Традиционализм и онтологическая недостаточность человека

Автор: Гилл Е.В., Крапчунов Д.Е.

Журнал: Logos et Praxis @logos-et-praxis

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 2 т.23, 2024 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена феномену традиционализма в контексте онтологической недостаточности человека. Концепция онтологической недостаточности представляет человека как онтологически раскрытую структуру. Авторы описывают три способа размыкания человека: онтологический (духовный, осуществляемый духовными практиками традиционных религий), онтический (социальный) и виртуальный. В культуре существуют разные способы репрезентации недостаточности, которая может преодолеваться или корректироваться. В глобальной реальности кризис идентичности и усиление чувства нехватки связаны с изменением структур личности и идентичности в динамичной социальной реальности, где всё большую роль играет виртуальный способ размыкания человека к миру и множатся виды онтического бытия. Ответом на усиление нехватки становятся два постсекулярных вектора виртуализации: прямой уход в виртуальность и традиционализм, импульсом которого является возвращение к социальному в такой его утерянной форме, которая бы обещала укорененность, а именно в традицию; возврат к религии в неразрывной связи с ее национальным носителем. В свете концепции онтологической недостаточности и на основе полевых исследований явлений традиционализма в России и других странах авторы эксплицируют традиционализм как виртуализацию реальности и манипулятивную подмену онтологического онтическим. Особенность традиционализма как мировоззрения и идеологии состоит в том, что он представляет саму традицию в качестве ценности, тогда как она есть механизм сохранения и передачи ценностей. Показано, что традиционализм представляет собой наиболее радикальную культурную форму возврата структур исторического прошлого, которое представляется духовно необходимым. Однако эти структуры являются отжившими, не конструктивными, и обращение к ним вместо преодоления недостаточности превращает человека в самодостаточную структуру, то есть противоречит принципиальной онтологической открытости человека.

Еще

Онтологическая недостаточность, традиция, традиционализм, духовная практика, религия

Короткий адрес: https://sciup.org/149146833

IDR: 149146833   |   DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2024.2.5

Список литературы Традиционализм и онтологическая недостаточность человека

  • Бодрийяр 2013 - Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция / пер. О.А. Печенкина. Тула: Тульский полиграфист, 2013.
  • Быстров 2001 - Быстров В.Ю. Человек в мире традиций: монография. Великий Новгород: Изд-во НовГУ 2001.
  • Дворкин web -Дворкин А.Л. Сектоведение: учеб. пособие. В 2 кн. 4-е изд. М.: Изд-во ПСТГУ, 2024. Кн. II // http://bookscafe.net/book/ dvorkin_aleksandr-sektovedenie-153094. html? ysclid=lsaa13ewx0331081903
  • Дугин 2002 - Дугин А.Г. Философия традиционализма. Серия: Новый Университет. М.: Арк-тогея-Центр, 2002.
  • Котова, Лискова 2021 - Котова О.А., Лискова Т.Е. Обществознание. 11 класс. Модульный три-актив-курс. М.: Национальное образование, 2021.
  • Крапчунов 2022 - Крапчунов Д.Е. Практики конструирования этнокультурной идентичности русского народа: от возникновения русской традиции и государственности к современным фальсификациям // Ортодоксия. 2022. № 3. С. 175-198. DOI: 10.53822/2712-92762022-3-175-198
  • Левашов 2013 - Левашов Н. В. Россия в кривых зеркалах. Киев: Золотой век, 2013.
  • Литвинцева, Пашедко 2017 - Литвинцева Г.Ю., Пашедко Ю.М. Русская культура как основа национальной идентичности россиян // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 11 (65). Ч. 1, ноябрь. С. 31-33. DOI: 10.23670/IRJ.2017.65.018
  • Макаров 2001 - Макаров А.И. Традиция против истории в философии современного европейского традиционализма // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. М.: Еди-ториал УРСС, 2001. Вып. 6. С. 275-283.
  • Макаров, Пигалев 2002 - МакаровА.И., Пигалев А.И. Традиционализм // История философии. Энциклопедия. Минск: Интерпрессервис: Книжный дом, 2002. С. 183-186.
  • Морозова 2009 - Морозова Е.А. Традиционные ценности православного этического образования (1811-1917 гг.) // Ярославский педагогический вестник. 2009. Т. 59, № 2. С. 110-114.
  • Рогожина 2021 - Рогожина Н.Г. Проблема Глубокого юга Таиланда - сепаратизм малайских мусульман // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2021. Т. 14, № 1. С. 176-193. DOI: 10.23932/2542-02402021-14-1-9
  • Русская Народная... web - Русская Народная Линия: О нас // https://ruskline.ru
  • Указ Президента РФ от 09.11.2022... web - Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // https://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202211090019?ysclid= ltfnd3f8zp189229472&index=3
  • Хобсбаум 2000 - Хобсбаум Э. Изобретение традиций // Вестник Евразии. 2000. № 1. С. 47-62.
  • Хоружий 2017 - Хоружий С.С. Злоключения традиции, или Почему нужно защищать традицию от традиционалистов // Вопросы философии. 2017. № 9. С. 104-121.
  • Хоружий 2015 - Хоружий С.С. Проблематика рисков современности: концептуальные основания и ведущие подходы // Фонарь Диогена: человек в многообразии практик. 2015. Т. 1, № 1. С. 131-157.
  • Хоружий 2013 - Хоружий С.С. Как обходиться без бытия, или механика Латона // Вопросы философии. 2013. № 10. С. 50-67.
  • Чиркова web - Чиркова Н.В. Традиционные ценности православия в контексте современного российского воспитания и образования // http://nauch-idea.ru/index.php/arkhiv/16-3-9/ 154-traditsionnye-tsennosti-pravoslaviya-v-kontekste-sovremennogo-rossijskogo-vospitaniya-i-obrazovaniya
  • Элиаде 2000 - Элиаде М.А. Трактат по истории религий. В 2 т. / пер. с фр. А.А. Васильева. СПб.: Алетейя, 2000.
  • Alberts 2019 - Alberts W. Religious Education as Small 'i' Indoctrination: How European Countries Struggle with a Secular Approach to Religion in Schools // Center for Educational Policy Studies Journal. 2019. № 9 (4). Р. 73-90. DOI: 10.25656/ 01:18834; 10.26529/cepsj.688
  • Sedgwick 2004 - Sedgwick M. Against the Modern World: Traditionalism and the Secret Intellectual History of the Twentieth Century. New York: Oxford University Press, 2004.
  • What Are New... web - What Are New Religious Movements. Prof. Eileen Barker // https://youtu.be/ ysCYQW_7FMU?si=6n1rz14IQTHQ4QOk
Еще
Статья научная