Территории автохтонных народов Канады с позиции «теории жизненного пространства»
Автор: Толстых Оксана Николаевна
Журнал: Современные проблемы сервиса и туризма @spst
Рубрика: Региональные студии туризма
Статья в выпуске: 1 т.16, 2022 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена изучению территории коренных народов Канады с позиции «теории жизненного пространства», рассматривается одна из основополагающих теорий геополитики на примере резерваций автохтонных народов Нового Света. Также туристская сфера представлена, как социально-экономическая деятельность, глубоко внедренная во взаимодействие между аборигенным обществом и геопространством, объясняется ее роль, как инструмента для достижения геополитического влияния. Целью исследования является анализ «теории жизненного пространства» в историко-географическом аспекте на примере колонизационных процессов территории Канады с начала XVII века. Существенным результатом исследования является анализ туристской деятельности на территориях резерваций представителей «первых наций» Канады.
Геополитика, коренные народы канады, «теория жизненного пространства», аборигены канады, индейцы, метисы, инуиты, туризм, аборигенное население
Короткий адрес: https://sciup.org/140292569
IDR: 140292569
Текст научной статьи Территории автохтонных народов Канады с позиции «теории жизненного пространства»

Article History
Received 25 February 2022
Accepted 15 April 2022
Disclosure statement
No potential conflict of interest was reported by the author(s).

This work is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY-SA 4.0).
To view a copy of this license, visit
«Колонии не перестают быть колониями оттого, что они обрели независимость» Бенджамин Дизраэли
Введение
На рубеже XV и XVI веков инструментом для достижения геополитического влияния в планетарном масштабе была экспансия крупных европейский держав, таких как Испания, Португалия, Великобритания, Франция и др. Позднее территории, попавшие под влияние «европейского хозяина» переживали разные исторические этапы. Многие колонии с их автохтонными народами испытывали различные социально-экономические кризисы, о которых свидетельствовали сухие цифры статистики (рождаемость, смертность, уровень преступности, уровень образования и т.д.). Позднее некоторые страны, пересмотрев взаимоотношения с коренными народами своих колоний, перешли на новый этап«сотрудничества».
Анализ публикаций по проблематике исследования
«Теорию жизненного пространства» раскрывал в своих исследованиях ученый К. Хаусхофер. О концепции «мировой державы» в своих работах повествовали Ф. Ратцель и Р. Челлен в начале XX в. Одним из важнейших этапов формирования геополитики становится появление теории цивилизационного пространства. Ее авторами в разное время стали ученые Н.Я. Данилевский (1822-1885 гг.), А. Тойнби (1889-1975 гг.), О. Шпейнглер (1880-1936 гг.), Л.Н. Гумилев (1912-1992 гг.).
Теоретический аспект
«Теория жизненного пространства» -одна из основополагающих теорий геополитики, согласно которой государство рассматривается как живой организм, который появляется и развивается естественным образом, стремясь к территориальному расширению. Необходимость расширения территории государства путем увеличения колониальных владений становится ключевым элементом данной теории. Динамичный территориальный рост государства в таком случае решает две важные проблемы: перенаселения в имеющемся пространстве и нехватку продовольствия.
Идея мирового господства держав, стремящихся к максимальной географической экспансии, также стала ключевой в «теории жизненного пространства». По мнению Ф. Ратцеля, «государства, как живые организмы, ведут постоянную борьбу за существование, а постоянно растущие государства в итоге достигают мирового господства».
Основатель немецкой школы классической геополитики К. Хаусхофер считал проблему жизненного пространства ключевым вопросом геополитической науки в целом. Он подчеркивал, что эта наука при правильном ее понимании являлась одним из наиболее эффективных средств борьбы за справедливое распределение жизненного пространства на Земле [8].
Ш. Монтескьё в 1955 г. писал так: «От различия в потребностях, порождаемого различием климатов, происходит различие в образе жизни, а от различия в образе жизни - различие законов» [3].
Ф. Ратцель и Р. Челлен в начале XX в. первыми сформулировали концепцию «мировой державы», т.е. за счет максимальной географической экспансии наблюдается выход страны на мировой уровень и превращения его в супердержаву [2, С.16].
Одним из важнейших этапов формирования геополитики становится появление теории цивилизационного пространства, в основе которой были сформулированы определенные «вызовы»: суровость климата; освоение новых земель; внезапные столкновения с соседними сообществами (племенами); вызов постоянного внешнего давления и ущемления (процесс колонизации).
На сегодняшний день туризм, как социально-экономическая деятельность, глубоко внедрен во взаимодействие между обществом и геопространством, что делает его реальным инструментом для достижения геополитического влияния. В функцио- нальном порядке туризм является достаточно сложным явлением, обладающим возможностью оказывать существенное влияние на многие другие общественные сферы: политику, экономику, культуру, экологию. Геополитическая функция туризма свидетельствует о его специфике, как пространственного феномена, испытывающего непрерывную потребность в расширении территории и увеличении ресурсов.
Для международного туризма важным геополитическим фактором производства туристского продукта являются природные ресурсы (земля, моря, озера, реки, ландшафты, климат, флора и фауна, а также их географическое расположение). Именно это и становится определяющим для потоков международных туристов. Также важным мотивом прибытия туристов является и историко-культурное наследие [2, С. 97].
Основные материалы исследования
1607 год - официальная дата начала колониальной экспансии Великобритании на континенте Северная Америка. Представители коренного населения Атлантического побережья, где происходило формирование (основание) первых колоний, автоматически рассматривались как подданные правившего английского монарха. Такое отношение колонизаторов к аборигенам было результатом существовавшей в то время в Европе концепции феодального суверенитета над новыми землями и их жителями. Согласно данной концепции над территориями, не входившими в королевский домен и не принадлежавшими иным христианским правителям, власть британского сюзерена устанавливалась по праву первооткрытия [4, С. 7].
Освоение и заселение земель в пределах современной территории Канады осуществлялось французами с пространства нынешней провинции Квебек. Процесс колонизации материка Северная Америка в разных ее географических точках был организован двумя великими на то время колониальными державами: территория США -Великобритания, территория Канады -Франция.
Устанавливая суверенитет над заокеанскими территориями, британские и французские власти в определенной мере признавали за аборигенным населением право на их исконные земли. Места, освоенные французами в пределах современной провинции Квебек, стали для европейцев в первую очередь пространством с ценнейшей пушниной. В результате такой ситуации на протяжении первых двух веков французского и британского присутствия в Канаде в основе взаимоотношений с племенами индейцев лежали экономические факторы. На втором месте по значимости были факторы военные, т.к. противостояние двух крупных держав продолжалось многие десятилетия путем втягивания в военные конфликты и враждующие друг с другом испокон веков племена индейцев.
После победы над Францией Военное ведомство Великобритании начинает полностью контролировать все процессы в индейских сообществах Канады, особенно вопросы военной индейской политики. После 1867 г. в Канаде формируется политика, направленная на возможность приобретения земель британцами у местных аборигенных общин. В 1869 г. такие земли переходят под суверенитет канадских властей от Компании Гудзонова Залива (ранее эти территории назывались «Земля Руперта») (рис. 1). Основной идеей данной политики стал предполагаемый процесс «выкупа» существовавших у индейцев исконных прав на занимаемые ими земли с целью дальнейшего развития колониального процесса [4, С. 22].
С момента создания Конфедерации в 1867 году и до окончания Второй мировой войны в 1945 году происходило всяческое подавление коренного населения. На протяжении почти 80 лет федеральное правительство страны при поддержке провинциальных властей осуществляло процесс переселения индейцев с их земель и размещения их в резервациях. Для большинства аборигенов Канады данное явление стало внутренней насильственной миграцией, которая для многих племен нарушила многовековую взаимосвязь «ойкумена-этнос». Следствием этого стала социальная деградация коренного населения, т.к. были подорваны основные экономические основы жизни. И только северные и западные районы страны практически неизменно сохранили области расселения индейцев и инуитов в пределах их исконных территорий.

Рис. 1 - Различные колонии Канады до момента создания Конфедерации в 1867 г. Северо-Западные территории и «Земля Руперта» до этого времени принадлежат компании Гудзонова Залива
Fig. 1 - The various colonies of Canada prior to the establishment of Confederation in 1867. The Northwest Territories and "Rupert's Land" until this time belonged to the Hudson's Bay Company
По переписи населения 2016 г. в Канаде проживает довольно большое количество этнических групп, которые относят себя к коренным народам. Говоря об автохтонном населении Канады, и, выделяя территориальное пространство, на котором проживали коренные народы до прихода европейских колонизаторов, нужно отметить следующее, что природная среда явилась важным фактором при расселении этой части материка. Благодаря своей огромной территории Канада обладает большим разнообразием природных условий и ресурсов, но в то же самое время испытывает сложности с доступностью отдельных частей страны.
Сегодня на территории многонациональной Канады в каждой административно-территориальной единице (10 провинций и 3 территории) проживает автохтонное население, которое относится согласно Конституции Канады от 1982 г. к «первым нациям»: индейцы (977 230 чел.), метисы (587 545 чел.), инуиты (65 025 чел.) (рис. 2) [6].
Общины могут создаваться и упраздняться Канадским Министерством по делам индейцев, по этой причине число резерваций может меняться от одной переписи к другой. В 1981 г. в Канаде существовало 576 общин [4, С. 54], а в 2016 г. уже было зафиксировано 630 [1]. Также на 2016
г. эти общины официально были зарегистрированы на территории 3100 резерваций [7]. Примерно 60% коренных народов проживали преимущественно в сельской местности, это на 33% больше, чем доля некоренных народов, проживающих в преимущественно сельских регионах1.
Одной из новых форм сотрудничества между государством и аборигенным обществом Канады, которая была определена в рамках программы поддержки коренных народов в конце XX в., стала туристская деятельность. В связи с этим стало осуществляться и туристское природопользование коренными народами на канадских территориях. Многие из аборигенов задействованы в туристской сфере в большей или в меньшей степени. Туристская среда создается в зонах их сегодняшнего постоянного проживания и близлежащих природных зонах, территориях, национальных парках [5].

Рис. 2 - Общее количество аборигенного населения (тыс. чел.) и доля коренного населения Канады от общего количество жителей в провинции/территории (%) согласно данным переписи населения 2016 г.2
Fig. 2 - The total number of Aboriginal population (thousand people) and the pert of the indigenous population of Canada in the total number of inhabitants in the province/territory (%) (According to the 2016 census)
Реализация внутренних маршрутов аборигенного туризма в Канаде тесно связана с ростом доходов автохтонного населения страны. Также у представителей
«первых наций» появляется возможность реализовывать крупные межрегиональные маршруты по интереснейшим местам Канады. Культурное наследие индейских и северных народов Канады, представляет собой совокупность ценностей, выражающих творчество каждого этноса, его традиций и обычаев, языка, верований. Историко-культурное наследие играет здесь важнейшую роль, оказывая влияние на систему ценностей человека, его общественного поведения, устойчивости социума Канады.
Выводы
-
1. «Теория жизненного пространства» становится одной из важнейших теорий геополитики. Также, как и теория цивилизационного пространства, она в своей основе имела сформулированные определенные «вызовы»: суровость климата; освоение новых земель; внезапные столкновения с соседними сообществами (племенами); вызов постоянного внешнего давления и ущемления (процесс колонизации).
-
2. Канадская провинция Квебек в кон. XV- нач. XVI вв. стала той территорией будущей Канады, где осуществлялся процесс освоения и заселения первых земель французскими колонизаторами. Помимо этого, Великобритания одновременно вела жесткую экспансию и образовывала свои колонии на территории США.
-
3. На территории многонациональной Канады в каждой административно-территориальной единице(10провинций и 3 территории) проживает автохтонное население, которое относится согласно Конституции Канады от 1982 г. к «первым нациям»: индейцы, метисы, инуиты.
-
4. Канадскому правительству удалось привлечь коренное население страны в туристскую отрасль. Сегодня аборигенный туризм в Канаде - это социально-экономическая деятельность, глубоко внедрённая во взаимоотношения между автохтонным обществом и государством. Автохтонные народы задействованы в туристской сфере в большей или в меньшей степени. Туристская среда создается в зонах их сегодняшнего постоянного проживания и близлежащих природных зонах, территориях, национальных парках.
-
5. Развитие туризма в регионах Канады с низким уровнем жизни автохтонного населения является основной задачей сточки зрения геополитических процессов. Туризм помогает уменьшать территориальные контрасты в социальной и экономической сферах, а также помогает определять геополитическую стратегию развития государства в целом.
Список литературы Территории автохтонных народов Канады с позиции «теории жизненного пространства»
- Максимова Д.Д., Соколов В.И. Коренные народы Канады: эволюция отношений с государством // CША и Канада: экономика, политика, культура. 2010. №12. С. 55-71.
- Международная геополитика в туризме / И.М. Байкова, С.А. Боголюбова, В.П. Орловская. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2019. 152 с.
- Монтескьё Ш. Избранные произведения. М.: Ладомир-АСТ, 1999.
- Стельмах В.Г., Тишков В.А., Чешко С.В. Тропою слез и надежд: Книга о современных индейцах США и Канады. М.: Мысль, 1990.
- Толстых О.Н. Природопользование - основа этноприродного взаимодействия (канадский опыт) // Рекреационная география и тренды развития туризма: Мат. III междунар. науч.-практ. конф., Иркутск, 22-26.09.2021. Иркутск: Ин-т географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, 2021. C. 172-175.
- Толстых О.Н. Роль культуры коренных народов Канады в формировании туристского интереса // Проблемы и перспективы развития туризма в Российской Федерации: Сб. науч. тр. Симферополь: Крымский федерал. ун-т им. В.И. Вернадского, 2020. С. 414-418.
- Толстых О.Н. Территория как географическое пространство на примере ойкумены автохтонного населения Канады // Ученые записки Крымского федерал. ун-та им. В.И. Вернадского. Сер.: География. Геология. 2021. Т.7. №3. С. 120-130.
- Haushofer K. Grundlagen, Wesen und Ziele der Geopolitik // Bausteine zur Geopolitik. Berlin. 1928. S. 41.