Тигiр тайыг - жертвоприношение небу в культуре хакасов (конец XIX - начало XXI века)

Автор: Бурнаков Венарий Алексеевич, Бурнаков Артас Алексеевич, Торбостаев Каврис Михайлович, Цыденова Дарима Цыденовна

Журнал: Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология @historyphilology

Рубрика: Этнография народов Евразии

Статья в выпуске: 5 т.13, 2014 года.

Бесплатный доступ

На основе архивных, полевых и литературных сведений рассматривается комплекс традиционных мифологических воззрений хакасов о Небе. С ним ассоциировалась идея верха, света, плодородия и добра. Присущие ему свойства  отдаленность, недосягаемость, необъятность и постоянство в традиционном сознании способствовали его абсолютной сакрализации. Небо, будучи важнейшей частью космоса, одновременно выступает и в качестве верховного божества. По традиционным воззрениям, оно со всеми его светилами санкционирует жизнь всего, что есть на земле; также диктует естественный ход вещей на земле: течение времени, мерности пространства, направление развития общества и т. п. Небо выступало в качестве высшей судебной инстанции и карающей силы. Полагали, что Небеса неотделимы от самого бытия человека и сопутствуют человеку от рождения и до смерти и в итоге определяют его судьбу. Это способствовало развитию мысли о том  «что вверху, то и внизу». Свод неба выступал своего рода зеркалом: люди, вглядываясь в него, узнавали отражения своих судеб и перспектив жизни. Верили, что поклонение Небу обеспечит плодородие, процветание и успех в жизнедеятельности людей, что и предопределило формирование ритуальной практики жертвоприношений Небу.

Еще

Хакасы, традиция, верования, миф, обряд, небо

Короткий адрес: https://sciup.org/147219105

IDR: 147219105

Список литературы Тигiр тайыг - жертвоприношение небу в культуре хакасов (конец XIX - начало XXI века)

  • Адрианов А. В. Очерки Минусинского края. Отдельный оттиск из «Сибирского Торгово-Промышленного Календаря» на 1904 г. Томск: Паровая Типо-лит. П. И. Макушина, 1904. 62 с.
  • Адрианов А. В. Айран в жизни минусинского инородца//Записки ИРГО по отд. Этнография. 1909. Т. 34. С. 489-524.
  • Аюпов Н. Г. Тенгрианство как открытое мировоззрение. Алматы: КИЕ, 2012. 264 с.
  • Бичеев Б. А. Дети Неба -Синие Волки. Мифолого-религиозные основы этнического сознания калмыков. Элиста, 2005. 200 с.
  • Бичеев Б. А. Тенгрианство как центральноазиатская религиозная система//Время и культура в археолого-этнографических исследованиях древних и современных обществ Западной Сибири и сопредельных территорий: проблемы интерпретации и реконструкции. Томск: Аграф-Пресс, 2008. С. 269-273.
  • Бичурин Н. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950. Т. 1. 381 с.
  • Бутанаев В. Я. Топонимический словарь Хакасско-Минусинского края. Абакан, 1995. 288 с.
  • Бутанаев В. Я. Бурханизм тюрков Саяно-Алтая. Абакан, 2003. 260 с.
  • Галданова Г. Р. К вопросу о верованиях ранних монголов//VI Международный конгресс монголоведов. М., 1992. С. 24-33.
  • Дашковский П. К. Мировоззрение кочевников Саяно-Алтая и сопредельных территорий поздней древности и раннего Средневековья (отечественная историография и современные исследования). Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011. 244 с.
  • Дробышев Ю. И. Горизонты тенгрианства//Сибирь на перекрестье мировых религий. Новосибирск, 2006. С. 276-280.
  • Дробышев Ю. И. Буддизм и тенгрианство: конфронтация или сотрудничество?//Буддийская культура: источники, источниковедение, языкознание и искусство. СПб.: Петербургское востоковедение, 2008. С. 107-121.
  • Жумаганбетов Т. С. Культ Тенгри как основа государственной идеологии древнетюркского каганата//Восток. 2006а. № 2. С. 119-126.
  • Жумаганбетов Т. С. Генезис государственно-религиозной идеологии в древнетюркских каганатах//ЭО. 2006б. № 4. С. 154-162.
  • Катанов Н. Ф. Отчет о поездке, совершенной с 15 мая по 1 сент. 1896 г. в Минусинский округ Енисейской губернии. Казань: Типо-лит. Имп. Казанского ун-та, 1897. 104 с.
  • Катанов Н. Ф. Наречия урянхайцев (сойотов), абаканских татар и карагасов (Образцы народной литературы тюркских племен, изданные В. В. Радловым). СПб.: , 1907. Т. 9. 640 с.
  • Кляшторный С. Г. Тюркоязычных народов мифология//Мифы народов мира. М.: Сов. энциклопедия, 1988. Т. 2. С. 536537.
  • Кляшторный С. Г. История Центральной Азии и памятники рунического письма. СПб., 2003. 560 с.
  • Кляшторный С. Г., Савинов Д. Г. Степные империи Евразии. СПб.: Фарн, 1994. 165 с.
  • Кляшторный С. Г., Савинов Д. Г. Государства и народы евразийских степей: от древности к Новому времени. СПб.: Петербургское востоковедение, 2009. 432 с.
  • Кляшторный С. Г., Султанов Т. И. Степные империи древней Евразии. СПб., 2005. 346 с.
  • Коновалов П. Б. Культ Мунхэ Тэнгри у средневековых монголов и его истоки//Чингисхан и судьбы народов Евразии. Улан-Удэ, 2003. С. 423-433.
  • Костров Н. А. Качинские татары. Казань:, 1852. 66 с.
  • Кызласов И. Л. Изображение Тенгри и Умай на Сулекской писанице//ЭО. 1998. № 4. С. 39-53.
  • Кычанов Е. И. Кочевые государства от гуннов до маньчжуров. М.: Вост. лит., 1997. 319 с.
  • Лаппо Д. Е. Троеверы: Из жизни минусинских инородцев//На сибирские темы. СПб.: Тип. Тов-ва «Общая польза», 1905. С. 9-52.
  • Майнагашев С. Д. Жертвоприношение Небу у бельтиров//МАЭ. 1916. Т. 3. С. 93-102.
  • Малов С. Е. Памятники древнетюркской письменности: тексты и исследования. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1951. 452 с.
  • Малов С. Е. Енисейская письменность тюрков. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1952. 114 с.
  • Малов С. Е. Памятники древнетюркской письменности Монголии и Киргизии. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1959. 108 с.
  • Мармонтова Т. В. Тенгрианство как традиционная система мировоззрения кочевников//Центральная Азия от Ахеменидов до Тимуридов: археология, история, этнология, культура. СПб., 2005. С. 347-349.
  • Потапов Л. П. Этнический состав и происхождение алтайцев. Л.: Наука, 1969. 196 с.
  • Потапов Л. П. К вопросу о древнетюркской основе и датировке алтайского шаманства//Этнография народов Алтая и Западной Сибири. Новосибирск, 1978а. С. 3-36.
  • Потапов Л. П. Древнетюркские черты почитания Неба у саяно-алтайских народов//Этнография народов Алтая и Западной Сибири. Новосибирск: Наука, 1978б. С. 50-64.
  • Потапов Л. П. Алтайский шаманизм. Л.: Наука, 1991. 321 с.
  • Скрынникова Т. Д. Харизма и власть в эпоху Чингисхана. М.: Вост. лит., 1997. 216 с.
  • Советколы А. А. Тенгризм. Да благословит нас Тенгри//Культурные контакты Казахстана: история и современность. Алматы, 1998. С. 97-101.
  • Степанов А. П. Енисейская губерния. СПб.: Тип. Конрада Вингебера, 1835. Ч. 1. 278 с.
  • Сунчугашев Р. Д. Топонимия Хакасии. Абакан: Хак. кн. изд-во, 2009. 198 с.
  • Тендрякова М. В. От государственной религии к забытым культам//Религии в истории и культуре монголоязычных народов России. М.: Вост. лит., 2008. С. 133-158.
  • Урбанаева И. С. Шаманская философия бурят-монголов: центральноазиатское тэнгрианство в свете духовных учений. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2000а. Ч. 1. 267 с.
  • Урбанаева И. С. Шаманская философия бурят-монголов: центральноазиатское тэнгрианство в свете духовных учений. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2000б. Ч. 2. 205 с.
  • Хакасско-русский словарь. Новосибирск: Наука, 2006. 1114 с. Щукин Н. С. Шаманство у народов Северной Азии. Статья первая//Отдельный оттиск. Прибавление к Журналу Министерства Народного Просвещения. 1846. № 1. С. 25-44.
  • Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. М.: Ладомир, 1999. 488 с.
  • Яковлев Е. К. Этнографический обзор инородческого населения долины Южного Енисея и Объяснительный каталог Этнографического отдела музея. Описание Минусинского музея. Минусинск: Тип. В. И. Корнакова, 1900. Вып. 4. 212 с.
Еще
Статья научная