Тихон Иванович Полнер и его корреспонденция из Норвегии
Автор: Батшев Максим Владимирович, Трифонова Светлана Александровна
Журнал: Культурное наследие России @kultnasledie
Рубрика: Имена и события прошлого
Статья в выпуске: 2, 2021 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена журналисту, политическому и земскому деятелю рубежа XIX-XX веков Тихону Ивановичу Полнеру. На основе неизвестных документов хранящихся в фонде Архива Российской академии наук рассмотрена его биография доэмигрантского периода. Из многожанрового наследия Полнера выделена не характерная для общественного деятеля часть - путевые записки, написанные в 1907 г. во время его пребывания в творческом отпуске в Норвегии. На основе этого материала показано становление Полнера как автора путевых очерков, получивших широкое распространение в журналистике последующего периода.
Норвегия, путевые записки, полнер, творческое наследие
Короткий адрес: https://sciup.org/170191502
IDR: 170191502 | DOI: 10.34685/HI.2021.33.2.009
Текст научной статьи Тихон Иванович Полнер и его корреспонденция из Норвегии
Одной из интересных, но забытых на сегодняшний день фигур в общественной и литературной жизни России рубежа XIX–XX веков является Тихон Иванович Полнер. Известный больше литературоведам своей биографией Льва Толстого, он остаётся менее известен, как земский деятель и прежде всего как журналист, редактор журнала «Голос Минувшего». Документальное наследие Полнера в России представлено небольшим фондом, находящемся в Архиве Российской академии наук (далее –
АРАН)1 и публикациями в журналах «Голос Минувшего», газете «Русские Ведомости», двумя книгами об истории деятельности земских учреждений в России: «Общеземская организация на Дальнем Востоке» и «Наше земство за 50 лет его работы». Поэтому изучение его творческого наследия представляет интерес как для исследователей местных земских учреждений рубежа веков, так и для исследователей путевых очерков и заметок, характеризующих становление самого жанра в русской журналистике и являющихся важным источником для повседневный жизни описываемых им территорий. Целью же данной работы является введение в научный оборот части личных документов и творческого наследия русского журналиста и путешественника Тихона Ивановича Полнера.
На сегодняшний день не существует биографии Тихона Полнера нет даже полной библиографии его работ, он остается, прежде всего, автором самой известной своей книги «Лев Толстой и его жена. История одной любви»2. Восполнить эти пробелы возможно, обратившись к фонду, хранящемуся в Архиве РАН. Не рассматривая деятельность Т.И. Полнера, как представителя земства и партийного сообщества, остановимся, прежде всего, на двух аспектах – биографии Пол-нера и одном из направлений его творческой деятельности – путевых очерков из Норвегии.
Говоря о его биографии, надо отметить, что данных о его жизненном и творческом пути сохранилось немалое количество, в том числе собственноручно написанная им по просьбе редакции газеты «Русские Ведомости» «Автобиография»3, которая хранится в Архиве РАН в фонде 648, выделенным в 1958 году из фонда В.И. Семевского. Согласно этой «Автобиографии», написанной в 1913 году. мы располагаем точными данными о периоде его жизни до этого года. В частности, об образовании и его службе в земских и общественных организациях. По словам Т.И. Полнера он родился в 1864 году в семье сенатора Ивана Ивановича Полнера. Учился в 2, а потом в 3 Петербургских гимназиях, а в 1884 году поступил в Санкт-Петербургский университет на историко-филологический факультет, который так и не закончил. Чем он занимался в течение двух лет своего временного «простоя» в образовании неизвестно. Возможно, именно в это время он начал писать свои литературные и публицистические произведения. В «Автобиографии» об этом не упоминается. Свою учебу он возобновил в 1888 году, но уже на юридическом факультете, который благополучно закончил в 1892 году. На- чало своей литературной деятельности Полнер относит к 1890 году. Первой своей серьёзной публикацией он считал статью по истории театра «Гаррик в Макбете», напечатанную в «Русской Мысли». Эта статья имела в авторской судьбе Тихона Ивановича счастливое продолжение: «Покойный Фл[орентий] Ф[едорович] Павленков, прочтя эту статью, поручил мне написать биографию Гаррика, что мною и сделано для его «Жизни замечательных людей». (появилась в 1891 году)»4/
После окончания Университета Полнер начал свою деятельность в московском земстве, оставя литературное творчество в качестве увлечения. Однако и в качестве земского деятеля он продолжал писать. Так, в 1895 году участвуя в организации очередной Всероссийской художественно-промышленной выставки в Нижнем Новгороде и работая на выставке в течение нескольких месяцев, давал пояснения на экспозиции города Москвы. И в это же время написал два сочинения с рассказами о различных отраслях московского городского хозяйства. Более того, в том же году Полнер начал печататься в «Русских Ведомостях». В следующем году стал постоянным сотрудником газеты, по сути, начав журналистскую деятельность, не бросая службы в земстве.
В 1898 году начинается «провинциальный» период его карьеры – сначала Тихон Иванович провёл полгода в Уфимской губернии, где работал в кружке князя Шаховского по организации помощи голодающим, а затем в следующем 1899 г. поступил на службу в Статистический отдел Тульского губернского земства. В Туле он задержался на несколько лет, став заведующим статистическим отделом. По его собственным словам, служба в этот период не была лёгкой, местные власти иногда даже запрещали въезд статистиков в деревни. Тем не менее за 1902-1903 гг. Полнер подготовил подворные и оценочные данные по Епифанскому уезду, которые были изданы в виде отдельной книги в Туле.
В 1904 году, во время начавшейся русско-японской войны, Т.И. Полнер отправляется на Дальний Восток. Однако в военных действиях он не участвовал, а служил в качестве секретаря, кассира и бухгалтера общеземской организации. Главной его задачей в это время было оказание помощи раненым русским солдатам. Эта деятельность продолжалась восемь месяцев. Судить о ней можно, в том числе, и по подготовленному Полнером отчёту о деятельности общеземской организации во время русско-японской войны.
На этом автобиография Тихона Ивановича Полнера заканчивается. О последующих событиях его жизни можно судить, прежде всего по его творческой деятельности – в газете «Русские ведомости», журналах «Голос минувшего», «Голос минувшего на чужой стороне», «Борьба за Россию». Два последних журнала приходятся на период его жизни и творчества в эмиграции. Однако до эмиграции во Францию в 1919 г. Полнер успел послужить сенатором Первого департамента в период Временного правительства.
Для подробной биографии Т.И. Полнера, которая должна представлять собой отдельное исследование, в фонде АРАН содержится большое количество различных записных книжек, заметок и писем. Среди этого разнообразного материала особо выделяются путевые записки, составленные автором в ходе служебных и творческих поездок. Часть этих «записок», прежде всего «Корреспонденция из Норвегии», была опубликована в газете «Русские ведомости» в 1907 г., сразу после их написания, и в «На чужой стороне» уже после эмиграции. Однако другие – «Письма из Уфимской губернии»5, «Крым весною (путевые наброски»)6, «По южному берегу Крыма (история одной прогулки)»7 так и остались в рукописях и хранятся в фонде Полнера в АРАН.
Опубликованная «Корреспонденция из Норвегии» нехарактерна для ряда путевых очерков Полнера. Прежде всего – отличаясь территорией описания и теми впечатлениями, которая эта страна произвела на автора. Уфимская губерния и Крым, являясь частью Российской империи, не требовали того большого количества пояснений и разъяснений, которое дает журналист в норвежских очерках. В отличие от тех же «Писем из Уфимской губернии», написанных в ходе служебных поездок по земским делам, норвежские
«зарисовки» появились на свет как наблюдения и впечатления автора во время его творческого отпуска, предпринятого в 1907 г. с целью написания книги «Общеземская организация на Дальнем Востоке»8. Книга была написана и появилась на свет в 1908 – 1910 гг. Норвежские же очерки, созданные в тот же период, стали совершенно другим по жанру проявлением творчества Т.И. Полнера. Создавались и издавались они практически одновременно, отсылаясь автором по мере написания в редакцию «Русских ведомостей» и выходя в разделе «Иностранные известия». Полностью, единым текстом они появились только в 1925 г. в журнале «На чужой стороне» под названием «Клочки воспоминаний (Норвегия)»9.
Это произведение по сути является тем, что в современной литературе классифицируется как научно-популярная литература. Кроме исторических, географических, политических фактов, рассказа о традициях и хозяйственной жизни населения Норвегии, текст насыщен личными впечатлениями, зарисовками о природе и собственной жизни автора в этой стране. Сам он называет себя «русским путешественником, путешествующим для удовольствия»10. Даже на сегодняшний день «путевые записки» о Норвегии Полнера содержат большое количество информации, мало известной русскоязычному читателю. Судя по всему, и автор многое узнавал в ходе пребывания в Христиании, приехав туда как «не подготовленный» путешественник, не владея норвежским языком, основывая все свои знания на литературных произведениях Г. Ибсена, А. Гарборга и К. Гамсуна. Несмотря на то, что это прежде всего, как было сказано выше, путевые записки, текст можно разделить на несколько направлений – описание достопримечательностей, исторические данные о Норвегии и современное политическое положение, географические описания, сведения о традициях и быте местных жителей, собственные впечатления автора.
Описание достопримечательностей у Полнера постоянно пересекается с норвежскими писателями и их литературными произведениями. С самого начала своего повествования он говорит об отеле, в котором поселился, мотивируя свой выбор уже упомянутыми Ибсеном, Габоргом и Гамсу-ном. Для Полнера выбранный «Grand Hotel» сам является достопримечательностью, о которой он пишет с восторгом, вспоминая и писателей, и их литературных персонажей. Осматривая окрестности отеля, добавляет: «Весело было сознавать, что вглядываешься, наконец, собственными глазами в эту особенную жизнь, столь близкую и знакомую по книгам».11 Кроме описания Национального театра, памятников вокруг него, т.е. самого центра современного Осло, путешественник описывает и остальные места, в которых он побывал. При общем восхищении столицей Норвегии и другими населенными пунктами, описаний их домов, памятников и пр. не большое количество. По сути оно сводится к впечатлению о широкой Иоханес-Гаде и двум скульптурам перед театром. Полнер отмечает здесь непривычную для многих государств особенность: «В те времена только норвежцы могли поставить памятники живым людям…»12 и размышляя о смысле двух памятников – Ибсену и Бьернсону, подробно описывает и их, и различие между этими двумя авторами. В остальном он ограничивается замечанием, что наплыв туристов постоянно увеличивается и появляются все новые отели 13.
Большую часть путевых очерков Полнера занимают исторические данные о Норвежском государстве и его современное политическое и экономическое положение. Исторический экскурс он начинает с XIV в. и заканчивает современным ему периодом, рассказывая о всех перипетиях Норвегии по обретению независимости, указывая даже источник полученной им информации: «Эти исторические справки, помнится, прочел я в забытой теперь книжке Фритиофа Нансена «La Norvege et l`union avec la Suede».14 Естественно, для русского человека он указывает на влияние России в становлении независимости Норвегии.
Современное политическое положение государства описывается им подробно с большим количеством деталей, включая истории о короле Гоконе, королеве Мод и самом богатом человеке в Норвегии Микельсене. Основываясь в том числе и на той же книге Нансена, Полнер рассказывает об экономическом положении государства, утверждая, что лес и рыба – главные сокровища страны и экономика сильно влияет на политическое положение в государстве. В частности, он уверяет, что в Норвегии нет подходящих условий для развития социал-демократии, а передовая демократия этого государства приводит к «сглаживанию социальных неравенств»15.
Неотъемлемой составляющей почти всех путевых очерков являются описания мест, которые посетил автор, и красот природы. Не исключение и записки Т.И. Полнера. У него нет точного географического описания страны, но он не обходится без рассказа о дорогах, горах, лесах и пр., говоря о своих поездках или же описывая все то же экономическое положение государства. Эти замечания носят больше личный характер: «… я мирно шел в горах, вдыхал лесные ароматы и наслаждался ярким, свежим вечером»16. Описания возникают как дополнение к рассказам о том, что делал Полнер в Норвегии, куда ездил, куда отправлялся пешком. Описывая свои приключения в горах и встречу с двумя девушками, следящими за стадом коров, непременно добавляет о том, как хороши дороги, насколько органично они вплетены в окружающую природу. Несмотря на то, что подобных описаний немного, в очерках журналиста они, в традициях русской литературы – поэтичны: «Норвежская природа обворожительна. Нигде не видел я такого гармоничного соединения красоты снеговых гор и нежно окрашенной, голубой воды, причудливо вьющихся фиордов»17.
Много и часто в своих «Клочках воспоминаний» Т.И. Полнер пишет о местных жителях, их жизненном укладе, быте, традициях. Эйфории у автора, судя по его произведению, нет, но есть глубокая симпатия и уважение к местным жителям. Ему одинаково интересны и люди, с которыми он живет в одном доме и те, которых
-
15 Там же. С. 196.
-
16 Там же. С. 186.
он случайно встречает в транспорте, и даже те, о которых он знает только по рассказам. Тема его квартирных хозяев полна симпатии и иногда даже восхищения. Подробно описан, насколько это возможно в небольшом по объему произведении, уклад жизни, четко определена семейная иерархия: «Во главе семьи стояла дама лет 40 с чем-нибудь<…>. В непосредственном ее подчинении находились: муж и дочь».18 Для автора явно непривычна норвежская дисциплина даже в быту: «День строго и раз навсегда распределен»19, однако ему приходится следовать ей, как и остальным домочадцам: «от этих правил нельзя было отступать, как, впрочем, и ото всех остальных»20.
Как земского деятеля, Полнера интересуют все аспекты жизни населения в Норвегии – и будни, и праздники. Обеспечение правопорядка в стране, с его точки зрения, выше всяких похвал. Особенно удивляет статья бюджета, выделяющая полиции средства на пирожки для заблудившихся и попавших в участок детей. Он уверяет, что был очевидцем того, как местный житель попрекал депутата за то, что полиция этими своими пирожками сбивает с толку и портит детей. Применительно к пьяным полиция не столь добродушна, по наблюдениям автора. Несмотря на то, что он сам редко встречал людей в таком состоянии, журналист, ссылаясь на статистические данные, утверждает, что норвежцы в начале XX века были на одном из первых мест в мире по потреблению алкоголя. Такое несоответствие статистики и личных наблюдений Пол-нер объясняет тем, что полиция забирала всех пьяных в участок и выпускала только после протрезвления.
Продолжая свои наблюдения журналиста и земского деятеля, он видит достоинства и недостатки в различных явлениях норвежской жизни. Например, непривычная для русского человека система образования, при котором мальчики учатся вместе с девочками «от низшей школы до университета». В то же время подмечает и сходство в том, что высшее и отчасти среднее образование – привилегия состоятельных людей. Удивляет его слияние двух праздников: детского весеннего и празднования дня конституции.
-
18 Там же. С. 183.
Проведение этого празднования в 1907 г. вызывает у Полнера ироническое замечание: «По нынешним временам – смешная идиллия, не правда ли?»21 Не привычных для себя вещей и явлений автор подмечает большое количество, они не вызывают у него отторжения или неприятия, они вызывают любопытство: «Я уезжал плененный Норвегией – с твердым решением вернуться, как можно скорее, и всмотреться в эту оригинальную жизнь – как можно пристальнее»22.
Не характерные, на первый взгляд, для земского деятеля, автора статистических работ, путевые очерки, написанные во время пребывания в Норвегии в 1907 г., являются закономерным продолжением его творческой деятельности. Это видно благодаря «Автобиографии» Т.И. Полнера 1913 г., отложившейся в его фонде в АРАН. Несмотря на насыщенную событиями земскую службу, он находит время для журналистской деятельности, которая впоследствии займет все его время. Изучение его биографии и первых путевых очерков, созданных до эмигрантского периода, позволяет судить о становлении Полнера не только как журналиста, но и писателя, а также становится важным источником для анализа становления путевых записок, как распространенного и востребованного жанра в литературе XX века.
Список литературы Тихон Иванович Полнер и его корреспонденция из Норвегии
- Ибсеновская неделя в Христиании // Русские Ведомости. 1907. № 132.
- Полнер Т.И. Автобиография // АРАН. Ф. 648. Оп. 1. Д. 30.
- Полнер Т.И. Клочки воспоминаний (Норвегия). // На чужой стороне. 1925. IX. С. 181-204.
- Полнер Т.И. Крым весною (путевые наброски) // АРАН. Ф. 648. Оп. 1. Д. 16.
- Полнер Т.И. Лев Толстой и его жена. История одной любви. М., 2000.
- Полнер Т.И. Общеземская организация на Дальнем Востоке: (со многим иллюстрациями в тексте). М., 1908-1910.
- Полнер Т.И. Письма из Уфимской губернии // АРАН. Ф. 648. Оп. 1. Д. 11.
- Полнер Т.И. По южному берегу Крыма (история одной прогулки) // АРАН. Ф. 648. Оп. 1. Д. 17.
- Полнер Т.И. // АРАН. Ф. 648. Оп. 1.