Типы русских прялок в Сибири: способы их изготовления

Бесплатный доступ

В статье впервые приводятся сведения о способах и приемах изготовления прялок корневых или цельных из одного ствола дерева с корнем, а также составных - из разных деревьев. Обычно прялку искусствоведы и этнографы описывают как предмет художественного значения. О том, как изготавливалась прялка, столь необходимая в повседневном быту русского крестьянина, в литературе говорится мало. Автор попытался показать некоторые технические приемы создания прялок разной формы в Сибири.

Русские прялки в сибири, типы и конструктивные особенности прялок, способы изготовления прялок

Короткий адрес: https://sciup.org/14522137

IDR: 14522137

Текст научной статьи Типы русских прялок в Сибири: способы их изготовления

Искусство и техническое мастерство в крестьянском творчестве представляют неделимое целое.

Русскую прялку не обошли вниманием искусствоведы и этнографы. Ей посвящено много научных работ. Надо отметить, что искусствоведы, занимающиеся народно-прикладным и художественным искусством, особое внимание уделяли не прялке как орудию прядения, а ее украшениям (лопаски, ножки, донца), резьбе и росписи. Декор щедро представлен на этой важной «рукотворной вещи», необходимой в повседневном быту русского крестьянина.

О конструктивных особенностях прялок и их отдельных частей некоторые сведения есть в немногочисленных работах В.С. Воронова [1972], Н.И. Лебедевой [1956], О.В. Кругловой [1974]. Вот описания разных видов русских прялок, сделанное В.С. Вороновым: «Деревянная ручная прялка состоит из двух главных частей: вертикальной части (лопаска, ножка), куда привязывали кудель и горизонтальной (донце), где сидит пряха. Вертикальная часть прялки вставляется (втыкается как, например, в прялках ярославского типа или ввинчивается, как в прялках тверского типа) 340

В.С. Воронов в возвышение или подножку, “гнездо”, сделанное в одном конце донца. В некоторых типах прялок (например, в вологодских или ярославско-костромских) горизонтальная и вертикальная части вырезаются из одного цельного дерева, из той нижней части ствола, где он вместе с корнем дает прямой или приблизительно прямой угол» [1972, с. 204]. Такие цельные прялки в народном быту северных русских губерний назывались копылами. Позднее это название стало синонимом слова прялка [Там же].

О.В. Круглова по конструкции разделяет прялки на сплошные или корневые, сделанные целиком из одного корня и «прямизны» (ствола дерева), разъемные или составные из гребня с шейкой (ножкой), т.е. лопаски и донца [1974, с. 11].

Об изготовлении прялок семейскими автор этих строк писал: «Делали их в основном из целого обрезка комля дерева, вырубленного с корнем, расположенным почти под прямым углом относительно ствола. Донце – из корня, лопаска из ствола» [Болонев, 1980, с. 150].

Изучала русские прялки искусствовед Н.В. Та-рановская. В своей статье она дала следующее определение: «…русская прялка – это стоячок в виде лопастки, гребня или развилки, крепящейся под прямым углом к подставке – донцу, на которую садится пряха. Делали прялки из единого куска дерева – пня с корнем. Их называли “копани”, “копылы”, “кокорицы”» [Тарановская, 1981, с. 93]. Через двадцать лет она пишет: «Прялки вырубались из пней березы, ели с корнями или делались составными, где стоячок крепился в выступающую голову донца или в “шип” или ввинчивался» [Та-рановская, 2001, с. 1].

В Сибири собранные учеными и хранящиеся в музеях прялки в основном сделаны из пихты, ели и кедра, реже – березы. Из березы прялка получается тяжелая, а из кедра, ели и пихты – более легкая, проще поддающаяся обработке.

Этнографическое описание прялок и их функционального назначения – большая редкость в научной литературе. В этом плане следует отметить работу Н.И. Лебедевой [1956, с. 461–540]. Она выделила четыре типа прялок: лопатообразные, гребнеобразные, вилкообразные и палкообразные. Их вставляют в приспособление для сидения (донце). Н.И. Лебедева указала области их распространения [1956, с. 487] и выделила локальные приемы и способы прядения, характерные для великорусского населения [1956, с. 587–590].

Названные типы прялок во многом меняют представление об этом орудии прядения, отрезвляя горячее воображение некоторых этнографов-искусствоведов, видящих в росписях на прялках изображение райского сада или царства небесного, др. сюжеты.

Типы и формы прялок разных провинций связаны с особыми климатическими условиями и наличием определенных пород деревьев, а также с хозяйственной потребностью сделать процесс прядения удобным и рациональным.

Для изготовления прялок вырабатывались особые технические приемы и навыки, требовалась сноровка и мастерство, применялись разного рода инструменты (топор, копаница, лом, пилы, долота, нож). Процесс это трудоемкий, сопряженный с целым рядом действий: поиском дерева с нужным корнем, годным для донца, его выкорчевкой и обработкой. Иногда нужные для прялки деревья обнаруживали во время корчевки леса под пашню. Подсчитано, что для расчистки путем «чертежа» одной хозяйственной десятины из-под леса средней густоты и возраста затрачивали 25–50 людских поденщин и 5–10 конных. Больше всего времени требовалось на выкорчевку пней: от 20 до 40 дней [Бутович, 1898, с. 129–130].

Во время экспедиционных работ в селах Забайкалья нам удалось записать способы корчевания пней. Корни обычно подсекались копаницей, а затем извлекались при помощи лома, лопаты и ваги. Потомственный крестьянин из села Большой Куналей Тарбагатайского района Бурятии Иван Андреевич Рыжаков, которому пришлось расчищать лес под пашню в местности Барка, где впоследствии был образован новый поселок, рассказывал: «Строевой лес и деловую древесину вырубали заранее и вывозили обычно зимой, мелкие деревья и кустарники срубали весною, часть леса сгнивала быстро, особенно березняк. Большие деревья и камни не убирали с пашни – их опахивали. Раскорчевка длилась несколько лет. Оставшиеся пни уже при пахоте окапывали копа-ницей. Пахарь шел за сохой, а за поясом (иногда тканым) или кушаком была копаница. Когда соха цеплялась за корень, пахарь останавливал коня и начинал окапывать пень». Если пень был высокий (больше одного метра) и с толстым корнем, расположенным почти перпендикулярно к стволу дерева, то корень откапывали и обрубали так, чтобы он был годен для донца, а лишнюю толщину стесывали. Пень раскалывали или аккуратно расщепляли, оставляли остов для будущей прялки, вывозили в деревню и там стесывали лишнюю древесину, придавая нужную форму.

У старообрядцев каждый мужик владел топором. Руки крестьянина, привыкшие к любой работе по хозяйству, всегда находились в постоянной связи с деревом: валили лес, рубили, пилили, строгали, тесали и мастерили. Этот монотонный труд мало интересовал исследователей-искусствоведов, уделявших основное внимание украшению прялки. Производство изделий разной формы – от рогульки и гребня до корневой прялки с мощной лопаской вологодского типа (стояк высотой до одного метра) – требовало умения. Цельные богатырские прялки встречаются в Забайкалье. Их делали из столетних кедров. Не каждый мужик мог сделать из прялки произведение искусства. Изготовить, вытесать цельную природную корневую прялку мог только мастер, подобно скульптору, откалывавший лишние куски дерева, приближаясь к нужной форме. Так, мастер готовил из массивного комлевого ствола с умело вырубленным корнем (примерно под прямым углом) нужные в хозяйстве приспособления для прядения. Только после этого наносились резьба и роспись.

Составная прялка включала следующие элементы: лопаски, ножки (иногда называют шейкой) и донца или большой деревянный гребень и донца. В последнем случае на зубья большого гребня напяливали грубо обработанные волокна или свалявшуюся шерсть и расчесывали небольшим ручным деревянным гребнем.

В Сибири были распространены прялки двух типов – корневые и составные. Корневым в старообрядческих поселениях отдают предпочтение. Так, у семейских по конструктивной форме прялки определяли прилежание и трудолюбие семьи. По изделию судили о хозяине. Девушкам, выходившим замуж, было принято давать в приданное корневую прялку или швейку, что свидетельствовало о трудолюбии и достатке семьи. Если прялка была не корневая, а составная, то над невестой смеялись: «Какие твои родители ленивые, нерадивые, даже не могли найти корня на прялку» [Лебедева, 1975, с. 93].

Нужно отметить, что древнейшей считается прялка из копани, т.е. корневая. Такая прялка найдена в свайном неолитическом поселении на р. Мод-лоне (Вологодская обл.), в торфяном слое начала II тыс. до н.э., вместе с семенами культурного льна [Лебедева, 1956, с. 486].

Плотники, резчики и живописцы часто передавались приемы мастерства по наследству. В Сибирь переселенцы из разных областей России перенесли традиции изготовления прялок. Преобладают прялки, характерные для Русского Севера (вологодские, карельские, каргопольские). Это отражает процесс первоначальной колонизации Сибири русскими из Вологодской и Архангельской губерний. Позже в Сибирь хлынули переселенцы из центральных и южных областей Европейской России. Отсюда проистекает разнообразие способов обработки дерева, нанесения резьбы и особенности росписи.

Русские прялки этнографы Сибири изучаются и как традиционное народное изобразительное искусство [Русакова, 1989, с. 5–6], и как художественное народное творчество [Фурсова, 2012, с. 103]. Нами предпринята попытка показать способ технической обработки дерева с целью получения орудия прядения.

Список литературы Типы русских прялок в Сибири: способы их изготовления

  • Болонев Ф.Ф. Прядение, ткачество и вязание у семейских Забайкалья (XIX -начало XX в.)//Этнография Северной Азии. -Новосибирск: Наука, 1980. -С. 139-163.
  • Бутович Н. Земледелие в связи с характеристикою естественных условий пахотных угодий//Материалы комиссии для исследования землевладения и землепользования в Забайкальской области. -СПб., 1898. -Вып. 11. -С. 129-131.
  • Воронов В.С. О крестьянском искусстве//Избранные труды. -М.: Сов. художник, 1972. -350 с.
  • Круглова О.В. Русская народная резьба и роспись по дереву. -М., 1974. -С. 239.
  • Лебедева А.А. Семья и семейный быт русских Забайкалья//Быт и искусство русского населения Восточной Сибири. -Новосибирск: Наука, 1975. -Ч. II. -С. 81-101.
  • Лебедева Н.И. Прядение и ткачество восточных славян//Восточнославянский этнографический сборник: очерки народной материальной культуры русских, украинцев, белорусов в XIX -начале XX в. -М.: Изд-во АН СССР, 1956. -806 с. -(Тр. Ин-та этнографии; т. 31).
  • Русакова Л.М. Традиционное изобразительное искусство русских крестьян Сибири. -Новосибирск: Наука, 1989. -175 с.
  • Тарановская Н.В. Русские прялки//Добрых рук мастерство: произведения народного искусства в собрании Государственного Русского Музея. -Л.: Искусство, 1981. -С. 312.
  • Тарановская Н.В. Русские прялки//Альманах. -СПб., 2001. -Вып. 7. -С. 50.
  • Фурсова Е.Ф. Народное художественное творчество крестьян Западной Сибири: северорусские и уральские традиции в орнаментации прялок//Археология, этнография и антропология Евразии. -2012. -№ 3. -С. 103-113.
Еще
Статья научная