Теплый климат Новой Зеландии
Автор: Наумова Татьяна
Журнал: Прямые инвестиции @pryamyye-investitsii
Рубрика: Инвестиционный климат
Статья в выпуске: 6 (122), 2012 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/142170618
IDR: 142170618
Текст обзорной статьи Теплый климат Новой Зеландии
Малый бизнес — это просто
Зарегистрировать фирму в Новой Зеландии можно чуть ли не за 15 минут, причем не отходя от персонального компьютера. Дальше останется лишь оформить ее в налоговой службе. Что также можно сделать либо по телефону, либо через Всемирную сеть. Для малого бизнеса можно использовать свой автомобиль и дом, все затраты вам непременно спишут.
Но даже при таких поистине великолепных условиях рыночная «эволюция» в Новой Зеландии не прекращается ни на секунду. Страна прикладывает все новые усилия в политике активного привлечения иностранных инвесторов.
Так, 23 апреля министр доходов (по государственным сборам) Новой Зеландии Питер Данн опубликовал коммюнике, в котором говорится о том, что правительство страны планирует изменить национальную систему ад-
Налоги в Новой Зеландии Новая Зеландия как полноправный член Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) не может похвастаться низкими налоговыми ставками. Правда, при этом налоговая система страны крайне проста для исполнения. Все налоги делятся
Кредитование предприятий Новой Зеландии
Стандартно банки Новой Зеландии «одалживают» предпринимателям (вне зависимости от места резиденции) в кредит от 40 до 60% от стоимости бизнеса. Точный размер ссуды будет зависеть от ряда вещей, таких как тип компании, ее
Закон о бюджетной ответственности
Закон о бюджетной ответственности Новой Зеландии 1994 года устанавливает стандарты прозрачности налогово-бюджетной политики, возлагая на правительство ответственность за результаты деятельности на частные и корпоративные; основными являются:
-
• частный налог на доходы для физических лиц (прогрессивная шкала со ставкой от 12,5 до 33%);
бизнес-налоги:
-
• косвенный налог GST, Good and Services Tax (единая ставка 15%),
денежные потоки, история и даже опыт самого бизнесмена. Кроме того, наличие или отсутствие заводов, другого движимого и недвижимого имущества, а также оценка goodwill будет играть роль в определении того, сколько в итоге предприниматель сможет взять в долг.
в фискальной сфере. Документ определяет пять принципов управления государственными финансами: снижение государственного долга до целевых уровней; требование о поддержании среднесрочного операционного баланса; поддержание минимально необходимого уров-
министрирования налога на добавленную стоимость. Цель новшеств — позволить компаниям-нерезидентам, ведущим бизнес в стране, возвращать платежи по НДС. По мнению министра, налоговая система государства должна предъявлять одинаковые требования ко всем предприятиям, ведущим бизнес в стране, независимо от их резидентного статуса. Однако в соответствии с правилами нынешнего законодательства компании-нерезиденты не могут требовать возврата оплаченного НДС, как это делают новозеландские предприятия.
Поэтому правительство Новой Зеландии и планирует ввести новые определения по нулевой ставке налога НДС, а также создать специальную систему регистрации нерезидентных компаний для оплаты и возврата НДС.
По словам Питера Данна , окончательно конфигурация реформы пока не определена,
-
• налог на прибыль (единая ставка 28%),
-
• ввозные пошлины. Особняком стоит налог на доходы траста, облагаемый по ставке 33%. Доход траста, возникающий из источника за пределами Новой Зеландии, освобождается от налогообложения.
Средняя ставка по коммерческим кредитам в крупнейших банках Новой Зеландии (таких, как самая большая финансовая группа по размеру активов и прибыли ANZ New Zealand и один из крупнейших новозеландских банков с отделениями по всей стране ASB) колеблется от 7 до 10%.
ня чистой стоимости государственных активов; управление фискальными рисками; поддержание предсказуемого и стабильного уровня налоговых ставок.Интересно, что органам госуправления разрешено временно отклоняться от этих принципов.
но предположительно изменения будут воплощены в жизнь к началу апреля 2014 года.
Впрочем, даже если вы не собираетесь открывать бизнес в стране — Новой Зеландии все равно есть что вам предложить. К примеру, Окленд — один из крупнейших городов — в 2011-м замкнул десятку самых комфортных для проживания городов мира. В прошлом году он стал в этом смысле лучшим во всем Тихоокеанском регионе. А столица — Веллингтон — уже много лет входит в Топ-5 экологически чистых городов мира.
С целью привлечения иностранных инвесторов в стране существует упрощенная миграционная схема. Правда, приобретение недвижимости в Новой Зеландии никак не связано с автоматическим получением вида на жительство и гражданства. Для этого необходимо иметь в стране бизнес, успешно работающий в течение нескольких лет. Кроме того, недавно для дополнительного привлечения инвесторов вдвое (до $10 млн) был снижен минимальный размер вложений в экономику страны, дающий право на постоянное жительство без сдачи экзамена по английскому языку и учета опыта работы.
По следам «роджерономики» и «рутоназии»
Масштабные реформы, превратившие Новую Зеландию в одну из стран с наиболее открытой экономикой в мире, начались в 1984 году. Тогда на смену консервативному правительству пришли лейбористы во главе с министром финансов Роджером Дугласом (именно под его управлением и начались столь важные преобразования, позже этот период 1984–1987 годов назовут «роджерономикой»).
Середина 1980-х выдалась для Новой Зеландии непростой. Структурные дисбалансы в экономике страны наряду с рецессией и глобальными энергетическими и сырьевыми кризисами конца 1970-х — начала 1980-х привели к высокой инфляции, огромному дефициту госбюджета (8% ВВП) и значительному дефициту счета текущих операций (9% ВВП). Все эти показатели буквально «кричали» о необходимости экономической перестройки. В последующие 20 лет Новая Зеландия провела одну из наиболее масштабных и системных рыночных реформ. По глубине трансформаций, изменению характера экономических отношений на тот момент аналогов реформе в мире не было. Во многом стране пришлось примерить на себя роль первопроходца. В частности, новозеландцы одними из первых стали проводить политику инфляционного таргетирования. Инфляционное таргетирование — режим монетарной политики, основанный на использовании прогноза инфляции в качестве конечного целевого ориентира.
«С 1984 года по 1990-е в Новой Зеландии был отменен валютный контроль, либерализованы финансовые рынки, приватизированы госпредприятия, дерегулирован

EAST NEWS
рынок труда, отменены торговые барьеры и субсидии местным предприятиям, Резервный (Центральный) банк приобрел независимый от правительства государства статус, созданы налоговые оазисы для иностранных офшоров. Первоначально реформы вызвали рост безработицы до 10–11%, но к XXI веку показатель вернулся на приемлемые уровни 4–5%. За счет реформ правительства нашли способы управлять бюджетом, который на долгие годы стал профицитным (к сожалению, не в последние годы). Одним из достижений реформы оказался закон о налоговой ответственности 1994 года (см. справку), а результатом преобразований явилось снижение роли бюджета в перераспределении ВВП. Освободившись от ряда функций в части социальной защиты населения и отечественных предприятий, государство в то же время сумело сосредоточиться на задачах стимулирования инвестиций, — объясняет ход и результаты реформ старший аналитик ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Олег Душин.
Особенности Закона о торговле
Главная цель закона — развитие конкуренции на рынках Новой Зеландии. Для достижения этой цели закон:
-
• запрещает слияния и поглощения, которые могут существенно уменьшить конкуренцию;
-
• запрещает проводить заградительные торговые политики, такие как фиксация цен и злоупотребление рыночной властью;
-
• предусматривает введение контроля над ценами на рынках, где конкуренция ограничена.
В 1990 ГОДУ НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ ПЕРЕШЛА НА ИНФЛЯЦИОННОЕ ТАРГЕТИРОВАНИЕ
Источник: статистика Резервного банка Новой Зеландии.
РЕФОРМЫ ВЫЗВАЛИ РОСТ БЕЗРАБОТИЦЫ, НО В XXI ВЕКЕ ПОКАЗАТЕЛЬ СНИЗИЛСЯ
Рис. 2. Уровень безработицы в Новой Зеландии, %
Источник: данные Datastream.
\ ЗАРУБЕЖНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ \
ПОСЛЕ РЕФОРМ РОСТ ВВП НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ ЗАМЕДЛИЛСЯ
Рис. 3. Динамика роста ВВП Новой Зеландии
Источник: данные Datastream.

В конце XX века Новая Зеландия прошла еще один этап экономических преобразований. Тогда у финансового руля встала «преемница» Роджера Дугласа — Рут Ричардсон (позже период 1990–1991 годов вновь назовут в честь нового премьер-министра — «ру-тоназия»).
Примечательно, что г-жа Ричардсон вошла в состав вновь завоевавшего парламентское большинство правительства Национальной партии. Несмотря на абсолютно разные политические идеологии двух основных партий страны, их экономические программы почти не отличались друг от друга.1 У левого лейбористского правительства в лице Роджера Дугласа хватило мужества инициировать нелегкий процесс реформ, а правый кабинет Национальной партии во главе с Рут Ричардсон довел его до логического завершения. Эта преемственность стала одной из главных причин успеха проводимых экономических трансформаций.
НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ — СРЕДИ ЛИДЕРОВ ПО БЛАГОПРИЯТНОМУ ИНВЕСТКЛИМАТУ |
|
РЕЙТИНГ, 2012 ГОД |
ПОЗИЦИЯ В РЕЙТИНГЕ |
Индекс конкурентоспособности стран (глобальное исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира по показателю экономической конкурентоспособности по версии Всемирного экономического форума) |
25 из 42 |
Индекс миролюбия стран (глобальный подход к измерению относительного миролюбия стран и регионов, разработанный социологами и экономистами из международной группы экспертов из Института мира вместе с Центром мира и изучения конфликтов, Университет Сиднея, Австралия) |
2 из 153 |
Индекс развития человеческого потенциала (показатель, рассчитываемый ежегодно для межстранового сравнения и измерения уровня жизни, грамотности, образованности и долголетия как основных характеристик человеческого потенциала исследуемой территории. Стандартный инструмент при общем сравнении уровня жизни стран и регионов. Публикуется в рамках Программы развития ООН в отчетах о развитии человеческого потенциала. Был разработан в 1990 году группой экономистов во главе с пакистанским экономистом Махбубом-уль-Хаком) |
5 из 187 |
Индекс восприятия коррупции (ежегодный рейтинг государств мира, отражающий оценку уровня восприятия коррупции аналитиками и предпринимателями по 10-балльной шкале. Составляется компанией Transparency International (неправительственная международная организация по борьбе с коррупцией и исследованию уровня коррупции по всему миру, основанная в 1993 году бывшим директором Всемирного банка Петером Айгеном в Берлине) с 1995 года) |
1 из 185 |
Индекс легкости ведения бизнеса (классификация стран по различным параметрам, влияющим на правила ведения деловых отношений, а также на защиту собственности. Рассчитывается по методике Всемирного банка и Международной финансовой корпорации (входит в группу Всемирного банка), основанной на комбинации анализа нормативно-правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, и общедоступных статистических данных о регулировании предпринимательской деятельности. Исследование содержит рейтинг стран мира по показателю благоприятствования ведения бизнеса, который рассчитывается по среднему арифметическому 10 контрольных индикаторов: регистрация предприятий; получение разрешений на строительство; подключение к системе электроснабжения; регистрация собственности; кредитование; защита инвесторов; налогообложение; международная торговля; обеспечение исполнения контрактов; ликвидация предприятий) |
3 из 183 |
ПОДКОНТРОЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ ИНДЕКСА, ГДЕ НОВАЯ ЗЕЛАНДИЯ ЗАНИМАЕТ ВЕДУЩИЕ ПОЗИЦИИ
ЛЕГКОСТЬ РЕГИСТРАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ |
ЛЕГКОСТЬ ПОЛУЧЕНИЯ РАЗРЕШЕНИЯ НА СТРОИТЕЛЬСТВО |
ЛЕГКОСТЬ РЕГИСТРАЦИИ СОБСТВЕННОСТИ |
ЛЕГКОСТЬ ПОЛУЧЕНИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ |
ЗАЩИТА ИНВЕСТОРОВ |
1 из 183 |
2 из 183 |
3 из 183 |
4 из 183 |
1 из 183 |
За свою решимость и даже дерзость в вопросах рыночных преобразований Новой Зеландии все же пришлось заплатить низкими темпами роста в первое десятилетие реформ, однако в XXI веке страна вышла в лидеры стран ОЭСР по темпам экономического роста (например, в 2000 году ВВП Новой Зеландии вырос почти на 6%).
Государство для бизнеса
Открытость и высокая эффективность госаппарата — это еще одна отличительная особенность Новой Зеландии. Сегодня мониторинг деятельности высших должностных лиц государства, как и в США и Канаде, осуществляет независимая от правительства организация — Комиссия по государственной службе. Собственно оценку персоналий проводит руководитель комиссии, который имеет право регулировать вопросы оплаты труда служащих высших должностей. Например, он может назначить премию госслужащему по результатам его деятельности в размере более 15% оклада, если посчитает, что он этого заслуживает.
Интересно, что до периода «роджерономи-ки» новозеландское государство проводило в отношении бизнеса политику на принципах патернализма. Оно защищало неэффективные предприятия с помощью торговых барьеров, субсидий и других механизмов. Но с приходом лейбористов к власти все резко изменилось: отныне правительство должно было способствовать предоставлению потребителям самых качественных товаров и услуг по максимально низкой цене. И при этом было неважно — в чьей собственности находятся активы и кто оказывает необходимые услуги.
В этих целях в Законе о коммерческой дея-тельности,2 принятом в 1986 году, было зафиксировано, что общим принципом, определяющим экономическую деятельность, является конкуренция.
Тем не менее госаппарат в «Швейцарии Южной Пасифики» не остановился на достигнутом — действующее правительство Новой Зеландии, как и 20 лет назад, ставит во главу угла экономические цели в области развития свободной торговли и построения «экономики знаний».3
«В Новой Зеландии нет коррупции, в основе правовой системы лежит английское право и строго соблюдается банковская тайна. Страна имеет относительно небольшую территорию и малую населенность (порядка 4,3 млн, это даже меньше, чем население Сингапура, — 4,5 млн). Что, конечно, облегчает в условиях либеральной политики осуществление эффективных административных функций», — подчеркивает Олег Душин .
Сегодня Новая Зеландия по праву может гордиться своей развитой коммерческой инфраструктурой, высоким качеством профессиональных услуг, включая банковские и юридические.
«Новая Зеландия привлекает международных инвесторов стабильностью, предсказуемостью и прозрачностью. Страна обеспечивает безопасность инвестиций благодаря четко работающим экономическим законам, она занимает 1 место в мире по уровню защиты прав инвестора (Всемирный Банк, Отчет по ведению бизнеса в мире, 2011). Государство имеет стабильную макроэкономическую основу и входит в двадцатку самых развитых экономик мира. Инвесторов привлекают низкая инфляция, независимая денежно-кредитная политика, программа стабильности цен. При этом в Новой Зеландии не существует контроля над курсом валют или репатриацией капиталов», — комментирует преимущества ведения бизнеса в Новой Зеландии президент компании Prior Group, бывший посол Новой Зеландии в России (2003–2006) Стюарт Прайор .
Налоговая гавань или офшор? Значительным преимуществом ведения бизнеса в Новой Зеландии является и тот факт, что страна является членом ОЭСР и официально не считается офшором. Однако правильно

EAST NEWS
PRIOR GROUP — новозеландская компания, которая специализируется на развитии деловых партнерств между Новой Зеландией, Россией и странами Содружества Независимых Государств. Учредитель компании — Стюарт Прайор, посол Новой Зеландии в РФ (2003–2006), который имеет огромный опыт (более 30 лет) работы с Советским Союзом и впоследствии Россией. С марта 2012 года Стюарт Прайор является представителем Белорусской Торгово-промышленной палаты в Новой Зеландии. В апреле 2012 года он назначен Почетным Консулом Республики Беларусь в Новой Зеландии.
Prior Group предлагает широкий спектр продуктов и услуг по ведущим направлениям рынка, включая бизнес-консультирование, сопровождение сделок, взаимодействие с государственными органами, связи с общественностью, исследования, услуги переводчиков и культурологов.
структурированная новозеландская компания может осуществлять деятельность как безналоговая офшорная структура.
«Постановка вопроса о борьбе с международным терроризмом, а также некоторыми режимами со стороны США усилила внимание к вопросам обеспечения контролируемости финансовых потоков в банковской сфере, чем занимается FATF. Кроме того, в апреле 2009 года саммит стран G20 в Лондоне принял набор решений, призванных укрепить мировую финансовую систему и преодолеть последствия кризиса — от регулирования бонусных выплат менеджменту компаний и банков до борьбы с офшорами. После саммита ОЭСР опубликовала «черный», «серый» и «белый» списки, где страны сгруппированы в зависимости от соответствия международным нормам налогообложения, борьбы с финансовыми махинациями и раскрытия банковской информации, разработанным организацией.
Новая Зеландия попала в «белый» список ОЭСР как юрисдикция, в достаточной мере принявшая налоговые стандарты и требования по обмену информацией. А, например, Швейцария оказалась в «сером» списке ОЭСР.
При этом Новая Зеландия имеет идеальную международную репутацию — практически как Британия. В Новой Зеландии скопировали британское законодательство и на фирму с регистрацией в Новой Зеландии не смотрят так косо, как с «пропиской», например, в Белизе (государство в Центральной Америке. — Р ед .).
Полагаю, что англосаксонский мир объединился в борьбе против терроризма, при этом Новая Зеландия принадлежит к данному миру, а потому имеет репутационные поблажки в части ведения офшорного бизнеса, который зачастую связан с финансовой сферой», — поясняет Олег Душин .
Неудивительно, что в последние три года наиболее популярными областями для ино- странных инвестиций в экономику Новой Зеландии являются проекты в области финансов и страхования. Ее главным контрагентом была, есть и, с очень высокой вероятностью, еще очень долгие годы будет Австралия.
«Новая Зеландия приветствует прямые иностранные инвестиции и способствует их вложению в экономику страны. Так, предприятие, которым владеют иностранцы, не облагается дополнительным налогом по каким-либо дополнительным критериям или показателям производительности. Согласно информации новозеландского государственного Агент-
Людмила СТЕФАНЧУК, историк, к.и.н.
Учиться у Новой Зеландии? Почему бы и нет?
И в Новой Зеландии, и в России на протяжении многих лет складывалась устойчивая психология, связанная с отношением к государству как органу, обеспечивающему определенный прожиточный минимум для работающих и неработающих, их всестороннюю социальную защиту.
Население обеих стран болезненно реагировало на поворот к рынку и углубление социального неравенства.
В результате реформ в Новой
Зеландии, издавна демократической стране с устойчивой двухпартийной политической системой, последняя сменилась на многопартийную. Реформы, начатые в СССР, привели к его распаду, созданию СНГ и зарождению в Российской Федерации зачатков гражданского общества. В дальнейшем в Новой Зеландии, как и в России, дабы предотвратить резкую конфронтацию групповых интересов, необходима тщательно продуманная корректировка рынка, внедрение в экономическую политику элементов социального планирования. Вся сложность — в правильном определении соотношения того и другого.
-
1 Стефанчук, Л.Г. Экономические реформы в Новой Зеландии // Азия и Африка сегодня. — 2007. — №12. — С. 42–46.
-
2 Commerce Act, 1986 [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.legislation.govt.nz/act/public/1986/0005/latest/DLM87623.html .
-
3 Стефанчук, Л.Г. Новая Зеландия в условиях мирового кризиса // Мировая экономика и международные отношения. — 2010. — №8. — С. 102–108.