Толстовское непротивление в контексте Серебряного века, русской революции и русской эмиграции: часть 2

Бесплатный доступ

Работа посвящена, с одной стороны, рассмотрению генезиса идей Л.Н. Толстого о «непротивлении злу насилием» в контексте русской мысли XIX в., с другой - ретроспективному восприятию «непротивления» в эпоху Серебряного века, в годы революции и Гражданской войны, а затем в эмиграции. На основе религиозно-философских трактатов Толстого, работ и высказываний видных толстовцев, а также свидетельств современников автор попытается воссоздать культурологический фон толстовства и ответить на вопросы: насколько «непротивление» было востребовано русским обществом конца XIX столетия? какие психологические и культурно-философские практики вызвало к жизни толстовское «непротивление»? Автор приходит к выводу, что идеи Толстого следует рассматривать в динамике: от трактата «В чем моя вера?» к статье «Неделание» и антивоенным статьям начала XX в. В ситуации Русско-Японской войны Толстой не так уверенно говорит о непротивлении, как раньше. Продолжая пользоваться категориями нравственной логики, он ощущает в происходящих событиях знакомую ему в молодости мистериальную логику войны. Рецепция же публицистики Толстого еще более показательна. Если Вл.С. Соловьев и В.В. Розанов в последние годы XIX в. еще полемизируют с Толстым традиционно: с точки зрения несоответствия «непротивления» основам христианства, то Д.С. Мережковскому и Л. Шестову, пишущим о Толстом в начале XX в., «непротивление» совершенно не интересно: их больше занимает сущностное понимание писателем Бога как эманации добра. С началом Первой мировой войны толстовское отрицание насилия продолжает существовать в обществе и литературе, возрождая идеи Толстого времен Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Окончание войны породило идею моральной ответственности Толстого за пораженчество. Новая большевистская власть тоже воспринимала «непротивление» как ложную ценность. Последнее перечитывание «непротивления» относится к первым годам эмиграции (работа И.А. Ильина). Как в «красной», так и в «белой» среде толстовство было признано несостоятельным и к концу 1920-х гг. окончательно сдано в архив.

Еще

Лев толстой, непротивление, ненасилие, неделание, религиозные трактаты, нравственно-религиозная проповедь, вл. соловьев, розанов, мережковский, шестов, бердяев, ильин

Короткий адрес: https://sciup.org/149145242

IDR: 149145242   |   DOI: 10.54770/20729316-2024-1-135

Список литературы Толстовское непротивление в контексте Серебряного века, русской революции и русской эмиграции: часть 2

  • Агарин Е.В. Антивоенные выступления в журналах толстовцев 1916–1918 гг. // Русская публицистика и периодика эпохи Первой мировой войны: Политика и поэтика. М.: ИМЛИ РАН, 2013. С. 504–513.
  • Бердяев Н.А. Кошмар злого добра (О книге И. Ильина «О сопротивлении злу силою») // Путь. 1925. № 4. С. 78–81.
  • Богданова О.А. Русская классика и восприятие Первой мировой войны в литературной среде России 1914 г. На материале журнала «Русская мысль» и других изданий // Русская публицистика и периодика эпохи Первой мировой войны: Политика и поэтика. М.: ИМЛИ РАН, 2013. С. 119–144.
  • Богданова О.А. Русско-японская война и новое осмысление наследия Достоевского // Новый филологический вестник. 2022. № 2(61). С. 109–119.
  • Богомолов Н.А. Другой Толстой. Писатель глазами русских символистов // Toronto Slavic Quarterly. 2012. № 40. Spring. С. 7–22.
  • Гачева А.Г. Филология на службе философии: Опыт анализа «Трех разговоров» Владимира Соловьева // Соловьевские исследования. 2010. № 2. С. 50–82.
  • Евлампиев И.И., Матвеева И.Ю. Принцип «непротивления злу насилием» Л.Н. Толстого в контексте русской религиозной философии конца XIX – начала ХХ века // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2020. Т. 24. № 2. С. 165–180.
  • Ильин И. О сопротивлении злу силою. Берлин: Типография Общества «Presse», 1925. 11 с.
  • Луначарский А.В. О Толстом. М.; Л.: Государственное издательство, 1928. 140 с.
  • Магомедова Д.М. «Переписывание классики» на рубеже веков: сфера автора и сфера героя // Литературный текст: Проблемы и методы исследования. Т. 6. М.: РГГУ, 2000. С. 212–218.
  • Магомедова Д.М. Переписывание сюжета о «новых людях» в русской прозе конца XIX – начала XX вв. (В.В. Вересаев и З.Н. Гиппиус) // Новый филологический вестник. 2018. № 2(45). С. 118–127.
  • Мережковский Д.С. Л. Толстой и Достоевский (Религия) // Мережковский Д.С. Полное собрание сочинений: в 24 т. Т. 11–12. М.: И.Д. Сытин, 1914. 240, 274 с.
  • (а) Пономарев Е.Р. И.А. Бунин и Л.Н. Толстой: автореф. дис. … к. филол. н.: 10.01.01. СПб., 2000. 23 с.
  • (b) Пономарев Е.Р. Лев Толстой в литературном сознании русской эмиграции // Русская литература. 2000. № 3. С. 202–211.
  • Пономарев Е.Р. Отечество в философских построениях И.А. Ильина: литературные проекции // Studia Litterarum. 2021. Т. 6. № 3. С. 222–243.
  • Римский В.П., Резник С.В., Мюльгаупт К.Е. Учение Л.Н. Толстого о насилии и ненасилии в зеркале русских революций // Наука. Искусство. Культура. 2019. № 3(15). С. 75–93.
  • Толстой Л.Н. Одумайтесь! // Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. Т. 36. М.; Л.: ГИХЛ, 1936. С. 100–148.
  • Шестов Л. Добро в учении Л. Толстого и Ницше (Философия и проповедь). СПб.: Шиповник, 1911. 192 с.
Еще
Статья научная