Типология дизайн-объектов предметной среды по степени гендерной выразительности

Бесплатный доступ

Статья рассматривает один из актуальных социокультурных вопросов современного дизайна: выявление типологии дизайн-объектов с учетом гендерного фактора.

Типология, дизайн, гендер, среда

Короткий адрес: https://sciup.org/14488965

IDR: 14488965

Текст научной статьи Типология дизайн-объектов предметной среды по степени гендерной выразительности

На протяжении истории человек формирует свое пространство. Так, Н.Н. Николаенко называет первые жилища Homo sapiens периметром безопасности, то есть «радиальным», личностным ближним пространством (3, с. 170).

История организации пространства свидетельствует о наличии неких полярных начал (контрастов). Разделение жилища на мужскую и женскую половину свойственно большинству культур. Причем, чем больше становилось жилище, тем значительнее увеличивалось расстояние между комнатами супругов. Прерогативой женщины оставалось ведение домашних дел, организация быта.

А. Высоковский характеризует дом как явление всеобъемлющее, откуда начинается путь к социальным и культурным институтам. «Дом, – подчеркивает он, – это чувство собственности, ощущение безопасности и обеспечение индивидуальности, неповторимости среды, служащей для экспозиции “себя” внешнему миру и одновременно для создания глу- боко персонализированной среды, точно соответствующей вкусам и смыслам ее обитателей» (1, с. 162–187).

С давних времен характер отношений полов в процессе разделения труда внутри русской крестьянской семьи представляет жилая среда изб. Все основные действия у печи выполнялись в семье женщинами, поскольку, по сравнению с тяжелыми полевыми работами, «грязная», «черная» работа была занятием сравнительно более легким. Изба делилась на «белую» мужскую половину и «черную» женскую, а печь способствовала данному разделению. Такое явление, как возведение перегородок в крестьянских избах в советское время, было характерной приметой новой эпохи. Они имели целью отделить кухню от спальни, чтобы изолировать грязную женскую работу; в результате дело приготовления пищи приобретает характер чего-то второстепенного, хотя и нужного. Приведенный факт – одна из предпосылок дальнейшего расслоения семьи и одновременно более четкого проявления ген-

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ

4 (42) июль-август 2011 112-115

дерных границ мужского и женского.

Отметим еще два немаловажных элемента домашнего пространства, обязательных в домах привилегированной части населения, – спальня и гостиная. Если спальня – средоточие внутреннего мира семьи, то гостиная – пространство для демонстрации престижа семьи, ее потребительских возможностей. Все функциональные вещи выносятся за пределы спальни. В супружеской комнате не должно быть вещей, несущих в себе идею работы. Спальный покой призван воплощать успокоительный мир природы, противопоставленный суетному миру общества. Именно поэтому образ спальни часто носит «женский» характер.

В советском обществе основными концепциями, определявшими гендерные отношения, являлись концепции этакратической гендерной системы, в которой государство имеет значительное влияние не только на публичную, но и на частную жизнь людей. В отсутствие возможности обустраивать личное жилье, которое, по сути, и не было личным (так, в романе А. Чаковского «Победа» американский журналист Чарльз искренне удивляется, как это русская семья может быть счастлива в коммуналке), для советской семьи послевоенного периода особую символичность приобрело строительство дачи. Дачный дом и участок являлись индивидуализированной жилой средой, полем средовой активности семьи, где исполнялись исконные гендерные роли: мужчина выполнял строительные работы, женщина работала на земле, выращивая цветы и др.

К 80-м годам XX века в проектировании жилищной среды наметился определенный сдвиг: квартиры и комнаты стали больше по площади, расширился спектр бытовых удобств, что в дальнейшем способствовало формированию пространства с учетом гендерного фактора.

Россия уже более двадцати лет является частью мирового культурного пространства и подвергается воздействию тех же глобализационных процессов и стереотипов, что действуют, например, в Европе или Америке. В настоящее время развивается российская культура потребления, повысился уровень возможностей и для дизайнера, проектирующего дом или офис. Большой ассортимент товаров: мебели, оборудования, материалов – свидетельствует о расширившемся поле действия дизайнера, задача которого – угодить самому прихотливому вкусу – мужскому и женскому.

В окружающем человека предметном мире, отмечают Ф.В. Федоров и Ю.С. Сомов, нет изолированных, индивидуально существующих вещей. Вещи вкупе с архитектурой формируют предметную среду, в которой живет человек. В масштабе целого вещи способны формировать индивидуальный образ, отвечающий общему художественному замыслу (4, с. 70).

В рамках данной статьи возникает необходимость рассмотреть понятия «среда» и «образ среды». В отечественном искусствоведении понятие «среда» (историческая среда) нашло отражение в работах О. Генисаретского, Э. Григорьева, А. Иконникова, Г. Минерви-на, А. Раппопорта, О. Чепуровой и др.

Исходя из теории В.Т. Шимко, в которой выявлены три источника средового состояния (архитектурный, дизайнерский, атмосфера среды), можно отметить, что эти источники концептуально неразрывны и все они являются предметом проектирования, хотя способы их проектного формирования различны. Фундаментом становления средовой структуры считаются «носители» эмоционального начала, определенным образом организованные и нацеленные производственные и бытовые процессы, и, главное, участники процесса, люди (то есть мужчины и женщины. – О.Х. ), как «исполнители» данной деятельности, так и ее «наблюдатели», «потребители» средовых ощущений (5, с. 43).

Как правило, во взрослый период жизни человека его гендерный статус стабилен. Тем не менее мы моделируем гендер в каждой конкретной ситуации. В реальности и в повседневной практике гендер пронизывает все аспекты жизни от микро- до макроуровней.

Гендер как социокультурное понятие, располагающее личностными характеристиками, можно сопоставить с понятием «образ среды». Образ среды, по мнению В.Т. Шимко, это комплексное взаимодействие эмоционального содержания протекающих процессов, чувств человека, его впечатлений от облика предметов, заполняющих пространственную ситуацию, и решения этой ситуации (5, с. 49) Исследователь подчеркивает, что «… главной мерой всех вещей и их комбинаций является личность ... которая и “лепит” образ среды». (5, с. 49). Под взаимовлиянием образа среды и гендера следует понимать, с одной стороны, воздействие человека на среду и изменение среды в соответствии с идеалами и потребностями мужчины и (или) женщины, с другой – вынужденное принятие мужчиной/ женщиной предметной среды в соответствии с законами социума (жизни).

На протяжении истории человек не только приспосабливается к предметной среде, но и целенаправленно меняет ее. Можно обозначить сходство природной среды и пола, предметной среды и гендера. Если пол, в отличие от гендера, – изначальная данность, то и природная среда, в отличие от предметной (искусственной), – то, что не является продуктом деятельности человека.

Таким образом, все объекты материальной культуры классифицируются в зависимости от принадлежности к той или иной сфере предметной среды, от их дистанционного уровня приближения к потребителю, что позволяет говорить об определенной гендерной роли этих объектов.

Проведенный анализ на наличие гендерного содержания в объектах дизайна позволил объединить в три группы сферы дистанционного потребления объектов гендерного содержания.

  • 1.    В первой группе объектов материальной культуры гендерный фактор проявляется в морфологии формы, цвета, фактуры. Функциональное значение этих объектов делает их исключительно «мужскими» или «женскими» , создавая, в свою очередь, наиболее яркий гендерный образ. Примерами являются костюм,

  • 2.    Вторая группа объектов, «преимущественно мужских» или «преимущественно женских», имеет четко заданный художественный образ «мужского» или «женского». Принцип формообразования таких объектов выражается в композиции, они обладают качествами полярных пар (бинарных оппозиций): вертикаль – горизонталь, симметрия – асимметрия, статичность – динамичность, геометричность – пластичность и т.д.

  • 3.    К третьей группе мы отнесли объекты, чьи образ, функциональное значение, социально-культурное содержание не имеют явной гендерной направленности. Это могут быть объекты «общего пользования» (например, организующие городское пространство, такие как общественный транспорт, лестнично-лифтовые узлы и др.). Объекты третьей группы мы определили как нейтральные , употребив выражение А. Аалто, (2, с. 16), созданное для характеристики такого явления, как стандартизация изделий. Объекты третьей группы составили общественную сферу объектов гендерного содержания.

различные предметы личного пользования, аксессуары и др. Такие объекты составили сферу индивидуального пользования .

В ходе работы нами выявлено устойчивое соотношение сфер дистанционного потребления. Сферы можно представить в виде градационной схемы: приближенных или удаленных по отношению к личному пространству человека (мужчины, женщины) зон.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что гендерная выразительность объекта дизайна проявляется ярче, если объект входит в личную сферу потребления человека (мужчины или женщины) или смежную с ней сферу (жилище). При этом и гендерная самоидентификация отдельной личности проявляется в предпочтении конкретного объекта материальной среды для индивидуального пользования. Гендерные стереотипы в объектах дизайна, удаленных от сферы личного пользования человека (мужчины, женщины), проявляются и активизируются в общественной среде, отражая и одновременно формируя гендерное

мировоззрение общества в целом.

Гендерные стереотипы нашли свое отражение в окружающей среде, где предметы и свойства осмысливаются при помощи конструкций, ассоциирующихся с мужским и женс- ким началами. Гендерная дифференциация наличествует в реальном физическом пространстве: в структуре жилища, в структуре учебного или развлекательного заведения, святилища и т.д.

Статья научная