Тест Роршаха в психодиагностике факторов наркозависимости
Автор: Кувшинникова Борисовна Кувшинникова
Рубрика: Психология
Статья в выпуске: 2-4 т.14, 2012 года.
Бесплатный доступ
В данной статье рассматриваются факторы наркозависимости, выявляемые проективной методикой Роршаха.
Девитализация, ответы – "отпечатки", "материнская", "отцовская" таблица
Короткий адрес: https://sciup.org/148101269
IDR: 148101269
Текст научной статьи Тест Роршаха в психодиагностике факторов наркозависимости
56,5% имели экстратенсивный тип переживания. Лишь 2,1% наркозависимых показали наличие амбиэквального типа переживания. Этот тип наблюдается у одаренных людей, обладающих широким мировоззрением, умеющих пользоваться богатством окружающего мира и наилучшим образом развивать свои ресурсы; они легко и пластично осуществляют контроль над экстериоризацией аффективной нагрузки. К сожалению, среди обследуемых таких было всего 2 человека. Именно эти двое обладают неплохими ресурсами для реабилитации. И, наконец, 4,3% испытуемых обнаружили коарта-тивный тип внутреннего переживания. Этот тип может рассматриваться как наиболее уязвимый: блокировка, ограничение самопроявлений резко снижает подвижность и способность адаптироваться к ситуации. Коартативный тип оказывается низко толерантным к ситуациям психологического стресса из-за ограниченности и ригидности защитных механизмов.
Интеллектуальные показатели по Роршаху2 в основной группе распределились следующим образом. Глобальный тип восприятия в группе явился доминирующим (в среднем 9,75 ответов W на 41 протокол, из них Wz – 0,82; WS – 0,56; W усеченное – 0,17; DW – 0,8; DDW – 0,41 и (W)W – 1).
Содержательная сторона ответов3 включала 3 – 4 категории, т.к. по содержанию это были формальные и повторяющиеся ответы (pers 12). Точность формальных энграмм (F+%) составила 86,4%. Число кинестетических ответов (М) с четкой формой (М+) – 46,8%. А% = 56,8% и показатель банальных ответов 82%. Глобальные ответы W – чаще всего (78,3%) – простые констатации пятна как целого. Занижение количества ответов по белому полю S (0,2) можно объяснить конформностью наркоманов, недостаточностью ресурсов для противостояния среде. Анализ качества и символики кинестетических ответов М, выражающих, как известно, мотивацию (потребности) «М» (72,5%) говорит об уходе от реальности, об игре воображения, о слабой связи с реальным миром.
Неопределенные F+/- , указывающие на отношения избегания, невовлеченности, составили 29%. Ответы F – (15,6 %) говорят о нестабильном эмоциональном состоянии личности, дезинтеграции эмоций и мотивации, снижении адаптации к реальности. При увеличении срока наркотизации и формировании психоорганического синдрома происходит ослабление когнитивных функций и контроля за поведением.
Индекс стереотипии мышления резко повышен и в среднем по группе составил 43%. Повышение числа ответов по животным (А%) и числа тривиальных ответов говорит о стереотипном характере мышления, препятствии творческому отношению. Т.о., в целом, качественные вышеуказанные и количественные показатели свидетельствуют о формальном стиле восприятия, повышении индекса стереотипии. 53% испытуемых продемонстрировали полное отсутствие контроля над аффектом. Повышение С и СF до 32% связано со спонтанным, интенсивным, захлестывающим выражением чувств. По содержанию в протоколах не найдено ни одного ответа, описывающего позитивные, добрые эмоции.
Агрессия: в 65 из 100 протоколов присутствуют ответы агрессивного, морбидного содержания, при чем, если вслед за Вейнером4, выделить два вида агрессивного поведения: агрессию соревновательную и агрессию враждебную, то у наркозависимых преобладала последняя. Не исключено, что это связано с изменением физического состояния, вследствие абстиненции. Изучение социального взаимодействия показало, что у наркозависимых социальная активность ограничена направленной на поиск ПАВ. У лиц, длительно употребляющих ПАВ вообще отсутствует какая-либо социальная активность, за исключением поиска ПАВ. Наличие большого числа ответов MOR говорит о значительных трудностях поддержания адаптивного уровня самооценки, в особенности как следствие видения себя, своего тела поврежденным и дисфункциональным. «Труп, месяц пролежавший; красное – одна нога, отрубили го- лову» (II), «Заяц, уши с головы на зад натяну-ли»(IV). В своих ответах испытуемые идентифицируют себя скорее с жертвой насилия, чем с агрессором, при этом жертва не заслуживает жалости, а напротив порицания и умерщвления. Так проявляет себя, свойственное нашим испытуемым, чувство вины и аутоагрессия. Тон ответов, вообще, скорее негативный, эмоционально окрашен отрицательно.
Обращает на себя внимание обилие «страшных», пугающих образов-интерпретаций: «Бэтмэн», «голова дьявола», «животное с раскрытой пастью бросается на меня». Мир людей представляется наркозависимым непредсказуемым, полным опасностей, внушающим страх. Интересны защитный механизм, используемый наркоманами, – это так называемая девитализация (М.Лузли-Устери, 1965; Б.Клопфер, 1954). Объекты, внушающие страх, представляются не в виде реальных живых существ, а фантастическими персонажами сказок, фильмов, а также изображенными на рисунках, карикатурах, в виде статуй. Естественно, что взрослому мужчине не пристало бояться страшных историй! Страх, пережитый в вымысле, теряет часть своей разрушительной силы наяву – это своего рода десенсибилизация страха, к которой бессознательно прибегают лица, страдающие наркозависимостью прибегают для уменьшения внутренней тревоги.
В целом, наркозависимые так проявляют амбивалентное отношение к наркотизации. С одной стороны, это стремление к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ с целью развития и поддержания интенсивных эмоций, с другой, чувство вины за это, т.к. наркоманическое поведение – социально неприемлемо, способы добычи наркотика – порой социально опасны. В связи с этим, наркоманию, на наш взгляд, можно рассматривать как парасуицидальное, аутоагрессивное поведение.
Список литературы Тест Роршаха в психодиагностике факторов наркозависимости
- Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. -М: 1980.
- Роршах Г. Психодиагностика. Методика и результаты диагностического эксперимента по исследованию восприятия (истолкование случайных образов)/Пер. с нем. В.И.Николаева. -М: 2003. -Цитаты со стр. 26, 59, 99.
- Белый Б.И. Тест Роршаха. Практика и теория/Под ред. Л.Н.Собчик. -М: 2005.
- Weiner Irving B. Principles of Rorschach Interpretation. -Mahwah, New Jersey, London: Lawrence Erlbaum Associates Publishers, 1998.
- Exner John E. Jr. A Rorschach Workbook for the Comprehensive System. Fifth Edition. -Published by Rorschach Workshops, Ashville, North Carolina, 2001. -323 pp.
- Траубенберг Рауш де Н. Тест Роршаха. -М: 2005.