актах. Справедливость и равенство являются категориями философии, которые со времен Древнего Рима имеют правовое значение. Так, «justitia» – справедливость (правда) – есть постоянная и непрерывная воля воздавать каждому свое право [3, с. 87–88].

Как отмечает А. А. Соловьева, в данном определении заложена формула Платона «каждому – свое», которая впоследствии трансформировалась в понятие равенства всех перед законом и судом. Связь справедливости и равенства всех перед законом и судом подчеркивал В. С. Нерсесянц: принцип справедливости имеет ценностный смысл, который интегрирован в принцип равенства всех перед законом и судом, означая «равность», «соразмерность» [5, с. 54].

А. А. Соловьева выделяет три подхода к вопросу о соотношении справедливости и равенства: 1) равенство – один из компонентов справедливости; 2) равенство – средство достижения справедливости; 3) справедливость и равенство – самодостаточные, не однопорядковые категории [5, с. 54].

Соотношение принципов справедливости и равенства всех перед законом и судом может быть сформулировано с использованием деления справедливости на «распределяющую» и «уравнивающую». Так, по мнению О. В. Рагузиной, справедливость выступает в качестве принципа юридической ответственности и является основой юридической ответственности, представляющей систему нравственных ценностей, в которой соизмеримы между собой правонарушение и воздаяние, правомерное поведение и вознаграждение за него [4, с. 8]. Справедливость как принцип юридической ответственности требует соизмерения деяния и воздаяния, соответствия тяжести проступка и личности виновного мере юридической ответственности, конкретизируя платоновскую формулу «каждому – свое». Задавая критерии юридической ответственности, принцип справедливости требует их распространения равно на всех и тем самым определяет содержание принципа равенства всех перед законом и судом. Помимо этого принцип справедливости требует равного признания и уважения чести и достоинства любого участника юридического процесса, эффективной защиты его прав и законных интересов, привлечения каждого виновного к юридической ответственности – так называемая «уравнивающая» справедливость.

Принцип равенства всех перед законом и судом в соответствии с принципом «уравнивающей» справедливости направлен на реализацию представлений о высшей нравственной ценности каждого человека и требует в связи с этим от законодателя и правоприменителя не допускать привилегированного или дискриминационного положения участников юридического процесса. Он относится ко всем видам и стадиям юридического процесса и предполагает наличие единого и общеобязательного для всех закона, регулирующего привлечение к какому-либо виду юридической ответственности. При этом текст закона должен быть ясным, непротиворечивым, не допускать неоднозначного толкования, в нем не должно быть норм, приводящих к возникновению привилегированного или дискриминационного положения кого-либо.

Помимо этого принцип равенства всех перед законом и судом предполагает равную защиту чести и достоинства участников юридического процесса, а также нравственные и этические требования к деятельности правоприменителя, направленные на обеспечение прав каждого участника юридического процесса на равных с другими основаниях.

Требования «распределяющей» справедливости характеризуют не только индивидуализацию юридической ответственности, но и соотношение объемов прав и обязанностей участников юридического процесса. Например, для лиц, не способных в силу возраста или психических особенностей защищать свои права и законные интересы, принцип справедливости требует предоставления дополнительных гарантий или прав. При этом объем прав у данных лиц оказывается больше, чем у других, однако равенство всех перед законом и судом не нарушается, поскольку принцип справедливости в данном случае первичен и в качестве критерия оценки поло- жения участников юридического процесса рассматривает не объемы их прав, а возможности для защиты своих интересов. Содержание принципа равенства всех перед законом и судом всегда совпадает с требованиями «распределяющей» справедливости, являясь их частью.

Принцип равенства всех перед законом и судом, будучи производным от требований «распределяющей» справедливости, предполагает закрепление равных правовых возможностей защиты своих прав и законных интересов каждым участником юридического процесса. При этом объем их прав может отличаться, однако лица, имеющие самостоятельный процессуальный интерес, наделяются равными правами для его защиты; участники, имеющие одинаковый правовой статус, имеют одинаковые права и обязанности.

Юридическая ответственность должна быть дифференцирована в зависимости от тяжести проступка и личности правонарушителя. Принцип равенства всех перед законом и судом предполагает закрепление гарантий реализации участниками юридического процесса своих прав, а также требования к деятельности правоприменителя должным образом реализовывать данные положения закона.

Таким образом, тесная связь принципов справедливости и равенства всех перед законом и судом заключается в том, что, с одной стороны, справедливость определяет содержание принципа равенства всех перед законом и судом, а с другой – равенство всех перед законом и судом является условием реализации принципа справедливости.

Принцип справедливости в современном законодательстве нашел свое отражение в каждом принципе правосудия путем инкорпорации его. Четко это прослеживается в реализации принципов на судебное разбирательство (ст. 46 и ст. 15 Конституции Российской Федерации). Принцип равенства всех перед законом и судом прямо закреплен в Конституции РФ (ст. 19).

Отраслевое законодательство включает в себя принципы справедливости и равенства всех перед законом и судом. Так, Уголовный кодекс РФ в ст. 6 закрепляет принцип справедливости, связывая его с назначением наказания, а также выделяет справедливость как «социальную» категорию, выдвигая ее в качестве цели наказания (ст. 43 УК РФ). При этом УК РФ декларирует равенство всех лиц, со- вершивших преступление, перед законом и судом (ст. 4 УК РФ). Уголовно-процессуальный кодекс РФ содержит упоминание справедливости в контексте назначения виновным справедливого наказания (ч. 2 ст. 6 УПК РФ).

Кодексом РФ об административных правонарушениях принцип справедливости прямо не закреплен, а выражается через призму других принципов юридической ответственности: законность, равенство перед законом лиц, совершивших административные правонарушения (ст. 1.4. КоАП РФ). В Кодексе административного судопроизводства РФ закреплены принцип справедливости при рассмотрении и разрешении судебных дел (ст. 9) и принцип равенства всех (граждан и организаций) перед законом и судом при осуществлении правосудия по административным делам (ст. 8).

В Арбитражном процессуальном кодексе РФ принцип справедливости выступает в качестве одной из задач судопроизводства (п. 3 ст. 2), которое осуществляется на началах равенства всех перед законом и судом (ст. 7).

Гражданский кодекс РФ декларирует признание равенства всех участников регулируемых отношений (ч. 1 ст. 1), а применительно к справедливости закрепляет лишь правильность и своевременность рассмотрения и разрешения гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод, законных интересов граждан, организаций и других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданский процессуальный кодекс РФ закрепляет осуществление правосудия на началах равенства всех граждан и организаций перед законом и судом (ст. 6), а задачами гражданского судопроизводства признает правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел.

По мнению ряда авторов, понятие «правильное» разрешение гражданских дел не отождествлено с понятием «справедливое» разрешение гражданских дел [2, с. 254]. На наш взгляд, понятие «правильное» отображает несколько значений при толковании данного понятия: истинно, справедливо, равномерно, точно, безошибочно. Под правильностью следует понимать точное соответствие правоприменения закону. Априори данное понятие содержит черты принципов справедливости и равенства всех перед законом и судом.

Хотелось бы отметить, что в толковании понятия «правильное» заложено несколько аспектов принципа справедливости: социальный, нравственный и правовой. О данной взаимосвязи говорит С. С. Алексеев: «Справедливость, представляя по своей основе социально-нравственное явление в обществе... приобретает значение правового принципа в той мере, в какой она воплощает в нормативно-правовом способе регулирования, в тех началах «соразмерности» [1, с. 108]. Справедливость, по мнению С. С. Алексеева, имеет самостоятельное значение в юридической практике, когда суду с учетом внутреннего убеждения приходится выносить решение.

Таким образом, отраслевое законодательство не всегда прямо закрепляет принципы справедливости и равенства всех перед законом и судом. Вместе с тем, как верно отметила А.А. Соловьева, принцип справедливости четко прослеживается в судебной практике Конституционного Суда Российской Федерации [4, с. 105]. Также через призму постановлений Конституционного Суда Российской Федерации принцип справедливости выражается как «общеправовой» принцип, который ясно отображает требование правоприменителю о четкости в толковании нормы, ее ясности и простоты употребления. Нередко в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации руководствуется преамбулой Конституции Российской Федерации, где четко оговаривается «справедливость». Наравне с принципом справедливости используется принцип равенства всех перед законом и судом.

Хотелось бы отметить, что принципы справедливости и равенства всех перед законом и судом, как отражающие сущность правосудия, нуждаются в закреплении в отраслевом законодательстве.

Список литературы Теоретико-правовые аспекты принципов справедливости и равенства всех перед законом и судом как принципов юридической ответственности

  • Алексеев, С. С. Проблемы теории права / С. С. Алексеев. - Свердловск, 1972. - Т. 1. - 396 с.
  • Алешкова, И. А. Конституционные основы судебной власти: курс лекций для бакалавров / И. А. Алешкова, И. А. Дудко, Н. А. Марокко. - М.: РГУП, 2015. - 379 с.
  • Нерсесянц, В. С. Правопонимание римских юристов / В. С. Нерсесянц // Советское государство и право. - 1980. - № 12. - С. 87-88.
  • Рагузина, О. В. Гуманизм и справедливость юридической ответственности в публичном и частном праве: дис. … канд. юрид. наук / О. В. Рагузина. - Саратов, 2001. - 193 с.
  • Соловьева, А. А. Справедливость в праве: монография / А. А. Соловьева. - Челябинск, 2016. - 176 с.
Статья научная