Террористическое сообщество: общие вопросы квалификации

Бесплатный доступ

Научная статья посвящена общим вопросам квалификации преступления, предусмотренного статьей 205.4 УК РФ. Проведен анализ положений статьи 35 УК РФ в целях определения места понятия «террористическое сообщество» среди закрепленных законодателем форм соучастия.

Террористическое сообщество, терроризм, террористическая деятельность

Короткий адрес: https://sciup.org/143179995

IDR: 143179995   |   DOI: 10.38161/2618-9526-2023-2-149-152

Текст научной статьи Террористическое сообщество: общие вопросы квалификации

Согласно официальным статистическим сведениям в январе-феврале 2023 года зарегистрировано 342 преступления террористического характера (+13,2%) [5]. Так, за 2022 год численный показатель совершенных преступлений террористической направленности составил 2233 преступлений, что на 4,5% больше по сравнению с показателями за 2021 год [4].

Опираясь на внешние наблюдения, можно согласиться со статистикой, поскольку объем и масштаб террористической угрозы с каждым годом растет. Особое внимание правоохранительных органов занимает проблема создания террористических организаций и сообществ, которые возникают и структурируются в целях совершения терактов и дестабилизации работы государственных органов.

После внесения в 2013 году в Уголовный кодекс РФ (далее – УК РФ) [1] статьи, предусматривающей уголовную ответственность за создание террористического сообщества, в научных кругах закономерно встал вопрос о разграничении состава преступления, предусмотренного статьей 205.4 УК РФ, от иных разновидностей форм соучастия.

Так, если обратить внимание на описание террористического сообщества и что под ним подразумевает законодатель, то можно прийти к выводу о том, что террористическое сообщество не может быть одной из предусмотренных статьей 35 УК РФ формой соучастия, поскольку не отвечает признакам только организованной группы или только преступного сообщества.

В этой связи нельзя не согласиться с позицией Е.В. Кунца, который полагает, что террористическое сообщество представляет собой совершенно особую форму преступного сообщества, наделенную отличительными, присущими только ей, признаками [3]. Так, исходя из анализа диспозиции части 1 статьи 205.4 УК РФ, террористическое сообщество представляет собой устойчивую группу лиц, заранее объединившейся для осуществления целей, направленных на осуществление террористической деятельности, подготовки совершения преступления террористической направленности либо преступлений, направленных на дестабилизацию органов государственной власти.

Важным полагаем отметить, что в отличие от террористической организации террористическое сообщество является таковым без предварительного признания его судом террористическим, что не лишает его признака существования устойчивости связей между участниками и общности целей [2].

Развивая мысль о понятии террористического сообщества, считаем важным обратить внимание на то, что законодатель, закрепляя его определение, больше склонился в сторону организованной группы, что явным образом исходит из анализа положений статьи 35 УК РФ. Определение понятия «организованная группа» не очерчивает явным образом контур различий между преступным сообществом и группой, что можно проследить через ответственность их организаторов и участников. Более того, в соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 №1 (далее – ППВС РФ №1) террористическое сообщество лишено материальной заинтересованности своего существования.

Исходя из этого, полагаем, что террористическое сообщество действительно можно рассматривать как одну из форм организованной группы, которая создана для осуществления целей, предусмотренных диспозицией части 1 статьи 205.4 УК РФ.

Преступление, предусмотренное частью 1 статьи 205.4 УК РФ, считается оконченным с момента совершения действий, направленных на создание террористического сообщества.

Само по себе создание сообщества предполагает совершение деяний, в результате которых произошло объединение двух и более лиц для целей, указанных в части 1 статьи 205.4 УК РФ. Поэтому крайне важным является установление органами предварительного следствия действий, свидетельствующих о договоренности виновных лиц друг с другом. Чаще всего объединение виновных совершается путем сговора, приискания соучастника, вербовки и т.п. При этом для квалификации действий участников по статье 205.4 УК РФ совершение ими преступлений террористической направленности не является важным, поскольку совершение таких преступлений участниками влечет дополнительную ответственность, предусмотренную соответствующими статьями УК РФ.

Являясь альтернативной, диспозиция части 1 статьи 205.4 УК РФ также предусматривает уголовную ответственность за совершение руководства террористическим сообществом. Исходя из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ под руководством понимаются действия, направленные на непосредственное осуществление лицом функций по управлению участниками сообщества, его части или структурных подразделений, выражающиеся, в том числе, в разрешении вопросов по обеспечению деятельности террористического сообщества. Чаще всего признаками осуществления руководства террористическим сообществом является разрешение вопросов по распределению между участниками функций и задач, разработка и утверждение планов на совершение преступлений сообществом, а также разрешение общих вопросов, касающихся функционирования сообщества.

Частью 2 статьи 205.4 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за участие в террористическом сообществе, которое предполагает действия, направленные на непосредственное вхождение виновного лица в состав иных лиц с целью дальнейшего участия и реализации целей, для которой создавалось сообщество. Таким образом, преступление по части 2 статьи 205.4 УК РФ считается оконченным с момента вхождения виновного лица в сообщество. О вхождении лица в террористическое сообщество могут свидетельствовать, в частности, дача согласия остальными членами группы на вхождение в их состав нового участника, совершение кандидатом определенных действий, являющихся подтверждением серьёзности намерения на вступление его в сообщество и др.

При квалификации деяний, совершенных участниками сообщества вместе либо отдельно друг от друга, но под руководством и с целью, определенной террористическим сообществом, следует учитывать, что такие действия следует квалифицировать по совокупности преступлений.

Примечательно, что в отличии от участников сообщества, организаторы несут уголовную ответственность за все преступления, совершаемые группой, при условии, что такие действия охватывались общим умыслом участников. В этой связи действия организатора не будут квалифицироваться дополнительно по части 3 статьи 33 УК РФ.

Таким образом, сходя из проведённого анализа положений статьи 205.4 УК РФ, позиции Пленума Верховного Суда РФ, можно прийти к следующим выводам. Само по себе террористическое сообщество можно отнести в особой разновидности организованной группы за тем исключением, что у сообщества имеется особая цель ее создания и участия в ней. Принятие законодателем решения отдельно выделить террористическое сообщество продиктовано большой значимостью в сохранении общественного порядка и устоев, на которые посягает сообщество.

Список литературы Террористическое сообщество: общие вопросы квалификации

  • Уголовный кодекс РФ: принят Государственной Думой РФ 24.05.1996 г. / СЗ РФ 1996. № 25, ст. 2954.
  • О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 № 1 // Российская газета. - 2012. - № 35.
  • Голубовский В. Ю., Костюк М. Ф., Кунц Е. В. Уголовное право России. Общая и Особенная части: Учебник / под ред. В.Ю. Голубовского. - М.: Проспект, 2022. - 736 с.
  • Статистические сведения о состоянии преступности за январь - декабрь 2022 года: URL: // https://мвд.рф (дата обращения 01.04.2023 г.).
  • Статистические сведения о состоянии преступности за I квартал 2023 года: URL: // https://мвд.рф (дата обращения 01.04.2023 г.).
Статья научная