Теория и практика формирования социально-технологической культуры будущих государственных и муниципальных служащих
Автор: Бабинцев В.П., Шевченко В.Н.
Журнал: Теория и практика современной науки @modern-j
Рубрика: Основной раздел
Статья в выпуске: 1 (43), 2019 года.
Бесплатный доступ
В статье изложена авторская позиция к проблеме формирования социально-технологической культуры будущих государственных и муниципальных служащих. Обоснована значимость социально-технологического образования будущих государственных служащих в вузе.
Государственный служащий, социальные технологии, социально-технологическая культура, социально-технологическая компетентность, социально-технологическое мышление
Короткий адрес: https://sciup.org/140273837
IDR: 140273837
Текст научной статьи Теория и практика формирования социально-технологической культуры будущих государственных и муниципальных служащих
Современная общественная и социально-управленческая ситуация обуславливает необходимость формирования и развития социальнотехнологической культуры государственных и муниципальных служащих. Административная реформа в России актуализировала проблему профессиональной компетентности государственных гражданских служащих. Хотя в последние годы отечественные исследователи активно разрабатывают направления науки, связанные с изучением социальных технологий применительно к сфере управления, но на практике специалисты в области управления не обладают на достаточном уровне навыками их применения. При этом существенно повышаются риски и многократно возрастает цена управленческих ошибок, что является естественным следствием высокого уровня нестабильности российского социума.
Н.Л. Смакотина вполне обоснованно пишет: «Смутное время, переживаемое российским обществом, характеризуется не только разрушением привычного образа жизни всех социальных слоев общества, возникновением идеологического и морального вакуума, но кардинальным изменением статуса самой реальности: экономической, политической, социальной. Она уже не выглядит закономерно развивающейся, преемственной связью с прошлым опытом, традициями, привычками и становится приблизительной, необязательной, неопределенной, лишенной внутренних и внешних гарантов».
Становление современного чиновника как технолога предполагает расширение горизонтов мышления государственного служащего, неразрывно связанного с повышением и расширением его компетенций. И решать эту задачу следует в ходе профессионального образования.
Социальная мысль более или менее последовательно реагирует на данные процессы активизацией разработок в области теории управления. Но одновременно обостряется противоречие между накоплением интеллектуального потенциала, расширением возможностей его использования в управленческой деятельности и их реализацией на практике. Практика управления довольно часто не только не отвечает новым вызовам, но и не востребует многие перспективные теоретические разработки. Прежде всего, результаты обоснования и проектирования наукоемких социальных технологий.
Очевидно, что в индустриальном, переходном к постиндустриальному и постиндустриальном социуме формируется устойчивый заказ на их применение, в сущности определяющийся комбинацией двух предпосылок. Первое связано с тотальной рационализацией жизни, в результате которой универсальным становится целерациональный (по М. Веберу) тип социального действия, максимально ориентированный на условия, средства получения результата. Второе – с изменениями социального времени и социального пространства. Следствием этих изменений стало максимальное сближение цивилизаций и культур при резком ускорении темпа жизни. Существование «on-lain» является в настоящее время наиболее типичной характеристикой повседневного бытия все большего числа людей.
В максимально сконцентрированном (уплотненном) в пространственно-временном отношении мире жизненный успех в значительной степени определяется способностью личности в ограниченном временном интервале выбрать оптимальные способы социального действия и взаимодействия. Но именно такую возможность и предоставляют социальные технологии, конституирующиеся как специально организованная отрасль знаний о способах и процедурах оптимизации жизнедеятельности человека в условиях нарастающей взаимозависимости, динамики и обновления общественных процессов.
С учетом данных обстоятельств, очевидно, что потребность в специалистах, способных разрабатывать способы и процедуры оптимизации жизнедеятельности человека в условиях возрастающей динамики и взаимозависимости социальных процессов становится все более ощутимой. Особенно остро она проявляется в сфере государственного и муниципального управления, поскольку от качества принимаемых и реализуемых здесь решений зависит настоящее и будущее общества.
Государственный (муниципальный) служащий должен быть мотивирован к систематическому применению социальных технологий, а социальнотехнологическая компетентность становится в сложившихся условиях одной из главных ценностей диспозиции его личности.
Поэтому современная общественная и социально-управленческая ситуация обусловливает необходимость формирования и развития социальнотехнологической культуры будущих государственного и муниципального служащего, которая представляет собой систему диспозиций личности, а также умений и навыков его поведения, обеспечивающих достижение профессиональных и жизненных целей при помощи сознательного использования социальных технологий. Она является органическим, но в то же время весьма специфическим элементом общей и профессиональной культуры специалиста в сфере управления.
Высокий уровень социально-технологической культуры и сформир-ванность социально-технологического мышления становятся важнейшими характеристикой управленца XXI века и способны обеспечить специалисту не только возможность проектировать и применять наиболее эффективные модели управления, но и выстраивать успешную жизненную стратегию, базирующуюся на балансе личных и общественных интересов. В результате создаются реальные предпосылки для преодоления «кибернетической одномерности» сложившихся систем управления и включенных в них людей.
Однако, как показывают исследования, уровень социальнотехнологической подготовки большинства современных менеджеров (в том числе и работающих в государственной и муниципальной сфере) остается сравнительно низким, более того, ее формированию уделяется недостаточное внимание в процессе их обучения. И.В. Бурмыкина, опираясь на исследования, проведенные среди менеджеров пяти городов России, в частности, заключает: «Таким образом, достаточно низкий уровень социальнотехнологической культуры будущих менеджеров не позволяет сделать однозначный вывод о перспективах рационализации и повышения технологичности деятельности будущих менеджеров».
Изменение ситуации и необходимость развития социально -технологической культуры государственных и муниципальных служащих предопределяют необходимость пересмотра содержания и форм образования, повышение качестве подготовки. Это, в свою очередь, ведет к поиску новых моделей управления социально-технологическим образованием и последующего их совершенствования. Эти модели должны быть теоретически обоснованы на основе накопления и интерпретации эмпирического материала и представлены в виде алгоритмов (технологических схем, дорожных карт, форсайт-проектов).
Методологической основой построения таких моделей может служить системно-синергетический подход к анализу социальных явлений. Исходным пунктом системного исследования является представление о целостности изучаемого объекта. В соответствие с ним управление формированием социально-технологической культуры будущего государственного и муниципального служащего рассматривается как потенциально открытая динамическая целостность, все элементы которой находятся во взаимосвязи и взаимозависимости. Отметим, что, по мнению М.С. Кагана, «целостность» необходимо рассматривать как качество системного объекта и отношение целого и его частей. Оно описывается понятиями «взаимодействие» и «взаимосо-действие» в решении единых задач, стоящих перед целым.
Расчленение системы приводит к понятию элемента - единицы, свойства и функции которой определяются ее местом в рамках целого. Эти свой- ства взаимосвязаны со свойствами целого (свойства целого не могут быть поняты без учета хотя бы некоторых свойств элементов, и наоборот). Элемент представляет собой далее неделимый компонент системы.
Системный подход предполагает выявление системообразующего фактора. В научной литературе по проблемам теории систем нет единства по поводу того, что считать таким фактором. Мы полагаем, что системообразующий фактор - это такой элемент, который делает возможным возникновение системы, выступает базисным при ее формировании, но не выполняет при этом функцию стабилизации и посредничества.
Этим критериям, на наш взгляд, наиболее полно отвечает феномен социально-технологической культуры, который сам по себе носит системный характер. Она представляет собой необходимую предпосылку деятельности по управлению ее формированием.
Исследование проблемы может опираться на основные положения синергетической теории, в соответствии с которым управление формированием социально-технологической культуры будущего государственного и муниципального служащего целесообразно рассматривать как нелинейную систему. Нелинейные системы существенно отличаются по своим свойствам от линейных. Одним из главных свойств нелинейной системы является необратимость в ее развитии. Вторым важнейшим качеством нелинейных систем является многовариантность возможных путей ее развития в точке бифуркации. В состоянии неустойчивости (точка бифуркации) система очень чувствительна даже к малейшим как внутренним случайным изменениям (флуктуациям), так и внешним, которые могут определить дальнейший вектор, путь ее развития. Эта чувствительность является еще одним новым свойством данных систем. Сочетание указанных свойств предопределяет принципиальную невозможность полностью предсказать поведение системы в точке бифуркации. Таким образом, в жизни системы можно четко выделить два ее периода - устойчивый, где поведение ее достаточно строго детерминировано, а, следовательно, прогнозируемо и период ее качественных пре- образований, в котором система крайне неустойчива, подвержена малейшим случайным событиям, и прогноз ее поведения затруднен. В эпоху бурных инновационных изменений вуз переживает период неустойчивости, любые случайности, конфликты способны резко изменить направление его развития.
При анализе организации управления формированием социальнотехнологической культуры будущего государственного и муниципального служащего можно использовать закономерности развития открытых И. Пригожиным диссипативных структур, способных переходить от предельного состояния энтропии к более высокой степени упорядоченности.
Развивая идеи И. Пригожина, Н. Моисеев выдвинул принцип «минимума диссипации энергии» для всех систем, заключающийся в следующем: «если допустимо не единственное состояние системы (процесса), а целая совокупность состояний, согласных с законами сохранения и связями, наложенными на систему (процесс), то реализуется то состояние, которому отвеча-ет…минимальный рост энтропии». Под энтропией понимается мера внутренней неупорядоченности системы. Этот принцип, по мнению Н. Моисеева, порождает следующую тенденцию развития открытых систем: поскольку им свойственен обмен энергией и веществом с окружающей средой, то одной из ведущих тенденций их развития является стремление в наибольшей степени использовать энергию внешней среды, уменьшая тем самым свою локальную энтропию.
В процессе исследования необходимо учитывать, что социум содержит в себе самом альтернативные латентные сценарии будущего. Его развитие протекает в условиях постоянной борьбы между ними и в принципе всегда направлено на достижение максимальной устойчивости в окружающей природе или социальной среде. Однако, в силу большого влияния случайных аттракторов, предсказать, какой из сценариев окажется эмпирической реальностью в точке бифуркации можно лишь с определенной долей вероятности. Если детерминированное развитие общественных систем базируется на закономерном взаимодействии так называемых трансисторических структур
(например, традиционных социальных институтов), то в период бифуркации на авансцену выдвигаются стохастические факторы. «В переломный момент жизни системы, – продолжает И. Пригожин, – нельзя предсказать ее будущее, т.к. в условиях неустойчивости и неравновесия любое в обычных условиях незначительное событие или действие может изменить систему и весь ход ее истории».
В том случае, если закономерно, или случайно возобладают аттракторы дестабилизирующего свойства и переструктурирование системы приведет к выделению энергии социального распада, а не стабилизации, она также выйдет на новую траекторию развития и, возможно на свой новый уровень, но его основными характеристиками станут деконструктивный хаос и дезинтеграция.
Под аттракторами в синергетике понимают реальные структуры в пространстве и времени, на которые выходят процессы самоорганизации в открытых нелинейных сферах и которые как бы притягивают к себе все множество «траекторий» системы, определяемых разными начальными условиями.
Задача исследования заключается в том, чтобы определить, что может выступать в качестве подобного аттрактора или ядра системы, обеспечивающего ее устойчивость. Положенная в основу исследования гипотеза предполагает, что в качестве такого ядра способна выступать целевая программа управления формированием социально-технологической культуры.
Подобная программа интегрирует в себя все те признаки, которые позволяют диагностировать центр системы. Н.В. Поддубный определяет их следующим образом: «Оно (ядро – авторы) занимает центральное положение в сферической модели системы; вокруг ядра существует его оболочка, состоящая из отдельных понятий, более низкого уровня обобщений; ядро – главный, важнейший, сущностный элемент, а поэтому имеет функцию обобщения, интегрирования, управления, т.е. функцию главного посредника во взаимоотношениях между элементами системы; ядро возникает и развивается; оно имеет связь с системообразующим фактором».
Исследование формирования социально-технологической культуры будущих государственных и муниципальных служащих опирается на ряд принципов, которые рассматриваются как отношение или взаимосвязь, возникающие в ходе осуществления этого вида деятельности (системы онтологических элементов), выраженные в форме определенного научного положения, довольно часто нормативно закрепленного и применяемого в теоретической и практической деятельности, мы в качестве критериев определения принципов выделяем следующие:
-
- потенциальная способность принципа при условии его соблюдения обеспечить получение запланированных результатов. Эту потенциальную способность можно определить путем экспертных оценок, которые, скорее всего, должны идти «от противного», то есть от анализа издержек, неизбежно возникающих в случае нарушения принципа.
-
- функциональность принципа, позволяющая субъекту управления решать задачи, логически вытекающие из его потребностей и интересов.
-
- ограниченность применения принципа, выражающаяся в существовании меры, в пределах которой он «работает» на результат и за рамками которой перестает быть необходимым и востребованным.
Основными принципами построения системной модели выступают:
-
- концептуальная обоснованность. Она достигается, во-первых, опорой на теоретические исследования в сфере социальных технологий и социальнотехнологической культуры; во-вторых, существованием общего замысла (стратегии) исследования; в-третьих, наличием системы принципов; в-четвертых, социально-технологической обоснованностью исследовательского проекта.
-
- системный анализ. Применение данного принципа означает взаимную увязку исследований, осуществляемых по трем направлениям: содержание социально-технологической культуры; процесс формирования социально -технологической культуры; управление данным процессом.
-
- каузальность, предполагающая установление связей и зависимостей между элементами и процессами управления формированием социальнотехнологической культуры государственного и муниципального служащего с применением факторного анализа;
-
- валидность результатов, достигаемая использованием широкой эмпирической базы и применением корректных в научном отношении методов исследования.
При условии соблюдения этих принципов, на наш взгляд, может быть построена и реализована адекватная современной ситуации исследовательская концепция и модель ее эмпирической верификации.
Список литературы Теория и практика формирования социально-технологической культуры будущих государственных и муниципальных служащих
- Бурмыкина, И.В. Управление формированием и развитием социально-технологической культуры современного менеджера [Текст] / И.В. Бурмыкина. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2009. - 250 с.
- Каган, М.С. Проблема поколения в истории культуры [Текст] / М.С. Каган // Преемственность поколений: диалог культур: материалы междунар. научн.-практ. конф. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1996. - Вып.1. - С. 12.
- Моисеев, Н.Н. Человек и ноосфера / Н.Н. Моисеев [Текст]. - М.: Молодая гвардия, 1990. - 270 с.
- Поддубный, Н.В. Онтологический статус и гносеологическое значение понятия / Н.В. Поддубный // Системный подход в современной науке. - М.: Прогресс-Традиция, 2004. - С. 393.
- Пригожин, И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой [Текст] / И. Пригожин, И. Стенгерс. - М.: Прогресс, 1986. - 432 с.
- Смакотина, Н.Л. Основы социологии нестабильности и риска: философский, социологический и социально-психологический аспекты [Текст]: монография / Н.Л. Смакотина - М.: МГУ, 2009. - 241 с.